Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Современные методики преподавания русского языка и литературы в школе | Гайнуллина Гульжиган Мухаммедовна. Работа №342554

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В данной статье анализируются современные методики преподавания русского языка и литературы, акцентируя внимание на их адаптации к требованиям ФГОС. Рассматриваются инновационные подходы, такие как использование цифровых технологий, игровые методы и проектная деятельность. Обсуждаются преимущества и недостатки различных методик, а также их влияние на образовательный процесс и развитие учащихся.

Ключевые слова: методики, ФГОС, цифровые технологии, игровые методы, проектная деятельность, инновационные подходы, образовательный процесс

Современные методики преподавания русского языка и литературы в школе

 

Гайнуллина Гульжиган Мухаммедовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 4 г. Бугульма

 

Аннотация. В данной статье анализируются современные методики преподавания русского языка и литературы, акцентируя внимание на их адаптации к требованиям ФГОС. Рассматриваются инновационные подходы, такие как использование цифровых технологий, игровые методы и проектная деятельность. Обсуждаются преимущества и недостатки различных методик, а также их влияние на образовательный процесс и развитие учащихся.

Ключевые слова: методики, ФГОС, цифровые технологии, игровые методы, проектная деятельность, инновационные подходы, образовательный процесс

 

Современное преподавание русского языка и литературы в школе сталкивается с рядом вызовов и требований, которые диктует время. В условиях быстро меняющегося мира, обилия информации и новых технологий важным становится не только знание материалов, но и умение их применять. Педагогические методы, используемые в процессе преподавания, должны быть адаптированы к этим новшествам и обеспечить не только передачу знаний, но и развитие у учеников критического мышления, способности к анализу и творческого подхода в изучении предмета.

Одной из современных методик является применение проектного метода обучения. Он подразумевает активное вовлечение учеников в процесс создания проектов, которые могут быть связаны как с литературными произведениями, так и с языковыми аспектами. Например, учащиеся могут создавать мультимедийные презентации по произведениям классиков, проводить исследования о влиянии авторов на развитие литературного процесса в России, или устраивать литературные квесты. Такой подход делает обучение более динамичным, увлекательным и интересным, поскольку ученики работают над теми темами, которые их искренне волнуют. А совместная работа над проектом формирует у них навыки сотрудничества и ответственность за конечный результат.

Кроме того, все более популярными становятся игровые технологии. Учебные игры помогают сделать обучение более активным и вовлекающим. Это могут быть как ролевые игры, где ученики представляют различные литературные персонажи, так и конкурсы по знанию произведений, поэтические баттлы и другие мероприятия. Игровой подход позволяет снизить стресс, связанный с изучением сложного материала, и создает атмосферу доверия и команды. Кроме того, такие занятия развивают креативный подход к мышлению учащихся и способствуют лучшему запоминанию материала. Игры активизируют процессы обучения, привнося в него элементы неожиданности и соревнования.

Интеграция цифровых технологий также становится важным аспектом современного преподавания. Использование мультимедийных средств, онлайн-ресурсов и конструкций для создания контента значительно обогащает уроки. Ввод новых технологий позволяет задействовать различные формы представления информации: видео, интерактивные тесты, платформы для совместной работы, и множество других ресурсов. Это делает уроки более разнообразными и интересными. Также рекомендуется использовать социальные сети как платформу для общения о литературе и русском языке. Ученики могут делиться своими мыслями о прочитанных книгах, обсуждать героев, находить новую литературу, и таким образом развивать коммуникацию в области языка и литературы.

Важным направлением становится и дифференцированное обучение, которое позволяет учитывать индивидуальные особенности и темпы усвоения материала разными учащимися. Педагогам важно разрабатывать задания, которые будут не только развивать интерес к языку и литературе, но и соответствовать разным уровням подготовки и стилистическим предпочтениям учащихся. Например, задание может быть одно для класса, но с возможностью вариативности в его выполнении: кто-то создает презентацию, кто-то пишет впечатление о произведении, а кто-то может снять видеообзор книги. Таким образом, каждый ученик сможет проявить свой интерес и индивидуальные способности. Это достигает более полного вовлечения в процесс обучения и является довольно эффективным методом для поддержки мотивации.

Не менее важным аспектом современного преподавания является активное использование критического мышления и методов анализа текста. На уроках русского языка и литературы необходимо не просто учить правила и текст, но и развивать у учеников умение задавать вопросы, делать выводы, анализировать литературные произведения. Учащиеся должны уметь не только читать произведение, но и интерпретировать его, видеть подтексты и философские смыслы. Работа в парах или малых группах, где ученики могут регулярно обмениваться мнениями о прочитанном, также ежедневно способствует этому процессу. Важно научить их в культуре дискуссии, где каждое мнение ценится, а аргументы перевесивают слова.

Таким образом, современные методики преподавания русского языка и литературы емко сочетают в себе проектный подход, игровую практику, интеграцию технологий и дифференциацию обучения. Эти методы создают активную образовательную среду, где ученики становятся полноправными участниками своего обучения, что, безусловно, влияет на их мотивацию, интерес к предмету и, как результат, на качество образования. С каждым годом растет потребность в активных и поддающихся изменениям методах, что делает работу педагогов более многогранной и интересной.

 

Список литературы

Барабанова, М. Ю. Методик

а преподавания русского языка: таблицы, схемы, комментарии: Учеб.-метод. пособие / М. Ю. Барабанова.- Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2014.- 62 с.

Собирова З.М.К вопросу о коммуникативной компетенции молодёжи//. Русский язык и литература в поликультурном ми

ре, 20 май.2022г.: материалы международная научно-практическая конференции. - Фергана: 2022. - С.31-34.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X