Современные образовательные технологии на уроках географии | Каплунова Юлия Александровна. Работа №308007
В современных условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Вместе с тем невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.
Для развития познавательной деятельности школьников на уроках географии целесообразно использовать традиционные и активные формы, методы и приёмы обучения, и больше давать самостоятельности в приобретении знаний. Ведь мы не просто обучаем детей своему предмету, а готовим всесторонне развитую личность, способную адаптироваться к меняющимся социальным условиям жизни общества. Одна из задач педагога заключается в том, чтобы стимулировать учащегося к саморазвитию, создавать условия творческой деятельности и тем самым формировать познавательные интересы учащихся.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИАГИНСКОГО РАЙОНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 »
Обобщение педагогического опыта
учителя географии МБОУ СОШ №9 Каплуновой Юлии Александровны
Тема: «Современные образовательные технологии как условие повышения познавательной активности при изучении географии»
Одна из удивительных сторон географии заключается в том, что в детстве каждый ребенок переживает период увлечения географией. Вопрос в том, насколько нежно и прочно сможет учитель подхватить этот детский порыв и пронести его через школьные годы.
В современных условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Вместе с тем невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.
Для развития познавательной деятельности школьников на уроках географии целесообразно использовать традиционные и активные формы, методы и приёмы обучения, и больше давать самостоятельности в приобретении знаний. Ведь мы не просто обучаем детей своему предмету, а готовим всесторонне развитую личность, способную адаптироваться к меняющимся социальным условиям жизни общества. Одна из задач педагога заключается в том, чтобы стимулировать учащегося к саморазвитию, создавать условия творческой деятельности и тем самым формировать познавательные интересы учащихся.
Формирование познавательных интересов и активизация личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.
Любая деятельность человека имеет определённую цель. Основная цель работы учителя по развивающему обучению географии – развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь научно-технические решения, а также дать высшим учебным заведениям хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной специальностью.
Всем известно, что уровень, глубина и дифференцированность познавательных интересов у разных школьников далеко не одинаковы. Те школьники, у которых есть интерес к предмету, как правило, намного лучше учатся. Изучаемый материал им даётся легко. Если ученик «заболел» географией, он заражает других. И надо поддержать эту «болезнь» - развивать познавательную деятельность учащихся на уроках географии. Все эти проблемы и явились причиной становления и создания собственной методики обучения предмету.
Проблема интереса в обучении стара. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, "зацепить" так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование. Поэтому в своей педагогической деятельности по самообразованию особый акцент сделан был на теме: «Современные образовательные технологии как условие повышения познавательной активности при изучении географии».
Причиной выбора темы стал и тот факт, что в последнее время наблюдается общее снижение интереса школьников к учебной деятельности, в виду не востребованности в последующем. Поэтому актуальность данной темы при обучении географии бесспорна.
Педагогическая идея обобщения опыта заключается в создании условий для активизации познавательной деятельности учащихся посредством широкого внедрения в учебный процесс активных форм обучения.
Утверждение развивающей направленности школьного образования обусловило изменение в методике преподавания. Задачей учителя сегодня в большей степени является не преподнесение суммы готовых знаний как таковых, а общее развитие учащихся, в частности формирование общеучебных умений как средства усвоения и приобретения знаний.
Поэтому центральная составляющая описываемого педагогического опыта заключается в следующем:
ф
ормирование самообразовательных умений учащихся на уроках географии как способ организации учебно - познавательной деятельности;
ф
ормирование творческих способностей как способностей создавать нечто новое и оригинальное;
ф
ормирование активной творческой личности, способной к преобр
а
зованию окружающего мира
.
Создание в классе условий для развития познавательной деятельности учащихся, а также для формирования свободной, творческой личности, исходя из актуальности проблемы, и является целью нашей педагогической деятельности.
Работая по теме «Применение современных образовательных технологий как условие повышения познавательной активности при изучении географии», ставились задачи: как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив находки в передовом опыте учителей, мы активно и целенаправленно направили свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии. Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока. Использование нетрадиционных методов обучения, на наш взгляд, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. На наш взгляд, такая работа на уроке и во внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление.
