Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы | Мой кабинет. Работа №343709

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Сегодня встречается всё больше технологий, которые делают образовательный процесс увлекательным и познавательным для учащихся. Цель моего выступления: продемонстрировать использование современных форм работы на уроках русского и литературы, которые способствуют мотивации логического мышления, формированию потребности у учащегося мыслить: анализировать, cравнивать, выделять главное, решать проблему, давать адекватную cамооценку, быть ответственным, cамостоятельным, уметь творить и cотрудничать. Одной из развивающих педагогических технология является технология «Кроссенс», с которой мы сейчас и познакомимся. Современный урок русского языка или литературы, то есть урок, отвечающий на вызовы времени, невозможен без использования современных педагогических технологий. По меткому выражению Я.А.Коменского: «Хороший учитель даст ученику готовую истину, а отличный – поможет открыть её самому».

«Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы»

Сегодня встречается всё больше технологий, которые делают образовательный процесс увлекательным и познавательным для учащихся. Цель моего выступления: продемонстрировать использование современных форм работы на уроках русского и литературы, которые способствуют мотивации логического мышления, формированию потребности у учащегося мыслить: анализировать, cравнивать, выделять главное, решать проблему, давать адекватную cамооценку, быть ответственным, cамостоятельным, уметь творить и cотрудничать. Одной из развивающих педагогических технология является технология «Кроссенс», с которой мы сейчас и познакомимся. Современный урок русского языка или литературы, то есть урок, отвечающий на вызовы времени, невозможен без использования современных педагогических технологий. По меткому выражению Я.А.Коменского: «Хороший учитель даст ученику готовую истину, а отличный – поможет открыть её самому».

В практике своей работы на уроках русского языка и литературы уместно использовать следующие педагогические технологии: - технология критического мышления»; - технология проблемного обучения; - технология диалогового обучения; - технология исследовательского обучения; - технология игровая. Все эти технологии очень разнообразны, но их объединяет идея активного обучения. Школьники добывают знания усилиями своей мысли, своих эмоций. Успех урока зависит от правильно поставленных целей. Учитель должен развивать умение учеников самостоятельно определять цели и задачи урока через деятельность. Наиболее важными результатами уроков русского языка и литературы являются метапредметные, сформулированные в терминах универсальных учебных действий (далее – УУД). В рамках введения ФГОС от выпускника требуется развитие личностных, метапредметных и предметных результатов обучения - это умение самостоятельно развивать свои творческие способности, применять на практике усвоенные в процессе обучения знания, способность саморазвиваться и самосовершенствоваться. В связи с этим в современной системе появилась необходимость уделять особое внимание развитию творческих способностей личности. Каждый учитель должен уметь использовать на уроках способности учащихся для глубокого усвоения учащимися знаний, для формирования самостоятельности, коммуникативности, креативности, умения работать в команде. В основе развития творческой активности учащихся лежит совместная творческая деятельность педагогов и учащихся. Творческая активность подростка предполагает, с одной стороны, умение освободиться из-под власти обыденных представлений и запретов (часто неосознаваемых), искать новые ассоциации и самобытные пути, а с другой – развитый самоконтроль, организованность, умение себя дисциплинировать.

ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

Методические приемы создания проблемных ситуаций: учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; сталкивает противоречия практической деятельности; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога); побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские); ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения). Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования (в крайнем случае педагог сообщает тему с мотивирующим приемом). Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. Как в школе организовать образовательный процесс, формирующий и оценивающий метапредметные результаты? Каждая школа самостоятельно разрабатывает свою модель, ориентируясь на свои возможности и условия. Но одно остается неизменным – от знаниевых технологий учитель переходит к деятельностным. При знакомстве с художественными произведениями устного народного творчества разных народов, поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, прозой Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной и зарубежной литературы, ученики получают сведения о нравственно-эстетических ценностях, культуре своего народа и народов других стран, о богатстве языка, речевой культуре. Чтение произведений можно сопровождать соответствующей теме музыкой. Она помогает эмоционально пережить сюжет, определить характер произведений, развивает эстетический вкус. Очень действенным приемом помимо обучения ребёнка полному, краткому, выборочному пересказу служит придумывание рассказов по опорным словам, по пословице, на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картинок. Поэтому очень важен эмоциональный настрой учащихся на уроках.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Выделяют следующие виды дидактических игр: 1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины. 2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез. 3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды. «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – писал В.А. Сухомлинский, поэтому игровая технология также востребована в современной системе преподавания. Игры воздействуют на чувства ребенка, активизируют мыслительную деятельность независимо от способностей и интересов, способствуют созданию положительного отношения к правильному употреблению слов русского языка. Мотивирующим началом урока может быть разгадывание кроссворда или ребуса. Поэтому, чтобы пробудить интерес к русскому языку и чтению, к процессу обучения используются такие приемы обучения, которые повышают познавательный интерес к предметам и желание развиваться. В качестве разминки на уроке я использую грамматическую зарядку. Грамматическая зарядка

