Современные образовательные технологии как способ активизации познавательной деятельности детей на занятиях по математике | Мой кабинет. Работа №341855. Номер работы: №341855
Пробуждая интерес к математике, необходимо стремиться укрепить веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей, развивать творческие возможности у слабых воспитанников, не давая остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Но для привития глубокого интереса детей к математике, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.
Современные образовательные технологии как способ активизации познавательной деятельности детей на занятиях по математике
Для организации познавательной деятельности детей одним из главных условий является мотивация, в основе неё лежат потребности и интересы личности.
Чтобы сделать занятие интересным и современным необходимо:
Продумать занятие во всех деталях, чтобы была четкая последовательность в этапах.
Необходимо подготавливать детей к восприятию новой информации
Всю необходимую информацию предоставлять на наглядном материале, который поможет в составлении собственных выводов.
Детям должно быть интересно. Рассказывать материал нужно эмоционально, показывая положительное отношение к нему.
Задача, стоящая перед педагогом – развить мышление ребенка,
Обращаться к каждому ребенку лично, по имени. Использовать обратную связь, для выявления уровня усвоения материала.
Проанализировав любую деятельность, можно выделить то, что в ней обязательно присутствует мотивационный этап, образовательная деятельность не исключение.
Можно использовать следующий материал:
Исторические задачи, легенды, сведения из истории по данной теме.
Решение задач с практическим содержанием, с использованием межпредметных связей.
Проведение исследовательских, лабораторных и практических работ с использованием моделей, чертежей, таблиц и т.п.
Решение задач, требующих расширение знаний по теме.
Математические фокусы, задачи занимательного характера.
При формировании элементарных математических представлений все занятия начинаются с определения нового понятия, затем свойства. Но дети не способны понять взаимосвязь и новые знания для них «как снег на голову». Поэтому необходимо использовать различные приемы, для формирования мотивации обучения.
Активизация познавательной деятельности – это о формах и методах. Формы делятся на индивидуальные, фронтальные и коллективные. Наиболее эффективным из них являются коллективные формы. Их особенность в том, что дети работают в небольших группах, взаимодействуя друг с другом. Такая организация обучения способствует лучшему усвоению информации, увеличивает самостоятельность детей в проработке новых знаний.
Деятельность в группе состоит из следующих элементов:
1. Предварительная подготовка детей к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.
2. Обсуждение и составление плана выполнения задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
3. Работа по выполнению учебного задания.
4. Наблюдение педагога и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
6. Сообщение детей по вызову педагога о полученных результатах, общая дискуссия в группе под руководством воспитателя, дополнение и исправление.
7. Индивидуальная оценка работы групп.
Несмотря на успешность организации группой формы работы, она не будет эффективна без фронтальной и индивидуальной форм. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется педагогом в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач, от предмета, специфики содержания, его объема и сложности.
Важнейшим структурным компонентом познавательной деятельности детей является мотив - цель деятельности. Познавательная активность стимулируется побудительными мотивами учения, делающими новое знание лично необходимым ученику, формирующим у него потребность в познании. Задача мотивации - формирование потребности во вводимом материале и внутреннего убеждения в его необходимости.
К значительным результатам в изучение математики приводит использование проблемного обучения. Проблема, поставленная перед ребенком, способствует наилучшему пониманию новой информации и активизирует интерес к познанию.
Чтобы активизировать познавательную деятельность на математике следует использовать проблемное обучение, но в атмосфере дружелюбия и увлеченности. Проблемы, которые ставит педагог должны быть маленькими и посильными для решения детьми. Это способствует творческому овладению необходимыми знаниями, умениями и навыками.
В современном мире большое значение в процессе дошкольного образования имеет развитие ребенка с помощью компьютерных технологий, формирование элементарных математических представлений не является исключением. Применение этих технологий в обучении математике объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса детей, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Главной особенностью процесса обучения с помощью использования компьютерных технологий является построение траектории процесса познания на индивидуальных способностях и интересах каждого ребенка. Педагог часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
В преподавании математики ИКТ технологии могут быть использованы на всех этапах занятия. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
Огромным плюсом использования компьютерных технологий является возможность создания различных обучающих и демонстрационных программ, моделей и дидактических игр. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение воспитанников к обучению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения детей.
Наилучшим способом активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста являются дидактические игры, разработанные с требованиями ФГОС ДО, основанные на возрастных и индивидуальных особенностях детей. Дидактическая игра – это одна или несколько математических задач, предлагаемых в занимательной форме и, как правило, с элементами соревнования. Она не только позволяет проверить умения воспитанников выполнять математические действия, анализировать, сравнивать, подмечать закономерности, но и значительно повысить интерес к математике, снять усталость, а также способствует развитию внимания, сообразительности, активизирует чувство соревнования, взаимопомощи.
Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены, дисциплинированы, мыслят самостоятельно, развивают внимание, стремятся к знаниям. Увлёкшись, они не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести приятелей по игре.
Дидактическая игра – не самоцель на занятии, а средство обучения и воспитания. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать различные виды дидактических игр: тренировочные, познавательно-контрольные, сюжетно-ролевые, творческие.
К тренировочным играм относятся такие игры как “Лото”, “Магические квадраты”, математические ребусы.
Особое место занимают творческие и ролевые игры. Проводятся они один-два раза в полгода, так как требуют длительной подготовки. На занятии разыгрываются различные ситуации. Например, творческие игры – деловые игры “Строитель” (тема “Площади многоугольников”); “Проектировщик” (тема “Примеры решения задач с помощью движения”); “Конструктор” (тема “Преобразование фигур на плоскости. ГМТ”). Познавательные игры – викторины, “Волшебное число” (тема “Решение уравнений”), “Лучший счетчик” (тема “Десятичные дроби”), “Кодированные упражнения” (тема “Десятичные дроби”).
В таких играх ребята приобретают дополнительные знания, развивают свои творческие способности. В конечном счете в игровых формах занятия реализуются идеи совместного сотрудничества, самоуправления, воспитания через коллектив, воспитания ответственности каждого за учебу и дисциплину, а главная – обучение математике.
Формирование познавательной активности может быть реализовано в той деятельности, которая интересна ребенку. Значит, высокий уровень познавательной активности возможен только на интересном занятии по предмету изучения.
Пробуждая интерес к математике, необходимо стремиться укрепить веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей, развивать творческие возможности у слабых воспитанников, не давая остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Но для привития глубокого интереса детей к математике, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.