В собственной практике используются разнообразные методы и приемы, которые позволяют провести ребенка от любопытства к познавательному интересу. Особое же внимание при этом методически оправданно уделять тем методам, средствам и формам обучения, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Создание системы применения активных форм обучения, нацеленных на развитие познавательной деятельности учащихся на уроках географии и состоит новизна нашего описываемого педагогического опыта.
Немаловажным моментом считаем создание доброжелательной и деловой атмосферы, обеспечивающей творческое сотрудничество на уровне учитель – ученик, ученик – ученик.
Как показывает практика работы в школе, собственные наблюдения за школьниками, наблюдается особенность между двумя категориями учащихся, которые хотят и могут учиться и которые не хотят, или не могут нормально усваивать школьную программу в силу своей недостаточной подготовленности. В связи с этим, считаем, что дифференциация в обучении поможет разрешить эту проблему. Предлагая детям разноуровневые задания, можно надеяться на хороший результат и при этом у школьников не пропадет интерес к обучению.
Для развития познавательной активности учащихся на уроках географии в 9-11 классах важно приучить ребят пользоваться любыми источниками информации (атласами, учебниками географии разных авторов, справочниками, услугами Интернета и др.). Это позволит им научиться ориентироваться в дополнительной литературе и самостоятельно добывать знания. При этом обучающие задачи можно давать на любом этапе урока, но лучше всего это получается при обобщении материала. Решение обучающих задач необходимо проводить с учащимися в группах, так как у каждого из учащихся уже есть определенный багаж знаний и все свои имеющиеся знания они могут применить с высокой степенью эффективности.
В 11 классе после изучения разделов «Зарубежная Европа», «Зарубежная Азия», «Страны Восточной Европы», учащиеся уже владеют достаточным объёмом знаний и методически оправданным будет разрешать обучающимся пользоваться атласами и предлагать им поработать с задачи по конкретному региону.
В 10 классе обучающие задачи связаны с информацией о населении, ЭГП, хозяйстве стран СНГ, природных ресурсах, отраслях промышленности и сельского хозяйства и др.
В последнее время труднее всего дается, например, запоминание материала о национальном составе населения страны, поэтому можно, например, включать это в задачу (страна, где в основном проживают два народа: фламандцы и валлоны - это Бельгия). Есть задачи и про страны Юго - Восточной Азии, например, про Камбоджу, эта страна фактически редко упоминается в программном материале, не говоря о том, что в ней сложная политическая обстановка, и несколько раз за короткий период менялась форма правления. Ответы на эти трудные вопросы учащиеся находят в справочниках и, конечно же, лучше запоминают. После такой работы эта страна уже не кажется им такой далекой. В содержании своих задач стараюсь охватить все уголки и регионы мира. Обычно выбираю те страны, у которых пять и более соседей.
Следующим этапом в работе с обучающими задачами определяю составление задач самими учащимися. Можно разделить учащихся на группы и каждой группе предложить поработать с одной страной, у которой как можно больше соседей. При этом важно, чтобы у учащихся в наличии были различные источники информации: учебники, справочники, журналы со статистическим материалом, атласы, сотовые телефоны. Для того, чтобы учащиеся лучше могли сориентироваться, можно предложить им примерную тематику содержания задач:
1. Особенности ЭГП страны (главные черты ЭГП, формы правления и АТУ)
2. Природные условия и ресурсы.
3. Особенности населения (религии, тип воспроизводства населения, плотность и др.)
4. Особенности хозяйства страны (отрасли специализации страны и т.д.)
5. Внешнеэкономические связи.
6. Города.
Приведем пример работы. Тема «Изучение Австрии». Учащиеся выписывают всех её соседей, а это Италия, Швейцария, Лихтенштейн, Германия, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения. Затем выясняют, что каждая страна имеет свои особенности. Если взять в качестве примера Германию, то здесь много особенностей. Эта страна является лидером по многим показателям (по выпуску автомобилей в этой части света, по числу агломераций и иммигрантов и т.д.). Возьмем Венгрию. Если же это ЭГП, то страна не имеет выхода к морю, ее столица стоит на берегу второй по величине реки части света. Если взять за основу население, то это страна, где проживает население финно-угорской группы. Только финны ещё относятся к этой языковой группе из стран зарубежной Европы (не считая ближнего зарубежья – Эстонии) или самоназвание населения – мадьяры. Самое важное в этой работе то, что учащиеся видят эти особенности и могут их выделить, а также они умело выбирают карту, которая им наиболее подходит.
