Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Современные подходы и методы в обучении слепых детей с лёгкой умственной отсталостью | Шерстюк Ксения Александровна. Работа №347105

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена современным подходам и методам обучения слепых детей с легкой умственной отсталостью. В условиях инклюзивного образования важно учитывать специфические потребности этой категории учащихся, чтобы обеспечить им полноценное развитие и социализацию. В статье рассматриваются методы сенсорного обучения, использование тактильных и аудиовизуальных материалов, а также инновационные технологии, такие как тифлотехнические средства. Приводятся примеры успешных практик, направленных на повышение эффективности обучения и развитие навыков самостоятельной жизни у слепых детей.

Ключевые слова: Слепые дети, легкая умственная отсталость, методы обучения, сенсорное обучение, инклюзивное образование, тифлотехнические средства, социальная адаптация.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ В ОБУЧЕНИИ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Шерстюк Ксения Александровна, Учитель КШИ
ГБОУ ЛНР Республиканский учебно-реабилитационный центр
Аннотация: Статья посвящена современным подходам и методам обучения слепых детей с легкой умственной отсталостью. В условиях инклюзивного образования важно учитывать специфические потребности этой категории учащихся, чтобы обеспечить им полноценное развитие и социализацию. В статье рассматриваются методы сенсорного обучения, использование тактильных и аудиовизуальных материалов, а также инновационные технологии, такие как тифлотехнические средства. Приводятся примеры успешных практик, направленных на повышение эффективности обучения и развитие навыков самостоятельной жизни у слепых детей.
Ключевые слова: Слепые дети, легкая умственная отсталость, методы обучения, сенсорное обучение, инклюзивное образование, тифлотехнические средства, социальная адаптация.
Современное общество предъявляет высокие требования к образованию, включая и детей с особыми нуждами. В частности, слепые дети с легкой умственной отсталостью нуждаются в индивидуализированном подходе, учитывающем их способности и ограничения. Эффективное обучение таких детей требует применения специфических методов и технологий, которые помогают им развивать необходимые навыки для полноценной жизни в обществе.
Одним из ключевых подходов в обучении слепых детей является сенсорное обучение, которое акцентирует внимание на развитии всех доступных чувств, кроме зрения. Сенсорные методы способствуют активному восприятию информации, помогая детям лучше ориентироваться в окружающей среде. Например, использование различных текстур, ароматов и звуков позволяет детям развивать тактильные и слуховые навыки, которые критически важны для их самостоятельности и уверенности в себе.
Методы работы с тактильными материалами имеют особое значение в обучении слепых детей. Использование различных предметов для тактильного исследования позволяет детям формировать представления о форме, размере и текстуре. Например, занятия по изготовлению поделок из бумаги или глины помогают развивать мелкую моторику, а также креативное мышление. Создание объемных фигур с помощью тактильных материалов стимулирует детей к исследованию и саморазвитию.
Важным аспектом обучения является интеграция аудиовизуальных технологий. Использование звуковых книг, аудиозаписей и специального программного обеспечения позволяет обеспечить доступ к информации в удобном формате. Такие технологии не только облегчают процесс обучения, но и делают его более увлекательным. Применение аудиовизуальных материалов, таких как интерактивные приложения, помогает создать игровую атмосферу, что особенно важно для детей с легкой умственной отсталостью.
Важной частью обучения слепых детей является развитие навыков социальной адаптации. Методы группового взаимодействия и сотрудничества позволяют детям учиться взаимодействовать друг с другом, развивать коммуникативные навыки и уверенность в своих силах. Воспитатели и дефектологи могут организовывать совместные игры и проекты, где дети учатся работать в команде, что способствует их социализации и развитию эмоционального интеллекта.
Современные технологии играют важную роль в образовании слепых детей. Тифлотехнические средства, такие как электронные увеличительные устройства, специальные программы для чтения с экрана и устройства для тактильного чтения, делают обучение более доступным. Например, использование устройства Брайля или тактильных карт позволяет детям не только изучать материал, но и получать информацию о мире вокруг них. Эти технологии также помогают развивать у детей навыки самостоятельного обучения.
Примеры успешных практик в обучении слепых детей с легкой умственной отсталостью включают инклюзивные программы, в которых активно используются сенсорные методы и технологии. Например, в некоторых учреждениях внедряются занятия по кулинарии, где дети могут изучать состав продуктов, их текстуру и аромат, что способствует развитию их сенсорных навыков и понимания основ гигиены и питания.
Немаловажным является и работа с родителями слепых детей. Обучение родителей методам работы с детьми в домашних условиях помогает создать поддерживающую атмосферу для обучения и развития. Важно, чтобы родители знали, как использовать сенсорные материалы и технологии в повседневной жизни, что способствует более эффективному обучению и социализации ребенка.
Таким образом, современные подходы и методы в обучении слепых детей с легкой умственной отсталостью направлены на создание комплексной системы, учитывающей индивидуальные потребности каждого ребенка. Внедрение сенсорных и аудиовизуальных технологий, а также тифлотехнических средств делает обучение более доступным и эффективным. Основное внимание должно уделяться не только учебному процессу, но и социальной адаптации детей, что позволит им более уверенно чувствовать себя в обществе и успешно интегрироваться в него.
Список литературы
Алифанова Л.И., Кораблева О.В. К вопросу о специфике образования лиц с нарушениями зрения // Russian Journal of Education and Psychology. 2016. №3-2 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-spetsifike-obrazovaniya-lits-s-narusheniyami-zreniya
Мазепа Е.М. Специфика коррекционного курса Социально-коммуникативное развитие в структуре АООП начального общего образования для слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) // Материалы Всероссийской научно-практической конференции Наука и социум. 2019. №V. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-korrektsionnogo-kursa-sotsialno-kommunikativnoe-razvitie-v-strukture-aoop-nachalnogo-obschego-obrazovaniya-dlya-slepyh
Марченко В.А. Осуществление педагогической деятельности при работе со слепыми и слабовидящими детьми // Вестник науки. 2024. №4 (73). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osuschestvlenie-pedagogicheskoy-deyatelnosti-pri-rabote-so-slepymi-i-slabovidyaschimi-detmi
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×