Задание: Если в корне “а” - хлопаем в ладоши, если в корне “о” - встаем. (мы используем комплекты карточек):А-о, е-и, склонения, спряжение. • Прил…гать усилия. • Сл…жить вещи. • Отл…жить празднование. • Возл…гать надежды. • Предл…жить блины. • Безотлгательное дело. • Радостное предполжениеРаспол…житься у костра. Угадай-ка» Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», «собаку съел». «Собери пословицу» 1. Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания. 1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся. 2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?). 3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут. 4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет. 5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник. Ключ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.

ПРИЁМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКАХ ПО ТЕМЕ ЧАСТИЦА (7 КЛАСС)

Утверждение

+/- Частица – это самостоятельная часть речи

Частица служит для связи однородных членов предложения

Частица зависит от других частей речи

Частица является служебной частью речи Частица является второстепенным членом предложения

Частица не может иметь лексического значения. Частица изменяется по родам и падежам

Частицы можно спутать с союзами и наречиями

Частица- неизменяемая часть речи Частица отвечает на обстоятельственные вопросы

Технология развития критического мышления предоставляет учителю широчайшие возможноcти для включения каждого ученика в активный познавательный процесс: он сам формулирует учебную проблему, осуществляет сбор и анализ необходимой ему информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует и контролирует свою деятельность. Цель данной технологии состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни. ПЕРВЫЙ ЭТАП – « вызов». Его присутствие на каждом уроке обязательно. Этот этап позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

На этом этапе ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю» по данному вопросу или проблеме. ВТОРОЙ ЭТАП - «осмысление» ставит другие задачи: - помочь активно воспринимать изучаемый материал и соотнести старые знания с новыми. Этот этап позволяет ребёнку получить новую информацию, осмыслить её и использовать имеющиеся знания. ТРЕТИЙ ЭТАП – рефлексия (размышление). На этом этапе идёт размышление и обобщение того, что ученик узнал на уроке по данной теме.

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ -активный познавательный процесс

ПЕРВЫЙ ЭТАП – «вызов». Его присутствие на каждом уроке обязательно. Этот этап позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; На этом этапе ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю» по данному вопросу или проблеме.

ВТОРОЙ ЭТАП - «осмысление» ставит другие задачи: - помочь активно воспринимать изучаемый материал и соотнести старые знания с новыми. Этот этап позволяет ребёнку получить новую информацию, осмыслить её и использовать имеющиеся знания.

ТРЕТИЙ ЭТАП – рефлексия (размышление). На этом этапе идёт размышление и обобщение того, что ученик узнал на уроке по данной теме. «Чтение с остановками» – это, например, такой прием, в котором учитель заранее делит текст на части (помечает остановки и формулирует задания и вопросы к тексту). Это могут быть простые вопросы по содержанию текста, интерпретационные, творческие и т.д. Использование данного приема создает ситуацию успеха на уроке и является прекрасным способом развития последовательной, логической речи учащегося, что ведёт к формированию читательской грамотности. Использование разного рода опросников даёт информацию о том, как ученики воспринимают происходящее на уроках, включая общее отношение к уроку, предмету, к собственному учению. Получив информацию можно определить, какие элементы в преподавании максимально поддерживают учебную деятельность ученика. Опросники могут быть разнообразными по форме Перед учащимися ставится задача: из предложенного ряда утверждений по определенной теме выбрать правильные или неправильные, по их мнению, утверждения. На этапе рефлексии важно вернуться к этому приему, чтобы провести самооценку.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×