Результат в работе над обучающими задачами положительный – учащиеся лучше ориентируются по карте и запоминают особенности стран, кроме этого у них развивается логическое мышление, но самое главное - они делают это с удовольствием.
Использование активных методов обучения приводит к изменению привычных форм общения на уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает и оценивает учеников, которые отвечают на вопросы, проявляя тем самым свою активность и самостоятельность. Нестандартные уроки, такие как, урок-тестирование, урок-исследование, урок-семинар, урок-игра и другие, нашедшие в настоящее время широкое применение, позволяют каждому ученику не только поучаствовать в подготовке и проведении урока, но и выступить на каком-то этапе в роли учителя. Такие уроки являются одним наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передачи этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, сотрудничество с ними.
Приведем примеры. Так, например, в 6-7 классах можно проводить занятия в форме игры или викторины. Ведь для детей этого возраста это наиболее приемлемые формы проведения урока, особенно при обобщении материала. В старших классах (9-11) оптимальны уроки-семинары или уроки-конференции. К этим урокам учащиеся самостоятельно готовят выступления или презентации для проведения данного урока и это повышает интерес, развивает самостоятельность.
На любом этапе урока необходимо проводить тестирование, особенно после изучения определённой темы или же итоговые тесты в конце учебного года, четверти. Это способствует проверке знаний учащихся и, как правило, самооценке. На наш взгляд, тестовый виды контроля, как правило, повышают интерес учащихся к обучению.
Особого внимания заслуживает методическая работа с одарёнными учащимися. Это школьные олимпиады, которые развивают интеллект учащихся, способствуют подготовке учащихся к участию в районных, областных и республиканских олимпиадах, развивают познавательную активность.
Географии принадлежит видное место в решении задач по формированию научного мировоззрения и высокой нравственности, а также практической подготовки молодёжи к жизни. Внедрение в практику активной самостоятельной работы учащихся является одним из способов, призванных решению, так как она создаёт условия для развития умственных способностей и творческого подхода в учебной работе.
Одним из видов самостоятельных работ, активизирующих развитие познавательной деятельности учащихся, является реферат. Данный вид работы считается трудным, так как учащимся необходимо в сжатой и краткой форме осветить тот или иной вопрос, обобщить несколько источников, сделать вывод и т.д. Поэтому данную систему обучения необходимо выстраивать дифференцированно с учётом возраста, постепенно увеличивая объём излагаемого материала. Кроме этого, необходимо, чтобы в эту деятельность были включены все учащиеся класса.
Подробно опишем некоторые из них.
Создание
проблемных
ситуаций
Здесь могут быть использованы любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности.
Технология
опорных
конспектов
Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и
устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем мы практикуем на уроках 6–11-х классов, что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации.
Дидактические
игры
“Справочное бюро”, “Третий лишний”, “Заочное путешествие”,
“Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “Туристическое агентство “По странам и континентам”, “Угадай” и т.д.
Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки.
Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности.
Творческие
работы
Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление сообщения, доклады, презентации и т.д.
Использование
на
уроке
дополнительной
литературы
Любая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. При изучении географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе. Например, выдержки из “Записок охотника” И.С. Тургенева: “Глянешь – с горы такой вид: круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми
островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки … Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и милые, дерева не видно…” Учащиеся по описанию распознают природную зону.
Использование на уроках дополнительной литературы способствует работе мысли учащихся, дает возможность разнообразить формы и методы преподавания.
На уроках географии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся. При объяснении темы “Ветер” в 6 классе можно зачитать детям отрывок из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”:
Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе …
После прочитанного отрывка учащимся можно предложить ответить на вопросы: “Что называется ветром? Как возникает ветер? ” и т.д.
Работа
с
картой
Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Карта – второй язык географии. Использование географической карты в процессе изучения географии необходимо на всех этапах урока. Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении. Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов, уроков- путешествий. Особенность диктантов, основанных на проверке знаний номенклатурного характера в том, что они разнообразят методику проверки и вносят в нее элементы новизны. Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, но в то же время дают возможность осуществить проверку знаний, выявить пробелы у отдельных учеников и помочь им устранить их в дальнейшем.
