Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Современные методы и приемы обучения русскому языку в начальной школе | Коротина Людмила Викторовна. Работа №345691

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена современным методам и приемам обучения русскому языку в начальной школе. Рассматриваются актуальные подходы, которые помогают учащимся не только усвоить основные правила грамматики и орфографии, но и развить творческие и коммуникативные навыки. Описаны основные методические принципы, которые способствуют улучшению процесса освоения языка, а также примеры применения различных приемов на уроках. В статье выделяется значение индивидуализации и дифференциации в обучении, использование игровых и проектных методов, а также роль современных информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка.

          Ключевые слова: русский язык, начальная школа, методы обучения, приемы, игровая методика, проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии.

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Коротина Людмила Викторовна, учитель начальных классов

МБОУ УВК "Школьная академия имени Мальцева Александра Ивановича" города Бахчисарай Республики Крым

 

Аннотация: Статья посвящена современным методам и приемам обучения русскому языку в начальной школе. Рассматриваются актуальные подходы, которые помогают учащимся не только усвоить основные правила грамматики и орфографии, но и развить творческие и коммуникативные навыки. Описаны основные методические принципы, которые способствуют улучшению процесса освоения языка, а также примеры применения различных приемов на уроках. В статье выделяется значение индивидуализации и дифференциации в обучении, использование игровых и проектных методов, а также роль современных информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка.

Ключевые слова: русский язык, начальная школа, методы обучения, приемы, игровая методика, проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии.

 

Современное преподавание русского языка в начальной школе требует от учителей использования эффективных методов и приемов, которые способствуют полноценному освоению материала и гармоничному развитию ребенка. В условиях обновленного образовательного стандарта (ФГОС) школа ориентируется на формирование не только базовых знаний, но и умений, которые помогут детям в дальнейшем успешно осваивать более сложные языковые категории и научиться применять свои знания на практике.

Одним из основных методов, используемых в обучении русскому языку, является метод наглядности. Это метод, при котором информация представляется через визуальные средства: картинки, схемы, таблицы, карточки. В начальной школе, когда дети только начинают изучать грамматические правила и строение слов, наглядность играет ключевую роль. Учитель может использовать изображения предметов, которые помогут детям лучше понять значение слов, а также демонстрации текста с выделением частей речи, с помощью чего будет легче усвоить грамматические категории. Например, для объяснения падежей можно использовать предметные картинки, которые наглядно демонстрируют, как изменяется форма слова в зависимости от его роли в предложении.

Методика проблемного обучения также получила широкое распространение в начальной школе. Суть этого метода заключается в том, что учитель ставит перед детьми задачу, решая которую они самостоятельно приходят к нужному знанию. Такой подход развивает у учащихся аналитическое и критическое мышление, помогает улучшить навыки самостоятельной работы. В контексте уроков русского языка проблемное обучение может выражаться в таких заданиях, как составление предложений по заданной теме, определение смысла слов в контексте текста или нахождение ошибок в предложениях. Дети сами размышляют, делают выводы и учат правила языка, не запоминая их механически, а осознавая их важность и место в структуре предложения.

Дифференцированный подход также является важным аспектом современного обучения. Каждому ребенку нужно предложить задания, соответствующие его уровню подготовки, возможностям и интересам. В условиях класса, где могут быть дети с разными способностями к обучению, дифференциация позволяет организовать эффективную работу, не перегружая слабых учеников и не создавая для сильных учеников скучных, однообразных задач. Например, при обучении чтению и письму можно предложить детям различную степень сложности текста, а также подобрать задания, учитывающие индивидуальные особенности ребенка — кто-то будет работать с текстом на уровне простого пересказа, а кто-то — с более сложным анализом. Такое разделение позволяет каждому ребенку двигаться в своем темпе, не испытывая стрессов, связанных с темпом работы других учеников.

Игровые методы также активно используются в обучении русскому языку, особенно в начальной школе. Игры мотивируют детей к учебной деятельности, делают процесс усвоения знаний интересным и увлекательным. Использование игровых приемов позволяет легко вводить в урок такие элементы, как повторение орфографических правил, формирование речевых умений, закрепление синтаксиса. Например, можно организовать игры, в которых учащиеся составляют предложения из предложенных слов, исправляют ошибки, играют в слова с определенными буквами или звуками. Игровая форма помогает детям легче запомнить правила и делает процесс обучения менее формальным, более живым и активным.

Проектная методика также набирает популярность в начальной школе. При этом методе учащиеся не просто выполняют задания, но и разрабатывают собственные проекты, которые могут быть связаны с изучаемым языковым материалом. Например, дети могут создать буклеты или альбомы, в которых будут подробно рассказывать о различных аспектах русского языка, его богатстве и многообразии. Такой подход развивает у детей не только творческие способности, но и важные исследовательские навыки: умение анализировать, собирать информацию, систематизировать её, а также оформлять результаты своей работы в презентабельной форме.

Современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) значительно расширяют возможности преподавания русского языка в начальной школе. Применение ИКТ позволяет учителям разнообразить процесс обучения, сделать его более динамичным и привлекательным для детей. С помощью компьютеров, планшетов и интерактивных досок можно демонстрировать детям текстовые материалы, выполнять задания на специализированных образовательных платформах, использовать анимацию и звуковые эффекты для закрепления знаний. К примеру, интерактивные упражнения для закрепления орфографии, синтаксиса, морфологии помогают детям вовлекаться в процесс, а результат в виде оценки способствует более высокому уровню мотивации к обучению.

Современные методики обучения русскому языку также требуют активного вовлечения детей в процесс диалога, обсуждения и обмена мнениями. С помощью различных видов коммуникации дети могут развивать не только грамматические навыки, но и речевые, что особенно важно для младших школьников. Работа в группах, ролевые игры, дискуссии — все это помогает детям учиться общаться, высказывать свои мысли, делиться мнениями. Речь детей на уроках русского языка должна быть не только правильной, но и живой, эмоциональной, богатой, и для этого учитель должен предоставлять им разнообразные формы речевой деятельности: обсуждения, рассказы, пересказы, ответы на вопросы и проектные задания.

Ключевым аспектом обучения русскому языку является развивающая функция уроков. Учитель должен стремиться не только к тому, чтобы дети запомнили правила, но и к тому, чтобы они научились применять свои знания в повседневной жизни. Задачи развития умений детей понимать смысл прочитанного текста, составлять логичные, грамматически правильные предложения, пользоваться языковыми средствами для самовыражения стоят перед педагогом на каждом уроке. Такие навыки являются основой для дальнейшего успешного освоения русского языка на более высоком уровне.

Таким образом, современное преподавание русского языка в начальной школе включает использование различных методов и приемов, которые делают процесс обучения более интересным, доступным и эффективным. Применение наглядных материалов, дифференцированный подход, игровые и проектные методики, а также активное внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяют учащимся не только усваивать знания, но и развивать их творческий потенциал, коммуникативные навыки и критическое мышление.

 

Список литературы

 

Калужина

Е.С., Ходырева Е.С., Гребенникова И.В. Использование активных методов обучения на уроках русского языка // Цифровая наука. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-aktivnyh-metodov-obucheniya-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 02.10.2024).

Мали, Л.Д., Климова, С.А. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах (развитие речи): учеб. пособие / Л.Д. Мали, С.А. Климова:

Пенза :

Изд-во ПГУ, 2015. – 81 с.

Тангрибергенова

, Г. А. Особенности методики обучения русскому языку в начальных классах / Г. А.

Тангрибергенова

. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 711-713. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32217/ (дата обращения: 02.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×