Современные методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей, направленные на формирование здорового образа жизни | Мой кабинет. Работа №340119
Формирование здорового образа жизни у ребенка обусловлена более широкой и фундаментальной задачей укрепления здоровья нации.
Здоровый образ жизни берет основы в семье. В семье, как в системе интегрированной в общество, следовательно при его поддержке должны формироваться у детей знания и понимание основ здорового образа жизни, а также формироваться и развиваться практические навыки; кроме этого у детей должна формироваться и мотивация как осознанная потребность в практиковании здорового образа жизни, а именно: в систематических занятиях физической культурой, закаливанием, соблюдение режима сна и бодрствования, режима питания.
«Современные методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей, направленные на формирование здорового образа жизни».
Автор - составитель Кеворкова Татьяна, воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 222»
Опорные слова: здоровье, задачи, сотрудничество, понятия, содержание, особенности, общественная значимость, привычки, интегрирование в общество, здоровый образ жизни, практические навыки; мотивация, потребность, практикование, физическая культура, факторы, здоровая среда, нетрадиционные формы работы, дни здоровья, марафоны, конкурсы, семейные проекты, поделки; мини-турпоходы, модули.
Формирование здорового образа жизни у ребенка обусловлена более широкой и фундаментальной задачей укрепления здоровья нации.
Здоровый образ жизни берет основы в семье. В семье, как в системе интегрированной в общество, следовательно при его поддержке должны формироваться у детей знания и понимание основ здорового образа жизни, а также формироваться и развиваться практические навыки; кроме этого у детей должна формироваться и мотивация как осознанная потребность в практиковании здорового образа жизни, а именно: в систематических занятиях физической культурой, закаливанием, соблюдение режима сна и бодрствования, режима питания.
Зная о том, что базисные составляющие здорового образа жизни ребенка дошкольника, формируемые в образовательном процессе:
- знания о здоровье и здоровом образе жизни;
- осознание здоровья как ценности;
- смотивированность на здоровую физическую активность;
- сформированные навыки здорового поведения;
- закрепленные, встроенные в распорядок привычки здорового человека;
- высокая сопротивляемость перед вредными привычками.
Безусловно, дошкольная образовательная организация, являясь важнейшим социальным институтом вовлечена в решение этой большой задачи своими образовательными средствами. Но её возможности будут значительно усечены, если заниматься этой деятельностью без опоры на родительскую семью ребенка.
Исследования в данной области педагогов, психологов, медиков доказывают, что наиболее эффективный подход к решению проблемы формирования основ здорового образа жизни у дошкольника заключается в эффективном активном взаимодействии семьи и дошкольной образовательной организации.
Формы работы с семьёй в вопросе формирования здорового образа жизни мы стараемся разнообразить это и организация - совместные мероприятия педагогов и родителей на родительских собраний с главной линией «Мы за здоровый образ жизни»;
вечера для родителей «Веселые старты», «В гостях у доктора Айболита»; тематические акции «Здоровый образ жизни», «Подари спортивную игру детскому саду»; выпуск стенгазет, буклетов «Здорово здоровым быть!», «Что мы знаем о здоровье и т.д. Проводим совместные мероприятия для детей и родителей: КВНы, викторины по здоровому образу жизни; спортивные праздники; соревнования… И по-сколько, мы живём в век технического прогресса, используем и новые технологии: интерактивные родительские собрания в нетрадиционных формах (игры, семинары–практикумы, тренинги и др.); странички в родительских чатах и на сайте рубрике «Вопрос – ответ», а также нетрадиционные формы работы: дни здоровья и марафоны «Здоровое поколение»; конкурсы на лучшие семейные проекты, поделки; мини-турпоходы и др.
Наша работа направлена: на формирование у детей настроя на здоровый образ жизни у всех участников педагогического процесса; достаточной двигательной активности детей; укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий на фоне интереса к здоровому образу жизни.
Для реализации цели данного направления работы нами разработаны, подготовлены и реализованы в работе два модуля: просветительский (модуль 1) и практический (модуль 2), сокращенный вариант работы по модулям мы и предлагаем для ознакомления.
