Название статьи:
Современные педагогические технологии | Мой кабинет. Работа №352123. Номер работы: №352123
Дата публикации:
25.11.2024
Автор:
Мой кабинет
Описание:
Выступление на августовском совещании учителей географии на тему:
Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования: проектно-исследовательская технология
проектная технология с элементами экологического образования
Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать, и я научусь.
Выступление на августовском совещании учителей географии на тему:
Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования: проектно-исследовательская технология
проектная технология с элементами экологического образования
Учитель географии
МБОУ СОШ с.Тузлукушево
МР Чекмагушевский р-н РБ Зарипова А.Р
Август 2022
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления.
Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.
Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида работы учащихся - проектной деятельности.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, она является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества.
В результате работы над проектом школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. Выделяют возможные типы учебных проектов:
подоминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.
попредметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.
попродолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных— продолжительностью от месяца и более.
С чего начинается исследование? С удивления! Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: А почему это именно так, а не иначе? С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования, начало проекта…
И возникает целый ряд вопросов вопрос: “С чего начать внедрение проектного метода?”, “С какого класса привлекать ребят к работе над проектом?”, “Каким может быть проект?”, “Каким может быть результат проекта?”, “Как, по каким критериям оценить проект и работу ребят?”, “На всех ли предметах может быть использован метод проектов?”
На протяжении 2 лет в моей работе используется проектный метод обучения на уроках географии. За это время сложилась система работы в проекте. Ученики впервые знакомятся с данным методом уже в 5 классе и выполняют свой последний школьный проект в 11 классе. Конечно, проект, выполненный учеником 5 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского, но уже в 5 классе ребят необходимо научить ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезы, умеют отбирать содержание, формулировать выводы. Степень сложности проекта возрастает с каждым годом, и в старших классах учащимся несложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.
Удачно проекты вписываются в рабочую программу по предмету и на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал.
Следует отметить, что не все учащиеся сразу начинают создавать проект с использованием компьютера, многие работы могут быть исполнены вручную.
В старших классах проекты могут носить прикладной характер (веб-сайты, газеты, фильмы и др.), некоторые из них используются для проведения лекции на уроке географии (проекты-лекции), есть чисто исследовательские работы.
На подготовкупроекта отводится от одного до двух месяцев. Время работы делится на этапы. Учащиеся могут сами выбрать тему и форму проекта. Работа предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников: развивает их воображение, фантазию, мышление.
Этапы работы:
Работа над темой, обсуждение темы будущего проекта.
Выявление значимой в исследовательском, творческом плане проблемы.
Поиск необходимой информации. Проведение исследования.
Подведение итогов, оформление результатов.
Защита проекта.
В ходе защиты исследовательского проекта, автор должен уметь обосновать выбор темы, проинформировать слушателей о целях и задачах работы, изложить содержание, аргументировано сделать выводы и определить перспективы работы. Каждый урок географии с использованием проектно – исследовательской деятельности состоит из нескольких этапов: информационного, планового, поискового, обобщающего, представления проекта.
В 8 – 9х классах проектная технология применяется при изучении экономических районов. Учащиеся работают с дополнительными источниками информации: книгами, ресурсами сети Интернет, материалами различных энциклопедий и т. д. В ходе работы составляется программа исследования, происходит регулярное обсуждение этапов работы, проводятся консультации по возникающим вопросам.
После проведения исследования учащиеся переходят к подготовке представления своей работы. Большое внимание уделяется оформлению работы и технологии её презентации.
В 10 – 11 классах по курсу Экономическая и социальная география мира проектную технологию применяю для расширения знаний по изучению стран мира. Учащиеся выполняют проекты по данной тематике. Более широкое изучение материала представляет интерес по ряду причин:
- знакомство с различными странами интересно и увлекательно для учащихся, ребята получают возможность познакомиться с особенностями каждой страны;
- созданные презентации становятся визуальным демонстрационным материалом для уроков географии;
- ученики овладевают навыками самостоятельной работы, методикой, которую смогут применить в своей будущей деятельности.
Осуществление проектной деятельности возможно лишь в том случае, если ученики имеют знания и навыки, предусмотренные образовательными стандартами. В этой связи особое значение приобретает дифференцированный подход к учащимся, умение учителя соотнести познавательные возможности ученика с уровнем сложности проектной работы.
Проектная деятельность требует от учителя не только быть учителем – предметником, но и стать специалистом широкого профиля. Ученики должны доверять своему учителю, видеть его большую заинтересованность в их совместной работе, иными словами, учитель и ученики должны стать единомышленниками.
Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Для этого учитель должен:
владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;
уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
При использовании проектной технологии каждый ученик:
учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
приобретает коммуникативные навыки и умения;
овладевает практическими умениями построения исследовательской работы;
собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Используя метод проектов на уроках географии, я пришла к выводу:
Проектная технология на уроках географии приемлема и результативна.
Проектная технология позволяет учащимся приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач.
Проектная технология умело сочетается и с другими технологиями, не исключает их использование на уроках.
Считаю, что основной задачей учителя является: научить ребенка учиться, добывать самостоятельно информацию из любых источников, и тогда процесс обучения будет эффективным.
Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География — один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.
Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции. Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.
Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню.Дай мне действовать, и я научусь.
HYPER13PAGE HYPER15
Скачать работу
Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования: проектно-исследовательская технология
проектная технология с элементами экологического образования
Учитель географии
МБОУ СОШ с.Тузлукушево
МР Чекмагушевский р-н РБ Зарипова А.Р
Август 2022
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления.
Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.
Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида работы учащихся - проектной деятельности.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, она является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества.
В результате работы над проектом школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. Выделяют возможные типы учебных проектов:
подоминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.
попредметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.
попродолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных— продолжительностью от месяца и более.
С чего начинается исследование? С удивления! Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: А почему это именно так, а не иначе? С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования, начало проекта…
И возникает целый ряд вопросов вопрос: “С чего начать внедрение проектного метода?”, “С какого класса привлекать ребят к работе над проектом?”, “Каким может быть проект?”, “Каким может быть результат проекта?”, “Как, по каким критериям оценить проект и работу ребят?”, “На всех ли предметах может быть использован метод проектов?”
На протяжении 2 лет в моей работе используется проектный метод обучения на уроках географии. За это время сложилась система работы в проекте. Ученики впервые знакомятся с данным методом уже в 5 классе и выполняют свой последний школьный проект в 11 классе. Конечно, проект, выполненный учеником 5 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского, но уже в 5 классе ребят необходимо научить ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезы, умеют отбирать содержание, формулировать выводы. Степень сложности проекта возрастает с каждым годом, и в старших классах учащимся несложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.
Удачно проекты вписываются в рабочую программу по предмету и на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал.
Следует отметить, что не все учащиеся сразу начинают создавать проект с использованием компьютера, многие работы могут быть исполнены вручную.
В старших классах проекты могут носить прикладной характер (веб-сайты, газеты, фильмы и др.), некоторые из них используются для проведения лекции на уроке географии (проекты-лекции), есть чисто исследовательские работы.
На подготовкупроекта отводится от одного до двух месяцев. Время работы делится на этапы. Учащиеся могут сами выбрать тему и форму проекта. Работа предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников: развивает их воображение, фантазию, мышление.
Этапы работы:
Работа над темой, обсуждение темы будущего проекта.
Выявление значимой в исследовательском, творческом плане проблемы.
Поиск необходимой информации. Проведение исследования.
Подведение итогов, оформление результатов.
Защита проекта.
В ходе защиты исследовательского проекта, автор должен уметь обосновать выбор темы, проинформировать слушателей о целях и задачах работы, изложить содержание, аргументировано сделать выводы и определить перспективы работы. Каждый урок географии с использованием проектно – исследовательской деятельности состоит из нескольких этапов: информационного, планового, поискового, обобщающего, представления проекта.
В 8 – 9х классах проектная технология применяется при изучении экономических районов. Учащиеся работают с дополнительными источниками информации: книгами, ресурсами сети Интернет, материалами различных энциклопедий и т. д. В ходе работы составляется программа исследования, происходит регулярное обсуждение этапов работы, проводятся консультации по возникающим вопросам.
После проведения исследования учащиеся переходят к подготовке представления своей работы. Большое внимание уделяется оформлению работы и технологии её презентации.
В 10 – 11 классах по курсу Экономическая и социальная география мира проектную технологию применяю для расширения знаний по изучению стран мира. Учащиеся выполняют проекты по данной тематике. Более широкое изучение материала представляет интерес по ряду причин:
- знакомство с различными странами интересно и увлекательно для учащихся, ребята получают возможность познакомиться с особенностями каждой страны;
- созданные презентации становятся визуальным демонстрационным материалом для уроков географии;
- ученики овладевают навыками самостоятельной работы, методикой, которую смогут применить в своей будущей деятельности.
Осуществление проектной деятельности возможно лишь в том случае, если ученики имеют знания и навыки, предусмотренные образовательными стандартами. В этой связи особое значение приобретает дифференцированный подход к учащимся, умение учителя соотнести познавательные возможности ученика с уровнем сложности проектной работы.
Проектная деятельность требует от учителя не только быть учителем – предметником, но и стать специалистом широкого профиля. Ученики должны доверять своему учителю, видеть его большую заинтересованность в их совместной работе, иными словами, учитель и ученики должны стать единомышленниками.
Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Для этого учитель должен:
владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;
уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
При использовании проектной технологии каждый ученик:
учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
приобретает коммуникативные навыки и умения;
овладевает практическими умениями построения исследовательской работы;
собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Используя метод проектов на уроках географии, я пришла к выводу:
Проектная технология на уроках географии приемлема и результативна.
Проектная технология позволяет учащимся приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач.
Проектная технология умело сочетается и с другими технологиями, не исключает их использование на уроках.
Считаю, что основной задачей учителя является: научить ребенка учиться, добывать самостоятельно информацию из любых источников, и тогда процесс обучения будет эффективным.
Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География — один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.
Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции. Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.
Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню.Дай мне действовать, и я научусь.
HYPER13PAGE HYPER15