Работа
с
интерактивными
картами
Интерактивные электронные карты имеют много преимуществ по сравнению с печатными картами, их демонстрационные возможности существенно выше. При работе с интерактивной картой можно приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения, упрощать карту, снимая частично обозначения. Можно самостоятельно делать рисунки на карте или наносить необходимые надписи и пояснения. Электронные карты можно совмещать, что позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Интерактивные карты содержат привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовый материал, который может быть использован учителем на уроках географии и во внеурочной деятельности.
Следует отметить, что существует три основных вида работы с интерактивными электронными картами: работа со слоями карты, работа с дополнительным материалом и использование дополнительных возможностей программы (выполнение надписей, рисунков и т.д.).
8.Работа с дополнительным материалом
Ещё одной важной характеристикой интерактивных электронных карт является наличие информационного блока, содержащего дополнительный иллюстративный и текстовый материал. Этот блок отражает специфику карты, заостряя внимание на наиболее значимых особенностях географических объектов и территорий. Например, информационный блок к физической карте мира содержит сведения о крупнейших реках, озёрах, формах рельефа Земли. Дополнительные материалы снабжены иллюстрациями. Это увеличивает наглядность электронной карты, а также даёт возможность использовать разнообразные формы работы на уроке.
Изучая страны Африки или любого другого материка, учащиеся на политических картах этих материков могут рассмотреть флаги, гербы всех стран, а также краткую статистическую информацию о странах.
Используя дополнительный иллюстративный материал карты, можно попросить учащихся сравнить внешний вид высоких и низких, молодых и возрождённых гор, например Уральские и Скандинавские с Гималаями и Кордильерами.
Сопоставление фрагментов карты и фотографий со спутника позволяет лучше понять, что такое карта, а также наглядно показывает искажения, возникающие при переносе поверхности шарообразной Земли на плоскость карты.
Интерактивные электронные карты предоставляют широкие возможности для выполнения творческих работ по моделированию (нарисовать систему водохранилищ, постоянных ветров т.д.) и проектированию (нарисовать транспортные пути, грузопотоки сырья и готовой продукции и т.д.). В качестве проектного задания при изучении темы «Электроэнергетика России» можно предложить учащимся разместить на территории нашей страны ветровые, солнечные, приливные и геотермальные электростанции, обосновав свой выбор.
Широкие функциональные возможности интерактивных электронных карт позволяют учителю географии повысить эффективность образовательного процесса, используя их во всех учебных курсах, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, применять разные формы и методические приёмы работы с географической картой, реализовывать деятельностный практико-ориентированный подход к обучению, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС.
9.Ребусы
Учащиеся 6–7-х классов с удовольствием работают с ребусами. Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы можно использовать для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания или для работы на уроке в группах.
Кроссворды.
Решение кроссвордов – интересное и познавательное занятие для школьников. Кроссворды по географии, при решении которых требуется работа с картой, помогают учащимся в запоминании географической номенклатуры, повышают картографическую грамотность.
11.Нестандартные формы урока
Для повышения активности учащихся, особенно в старших классах, стараюсь применять нестандартные формы проведения уроков ( деловые игры, уроки- пресс-конференции, уроки-зачёты и др.). Они дают возможность развивать творческую самостоятельность.
12.Компьютерные технологии.
Основные направления использования компьютерных технологий в преподавании географии:
демонстрация
материалов,
наглядных
пособий
и
карт;
показ
географических
процессов;
проверка
знаний
учащихся;
самостоятельная
работа
обучающихся
.
13.Составление интеллект-карт.
Интеллект – карты мы предлагаем детям составлять при изучении курса географии в 9 классе (изучение природно-хозяйственных регионов).
14.Заполнение и составление графов.
Работа с графами повышает картографическую грамотность обучающихся.
Результативность описанных форм и приемов работы
На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении.
Регулярное использование на уроках географии и во внеурочной работе системы разнообразных способов и приемов, направленных на повышение мотивации, развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет географический кругозор школьников, повышает качество географической подготовки, позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать географические знания на практике в повседневной жизни.
Разнообразные технологии и методы обучения географии, используемые нами на уроках, способствуют повышению качества преподавания географии, что подтверждается 100% успеваемостью учащихся и высокими результатами участия детей в предметных олимпиадах:
Опытом своей педагогической деятельности регулярно делюсь с коллегами на семинарах, круглых столах, курсах повышения квалификации учителей географии.
Контактные данные:
E-mail: larisadzasohova@mail.ru