Задачи первого модуля:
- провести ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях;
- вооружить каждого родителя знаниями и советами по организации ухода ребенка за своим телом, так же режима дня, питания и сна в семье;
- повысить интерес родителей к деятельности дошкольной образовательной организации и жизни ребенка в ней.
Задачи второго модуля:
- привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса, созданию здоровой среды посредством неотъемлемой помощи дошкольной организации;
-оказать содействие родителям в укреплении веры в себя, в свой родительский успех, оказание поддержки родителям;
- познакомить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата;
- обеспечить тесное сотрудничество и единые требования дошкольного учреждения и семьи в вопросах здоровья детей.
На подготовительном этапе были подготовлены рабочие материалы, проводились индивидуальные опросы и беседы, с целью заинтересовать их и узнать насколько интересно данное направление, что знают родители о том, как детском саду занимаются здоровьем и развитием их ребенка, а также включить их в учебно-воспитательный процесс по формированию здорового образа жизни семьи и ребенка.
На этапе ознакомления с проблемой проводились следующие мероприятия:
для родителей:
– родительское собрание по теме: «Здоровый образ жизни семьи», для которого подобраны и реализованы методические рекомендации по созданию здоровьесберегающей среды дома; распространение лучшего опыта семейного воспитания; подбор литературы по здоровому образу жизни и показ презентации по теме формирование навыка рационального использования времени для работы, как физической, так и умственной, игры и отдыха, из чего будет сложена основа самоорганизации стиля жизни, в основу которого положено здоровье;
– ознакомление родителей с содержанием работы в дошкольной организации, направленной на формирование у детей ценностного отношения к здоровью;
– ознакомление родителей с результатами диагностики детей на предмет сформированности у них ценностного отношения к здоровью;
– обучение конкретным приемам и методам формирования у детей здорового образа жизни;
– буклет для обучения родителей способам организации совместной деятельности детей и взрослых, содержащий описание практических занятий с детьми спортом и спортивными играми (рубрика «Играем вместе с детьми»); рекомендованная детская литература по теме (рубрика «Читаем детям о здоровом образе жизни») и рекомендованный видеоматериал по теме (рубрика «О пользе для здоровья»;
– выставки рисунков детей по теме «Быть здоровыми хотим».
Практический модуль был ориентирован на работу с детьми:
– вводное занятие с воспитателем на тему: «Как стать здоровым» с целью формирования знаний в области физического развития, а именно знаний о здоровом образе жизни. На занятии предусмотрен просмотр презентации с целью формирования эмоционально-ценностного мотивационного отношения ребенка к здоровому образу жизни, мотивация следовать ему, а также формирование основ инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
– экскурсия детей в кабинет медицинского работника и мини - лекция на тему: «Неболейка. Профилактика болезней», с целью формировании знаний о здоровье и факторах, нарушающих здоровье, а также формированию навыка противостояния неблагоприятным воздействиям внешней среды;
– занятие с воспитателем по физической культуре «Двигаемся и растём» с целью формирование навыков здоровой физической активности, повышение уровня физического потенциала, физической подготовки;
– занятие продуктивной деятельностью – рисунок на тему «Быть здоровыми хотим».
Этап совместной деятельности ребенка с родителями предусматривает чтение рекомендованной литературы, совместный просмотр рекомендованного по теме видеоматериала, совместные занятия спортом и рекомендованными подвижными играми.
Рекомендуемая литература
1. Абдульманова Л.В. Организационно – педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей // Вестник «Биомедицина и социология». – 2018. - №3 [4].
2. Лунева Т.А. Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ в условиях реализации ФГОС / Т.А. Лунева, Т.М. Родионова // Детский сад: теория и практика. – 2014. – № 9.
3. Петрова О.А. Функциональные системы здорового образа жизни дошкольника / О.А. Петрова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 3.
4.Хаснутдинова С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. – 2011. – № 11.
5. Шеладева С., Пономарева О., Слободскова Н. Родители и воспитатели - партнеры / С. Шеладева и др. // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 12.