Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Современные методы обучения чтению младших школьников | Сыткова Лариса Павловна. Работа №338438

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья рассматривает основные принципы современных методов обучения чтению у младших школьников. Особое внимание уделено индивидуальному подходу к каждому ученику, активному вовлечению детей в процесс обучения, постепенному увеличению сложности материала и использованию современных технологий. Также обсуждаются методы развития навыков понимания прочитанного, такие как моделирование, визуализация и активное чтение.

 

Ключевые слова: обучение чтению, индивидуальный подход, активное вовлечение, постепенное увеличение сложности, современные технологии, навыки понимания прочитанного.

 

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Сыткова Лариса Павловна, учитель начальных классов

МБОУ «СШ № 7», г. Мариуполь

 

Аннотация. Статья рассматривает основные принципы современных методов обучения чтению у младших школьников. Особое внимание уделено индивидуальному подходу к каждому ученику, активному вовлечению детей в процесс обучения, постепенному увеличению сложности материала и использованию современных технологий. Также обсуждаются методы развития навыков понимания прочитанного, такие как моделирование, визуализация и активное чтение.

Ключевые слова: обучение чтению, индивидуальный подход, активное вовлечение, постепенное увеличение сложности, современные технологии, навыки понимания прочитанного.

 

Введение в мир чтения является одной из важнейших задач обучения младших школьников.

Рассмотрим основные принципы, которые лежат в основе современных методов обучения чтению.

Первый принцип – индивидуальный подход к каждому ученику. Каждый ребенок различается по темпу обучения, способностям и потребностям. Поэтому важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика при выборе методики обучения чтению. Некоторые дети быстро осваивают навыки чтения, в то время как другим требуется больше времени и поддержки. Преподаватель должен уметь адаптировать учебный материал и методику обучения под конкретного ученика, чтобы обеспечить эффективное усвоение материала и достижение успеха в обучении чтению.

Второй принцип – активное вовлечение ребенка в процесс обучения. Для успешного освоения навыков чтения необходимо создать интерес и мотивацию у детей. Учитель может использовать игровые элементы, интерактивные задания, различные виды деятельности, чтобы сделать процесс обучения увлекательным и интересным. Например, использование карточек с буквами и словами, игры на компьютере и планшетах, чтение сказок и рассказов – все это способы, которые помогут привлечь внимание и интерес детей к чтению.

Третий принцип – постепенное увеличение сложности материала. Обучение должно быть систематическим и последовательным. От простых слов и коротких предложений необходимо переходить к более сложным текстам. Постепенно увеличивая сложность материала, ребенок будет развивать свои навыки чтения и улучшать свои результаты. Преподаватель должен следить за прогрессом каждого ученика и корректировать обучение в зависимости от его достижений и потребностей.

Четвертый принцип – использование современных технологий в обучении. Современные младшие школьники – дети цифровой эпохи. Они родились в окружении компьютеров, смартфонов и планшетов. Использование технических средств в обучении чтению позволяет привлечь внимание детей и сделать процесс обучения более интересным и доступным. Мультимедийные программы, электронные учебники, онлайн-ресурсы – все это помогает детям лучше усваивать материал и развивать навыки чтения.

В развитии навыков чтения у младших школьников важную роль играет умение понимать прочитанное. Понимание текста является основной целью чтения и необходимо для успешного усвоения информации. Современные методы обучения чтению акцентируют внимание на развитии стратегий и подходов для улучшения навыка понимания прочитанного.

Одним из ключевых методов, используемых для развития навыка понимания прочитанного, является моделирование. Учитель читает текст вслух, демонстрируя при этом стратегии и подходы, которые использует для понимания. По мере чтения, учитель задает вопросы, провоцируя у младшего школьника активное участие в процессе чтения и его осмысление. Такой подход помогает детям видеть, что понимание текста – это активный процесс, и различные стратегии могут быть использованы для его достижения.

Еще одним эффективным методом развития навыков понимания прочитанного является визуализация. Ребенку предлагается представить текст в своем воображении, создавая образы и картинки на основе прочитанного. Это помогает развить визуальное мышление, а также повышает концентрацию и вовлеченность ребенка в чтение. Учитель может задавать вопросы по тексту, чтобы узнать, какие образы создал ребенок, и обсудить их с ним.

Стратегия активного чтения также является эффективным подходом для развития навыков понимания, прочитанного у младших школьников. Данная стратегия включает в себя использование различных методов, таких как задание вопросов перед, во время и после чтения, выделение ключевых идей и аргументов, а также связывание прочитанного с собственным опытом. Активное чтение способствует более глубокому пониманию текста и развитию критического мышления.

Одной из главных задач обучения чтению в младшей школе является развитие у детей интереса к чтению и мотивации к учению. Игровые методы могут быть очень эффективными инструментами в достижении этих целей.

Первым эффективным приемом является использование игровых приложений и программ. В современном мире дети активно взаимодействуют с различными электронными устройствами, поэтому использование игр в обучении чтению может быть интересным и занимательным для них. Эти приложения и программы часто предлагают различные задания и упражнения, которые помогают развить навыки чтения, например, идентификацию букв, распознавание звуков, чтение по слогам и т. д. Такой подход к обучению чтению не только развивает навыки чтения, но и заинтересовывает детей благодаря игровому контексту.

Второй прием, который может быть эффективным в обучении чтению, - это использование игровых карточек и настольных игр. Такие игры могут включать задания на навыки чтения, например, чтение слов, составление предложений, заполнение пропущенных символов и т. д. Игровые элементы создают интерес и мотивацию у детей, а также стимулируют их активное участие в процессе обучения.

Третий эффективный прием - использование ролевых игр и драматических постановок. Дети могут играть роли различных персонажей, озвучивать диалоги и прочитывать тексты. Это помогает развить навыки произношения, интонирования и понимания текста. Дети могут также создавать собственные истории и играть в них, что способствует развитию их творческого мышления и фантазии.

Четвертым эффективным приемом в обучении чтению является использование двигательных игр. Дети могут читать слова и фразы, двигаясь по специально организованному пространству, выполняя физические упражнения или играя в командные игры. Этот подход помогает укрепить связь между чтением и движением, что способствует лучшему усвоению материала.

Таким образом, сочетание индивидуального подхода, активного вовлечения, постепенного увеличения сложности, использование технологий и эффективных методов развития навыков понимания прочитанного способствует успешному обучению чтению у младших школьников, развивая не только навыки чтения, но и интерес к литературе и обучению в целом.

 

Список литературы

1. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое? / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2005. – № 2.

2. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция — Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. — 224 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×