Современные методы и приёмы активизации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы | Тарасенко Светлана Николаевна. Работа №345861
В статье рассматриваются современные методы и приёмы, направленные на активизацию учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Описаны практические подходы, которые помогают сделать уроки более интересными и эффективными, способствующими развитию критического мышления, творческих способностей и коммуникативных навыков. Приводятся конкретные примеры заданий и упражнений, которые могут быть использованы учителями в повседневной практике.
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Тарасенко Светлана Николаевна, учитель
МБОУ "Ялтинская школа" ДНР, Першотравневый район пгт. Ялта
Аннотация. В статье рассматриваются современные методы и приёмы, направленные на активизацию учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Описаны практические подходы, которые помогают сделать уроки более интересными и эффективными, способствующими развитию критического мышления, творческих способностей и коммуникативных навыков. Приводятся конкретные примеры заданий и упражнений, которые могут быть использованы учителями в повседневной практике.
Ключевые слова: активизация учебной деятельности, русский язык, литература, методы преподавания, критическое мышление, творческие способности, коммуникативные навыки.
Современное образование предъявляет высокие требования к качеству преподавания, особенно в гуманитарной сфере. Учителя русского языка и литературы сталкиваются с задачей не только передать знания, но и развить у учащихся критическое мышление, творческие способности и умение общаться. Для этого необходимо применять современные методы и приёмы, способные активизировать учебную деятельность и сделать уроки более увлекательными и продуктивными.
Одним из эффективных методов активизации учебной деятельности является проектная деятельность. Проекты позволяют ученикам работать в группе, самостоятельно исследовать выбранную тему и представлять результаты своей работы в различных формах — от докладов и презентаций до видеороликов и театральных постановок. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина ученики могут создать проект "Пушкин в XXI веке", в рамках которого они могут снять короткометражный фильм, подготовить выставку или провести исследование влияния его произведений на современную культуру. Такая работа способствует развитию исследовательских навыков, творческого подхода и умений работать в команде.
Интерактивные технологии играют важную роль в активизации учебной деятельности. Использование интерактивных досок, онлайн-ресурсов и образовательных платформ позволяет сделать уроки более динамичными и интересными. Учитель может использовать мультимедийные презентации, видеоматериалы, интерактивные упражнения и онлайн-тесты для разнообразия форм работы на уроке. Например, при изучении фонетики и орфоэпии можно использовать специальные приложения, которые помогают ученикам тренировать правильное произношение и расстановку ударений.
Ролевая игра — ещё один метод, который может значительно повысить интерес учащихся к предмету. Разработка и проведение ролевых игр, театральных постановок и симуляций позволяет ученикам погружаться в материал, лучше понимать мотивы и характеры литературных персонажей, а также развивать свои актёрские и коммуникативные навыки. Например, инсценировка фрагментов из пьесы А.Н. Островского "Гроза" поможет ученикам лучше понять эмоциональные переживания героев и социальные проблемы, поднимаемые в произведении.
Метод кейсов активно используется в преподавании для развития аналитических и критических навыков. Учитель предлагает ученикам решить определённую проблему или ситуацию, основанную на изучаемом материале. Например, изучая роман "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского, учитель может предложить учащимся кейс: "Что бы вы сделали на месте Раскольникова после совершения преступления?" Это упражнение поможет ученикам глубже вникнуть в психологические и моральные аспекты произведения, а также развить навыки аргументированного обсуждения и принятия решений.
Творческие задания также являются мощным инструментом для активизации учебной деятельности. Написание эссе, стихов, рассказов на основе изученного материала позволяет ученикам выразить свои мысли и чувства, развивать воображение и литературный талант. Например, после изучения стихотворений Сергея Есенина ученики могут написать собственные стихи в его стиле или создать иллюстрации к его произведениям.
Использование дидактических игр и викторин делает процесс обучения более увлекательным и способствует лучшему усвоению материала. Игры могут быть различной сложности и направлены на разные аспекты учебного процесса: от орфографии и пунктуации до литературного анализа и критического мышления. Например, викторина по биографии и творчеству Л.Н. Толстого может включать вопросы разного уровня сложности, что позволит ученикам повторить и закрепить знания в игровой форме.
Групповые дискуссии и обсуждения стимулируют активное участие каждого ученика в учебном процессе. Учитель может предложить актуальные темы для обсуждения, которые затрагивают не только учебный материал, но и жизненные ситуации, моральные и этические вопросы. Например, обсуждение темы "Честь и достоинство в произведениях русской литературы" может включать анализ героев и их поступков, а также сопоставление с современными реалиями.
Для успешной активизации учебной деятельности важно учитывать индивидуальные особенности учеников, их интересы и уровень подготовки. Учитель должен создавать благоприятную атмосферу на уроках, поощрять инициативу и творчество, поддерживать стремление к самовыражению и самосовершенствованию. Важно, чтобы каждый ученик чувствовал свою значимость и был мотивирован на активное участие в учебном процессе.
Таким образом, современные методы и приёмы активизации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы играют важную роль в формировании всесторонне развитой личности. Использование проектной деятельности, интерактивных технологий, ролевых игр, кейсов, творческих заданий, дидактических игр и групповых обсуждений позволяет сделать процесс обучения интересным и эффективным. Это способствует развитию критического мышления, творческих способностей и коммуникативных навыков, что является залогом успешной социализации и профессиональной реализации учащихся в будущем.
Список литературы
Павлова А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка //Русский язык в школе. – 2017.- №8. – с.11-15.
Клишова
О.Г. Использование информационно –коммуникативных технологий на уроках литературы /О.Г.
Клишова
//Управление качеством образования. – 2018. - №3. –с.22-28.