Современные педагогические технологии в дополнительном профессиональном образовании | Ирина Садчикова. Работа №255861
Автор: Ирина Садчикова
Использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Выбор технологии зависит от предметного содержания, целей занятия, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
Часто педагогическую технологию определяют, как совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса.
В системе дополнительного профессионального образования одними из актуальных можно считать педагогические технологии:
Информационно – коммуникационная
Проектная
Проблемного обучения
Кейс – технология
Здоровьесберегающие
Интегрированного обучения
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Садчикова И.А. – преподаватель ДПО ГБПОУ «СМК им. Н. Ляпиной», г. Самара
Современное образование связано с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт, изменяются технологи обучения. Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждой образовательной программе.
Использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Выбор технологии зависит от предметного содержания, целей занятия, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
Часто педагогическую технологию определяют, как совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса.
В системе дополнительного профессионального образования одними из актуальных можно считать педагогические технологии:
Информационно – коммуникационная технология
Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
Достижение поставленных целей возможно через реализацию следующих задач:
· использование информационные - коммуникационные технологии в учебном процессе;
· формирование у обучающихся устойчивого интереса и стремление к самообразованию;
· формирование и развитие коммуникативной компетенции.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для преподавателя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.
Система применения ИКТ
Систему применения ИКТ можно разделить на следующие этапы:
1 этап: Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи, анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа урока, выявление особенностей материала урока данного типа;
2 этап: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего);
3 этап: Применение информационных продуктов, применение на занятиях разных типов, применение во аудиторной работе, применение при руководстве научно - исследовательской деятельностью учащихся.
4 этап: Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету.
Проектная технология
Цель технологии - стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Практическое применение элементов проектной технологии.
Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от обучающихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную проблему или задачу Таким образом, проектная методика:
1. характеризуется высокой коммуникативностью;
2. предполагает выражение обучающимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;
Поэтому технологию проекта следует применять в конце изучения образовательной программы, как один их видов итоговой аттестации. Одним из элементов такой методики является написание итоговой работы, которая основана на методе подготовки и защита по определенной теме.
Этапы работы над проектом
Этапы
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Организационно-
подготовительный
Выбор темы итоговой работы, определение ее цели и задач.
Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах.
Поисковый
Сбор, анализ и систематизация собранной информации, оформление макета и доклада, самоконтроль.
Регулярное консультирование по содержанию работы, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению,
Итоговый
Оформление итоговой работы, подготовка к защите.
Подготовка выступающих, помощь в оформлении проекта.
Рефлексия
Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?»
Оценивание участника проекта.
Технология проблемного обучения
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством преподавателя самостоятельной поисковой деятельности обучающихся по решению учебных проблем, в ходе которых у обучающихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое проблемное задание соответствует интеллектуальным возможностям обучающегося.
В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед обучающимися ставится проблема и они при непосредственном участии преподавателя или самостоятельно ищут пути и способы ее решения, т. е.
v строят гипотезу,
v намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,
v аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.
Кейс – технология
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему). В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Кейс-технологии - это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
Данные технологии помогают повысить интерес обучающихся к изучаемому предмету, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
При активном ситуационном обучении участникам анализа предъявляются факты (события), связанные с некоторой ситуацией. Задачей обучающихся является принятие рационального решения, действуя в рамках коллективного обсуждения возможных решений, т.е. игрового взаимодействия.
К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс, относятся· метод ситуационного анализа; метод ситуационно-ролевых игр; игровое проектирование; метод дискуссии.
Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.
Здоровьесберегающие технологии
Обеспечениеобучающемуся возможности сохранения здоровья за период обучения, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
· соблюдение санитарно-гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
· рациональная плотность занятия (время, затраченное на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
· четкая организация учебного труда;
· строгая дозировка учебной нагрузки;
· смена видов деятельности;
· обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
· место и длительность применения ТСО;
· включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;
· построение урока с учетом работоспособности обучающихся;
· индивидуальный подход к обучающим с учетом личностных возможностей;
· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности обучающихся;
· благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
· профилактика стрессов:
работа в парах, в группах, где ведомый, более "слабый” чувствует поддержку товарища; стимулирование к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;
· проведение динамических пауз на уроках;
· целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.
Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья, предупреждение переутомления; улучшение психологического климата; повышение концентрации внимания; снижение показателей уровня тревожности.
10).Технология интегрированного обучения
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.
Преимущества интегрированных занятий:
Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса, целостной научной картины и рассмотрению явления с нескольких сторон;
В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту. Самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое.
Интернет и литература.
http://yandex.ru/yandsearch?text=проектноя%20технология&clid=1882611&lr=2
http://nsportal.ru
http://murzim.ru/nauka/pedagogika
http://www.imc-new.com
http://yandex.ru/yandsearch?text
http://festival.1september.ru
http://works.tarefer.ru
http://www.moluch.ru
http://charko.narod.ru
http://mariyakuznec.ucoz.ru
http://www.bibliofond.ru/view.aspx
1).МанвеловС.Г. Конструирование современного урока. - М.:Просвещение, 2002.
2). Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 – 2002.
3).Петрусинский В.В Иргы - обучения, тренинг, досуг. Новая школа, 1994
4). Громова О.К. «Критическое мышление- как это по-русски? Технология творчества. //БШ № 12, 2001