Современные подходы к диагностике и коррекции нарушений обучения у школьников: роль педагога-психолога | Горшкова Татьяна Викторовна. Работа №352665. Номер работы: №352665
Аннотация. В статье рассматриваются современные методы диагностики и коррекции нарушений обучения у школьников. Особое внимание уделяется роли педагога-психолога в выявлении трудностей, их анализе и разработке индивидуальных коррекционных программ. Раскрываются основные направления работы, включая использование инновационных технологий, междисциплинарный подход и индивидуализацию процесса обучения. Подчёркивается значимость сотрудничества педагога-психолога с педагогами, родителями и другими специалистами.
Ключевые слова: проектный метод, психологическая работа, педагог-психолог, дети, школа, личностное развитие, социализация.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОБУЧЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ: РОЛЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Горшкова Татьяна Викторовна, педагог-психолог
ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина, Самарская область, Ж.-Д. Ст. Клявлино
Аннотация. В статье рассматриваются современные методы диагностики и коррекции нарушений обучения у школьников. Особое внимание уделяется роли педагога-психолога в выявлении трудностей, их анализе и разработке индивидуальных коррекционных программ. Раскрываются основные направления работы, включая использование инновационных технологий, междисциплинарный подход и индивидуализацию процесса обучения. Подчёркивается значимость сотрудничества педагога-психолога с педагогами, родителями и другими специалистами.
Ключевые слова: проектный метод, психологическая работа, педагог-психолог, дети, школа, личностное развитие, социализация.
Современная система образования сталкивается с многочисленными вызовами, связанными с ростом числа школьников, испытывающих трудности в обучении. Такие нарушения, как дислексия, дисграфия, дискалькулия и нарушения внимания, становятся все более распространёнными. В этой связи возрастает роль педагога-психолога, который обеспечивает своевременное выявление и коррекцию проблем, а также помогает детям адаптироваться к школьной среде и максимально реализовать их образовательный потенциал.
Цель данной статьи — рассмотреть современные подходы к диагностике и коррекции нарушений обучения у школьников, а также выделить ключевые аспекты деятельности педагога-психолога в этом направлении.
Основные подходы к диагностике
Диагностика нарушений обучения у школьников представляет собой многоэтапный процесс, включающий использование различных методов и инструментов.
Психометрические методы
Использование стандартизированных тестов (например, тесты на выявление уровня интеллекта, внимания, памяти) позволяет получить объективные данные о когнитивных особенностях школьника.
Наблюдение
Педагог-психолог проводит наблюдения за поведением ребёнка в классе и в других социальных ситуациях, фиксируя особенности его учебной деятельности, взаимодействия со сверстниками и реакций на учебные задачи.
Анализ результатов учебной деятельности
Изучение письменных работ школьников, дневниковых записей и контрольных заданий помогает выявить характерные ошибки, которые могут свидетельствовать о специфических нарушениях, таких как дисграфия или дискалькулия.
Интервьюирование
Работа с родителями и педагогами позволяет получить дополнительную информацию о развитии ребёнка, его поведении и проблемах в обучении.
Использование цифровых технологий
Современные компьютерные программы и приложения, такие как скрининговые тесты и обучающие платформы, предоставляют новые возможности для ранней диагностики.
Коррекционная работа: ключевые подходы
Коррекция нарушений обучения строится на индивидуальном подходе и включает комплекс мероприятий, направленных на развитие когнитивных навыков, коррекцию поведенческих проблем и формирование успешных стратегий обучения.
Индивидуализация образовательного процесса
Разработка индивидуальных учебных планов с учётом особенностей каждого ребёнка позволяет адаптировать обучение к его возможностям и потребностям.
Когнитивно-поведенческая терапия
Методы когнитивно-поведенческой терапии помогают школьникам развивать навыки самоконтроля, повышать мотивацию к обучению и справляться с тревожностью, возникающей из-за неудач.
Игровая и арт-терапия
Использование игровых методов и элементов арт-терапии эффективно при работе с младшими школьниками, так как способствует снижению напряжения и улучшению коммуникативных навыков.
Междисциплинарный подход
Взаимодействие педагога-психолога с логопедами, дефектологами, социальными работниками и медицинскими специалистами позволяет более эффективно решать проблемы детей с нарушениями обучения.
Цифровые инструменты коррекции
Обучающие программы и приложения, такие как тренажёры по развитию памяти, внимания и логического мышления, дополняют традиционные методы коррекции.
Роль педагога-психолога
Педагог-психолог играет ключевую роль в работе с детьми, испытывающими трудности в обучении. Его деятельность включает:
Выявление нарушений. Осуществляется на основе комплексной диагностики.
Организацию коррекционной работы. Создаются программы, направленные на устранение или минимизацию трудностей.
Обучение педагогов. Педагог-психолог проводит семинары и консультации для учителей, помогая им эффективно работать с детьми с особыми образовательными потребностями.
Сотрудничество с родителями. Важным аспектом является разъяснение родителям сути проблем их ребёнка, обучение их поддерживающим стратегиям.
Мониторинг динамики. Регулярная оценка результатов позволяет своевременно корректировать программы и методики.
Современные подходы к диагностике и коррекции нарушений обучения у школьников требуют применения интегративных методик и тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Педагог-психолог выступает ключевой фигурой, объединяющей усилия педагогов, родителей и специалистов, чтобы создать для каждого ребёнка условия для успешного обучения.
Список литературы
Баландина О. В., Божкова Е. Д., Дворянинова В. В., Катунова В. В., Коновалов А. А. Коррекция школьной дезадаптации на основе междисциплинарного подхода // Медицинский альманах. 2019. №2 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-shkolnoy-dezadaptatsii-na-osnove-mezhdistsiplinarnogo-podhoda
Гельдиева С. К., Бердиев А. РОЛЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Вестник науки. 2023. №3 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-pedagoga-psihologa-v-povyshenii-kachestva-obrazovaniya-i-vospitatelnoy-raboty-v-obscheobrazovatelnoy-shkole
Кадекенова Жанар Жумажановна РОЛЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ В ШКОЛЕ // ELS. 2024. №май. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-pedagoga-psihologa-v-profilaktike-konfliktov-mezhdu-uchitelem-i-uchenikom-v-shkole