Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Современные подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников на уроках русского языка | Абдулджемилева Ленара Зекиевна. Работа №345889

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматриваются современные подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников на уроках русского языка. Описываются методы и приемы, направленные на развитие навыков чтения, письма и понимания текста, которые необходимы для успешного усвоения учебного материала и адаптации в повседневной жизни. Подчеркивается роль учителя начальных классов в создании условий для развития функциональной грамотности у детей. Приводятся практические рекомендации по внедрению данных подходов в учебный процесс.

         Ключевые слова: функциональная грамотность, начальная школа, русский язык, навыки чтения, письменная речь, понимание текста, образовательные технологии.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Абдулджемилева Ленара Зекиевна, учитель начальных классов

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №44

имени героя Российской Федерации Алиме Абденановой"

Муниципального образования городской округ

Симферополь Республики Крым

 

Аннотация: В статье рассматриваются современные подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников на уроках русского языка. Описываются методы и приемы, направленные на развитие навыков чтения, письма и понимания текста, которые необходимы для успешного усвоения учебного материала и адаптации в повседневной жизни. Подчеркивается роль учителя начальных классов в создании условий для развития функциональной грамотности у детей. Приводятся практические рекомендации по внедрению данных подходов в учебный процесс.

Ключевые слова: функциональная грамотность, начальная школа, русский язык, навыки чтения, письменная речь, понимание текста, образовательные технологии.

 

Современная школа направлена на всестороннее развитие личности учащегося, а одним из важнейших показателей успешности образовательного процесса является уровень функциональной грамотности. Функциональная грамотность — это умение человека использовать знания и навыки, полученные в процессе обучения, для решения реальных жизненных задач. Для младших школьников особенно важно развивать этот навык на уроках русского языка, поскольку владение родной речью лежит в основе успешной учебной деятельности и социальной адаптации.

Формирование функциональной грамотности у младших школьников включает несколько аспектов: развитие навыков чтения, грамотного письма, понимания и анализа текста, умения выражать свои мысли устно и письменно. В рамках начальной школы русский язык является базовым предметом, где закладываются эти важные навыки. Учителю необходимо выбрать такие подходы и методики, которые не только помогают усвоить теоретические знания, но и развивают способность применять их на практике.

Одним из эффективных способов развития функциональной грамотности является обучение через чтение. Навыки осознанного и вдумчивого чтения играют ключевую роль в образовательном процессе. Учитель должен обучить детей не просто читать текст, но и понимать его смысл, уметь выделять главные мысли, анализировать содержание, задавать вопросы по тексту и делать выводы. Для этого на уроках можно использовать такие приемы, как работа с текстами разных жанров, обсуждение прочитанного в парах или группах, постановка проблемных вопросов к тексту.

На уроках русского языка также важно уделять внимание развитию письменной речи. Знания правил орфографии и пунктуации являются неотъемлемой частью формирования функциональной грамотности. Однако не менее важно научить детей структурировать свои мысли, выражать их последовательно и логично. Для этого можно использовать различные формы творческих и обучающих заданий: написание небольших сочинений, рассказов по картинкам, диктантов с элементами самоанализа. Такие задания помогают школьникам развивать навыки создания связных текстов и одновременно закрепляют правила грамотного письма.

Особое внимание следует уделять развитию навыков устной речи. Функциональная грамотность предполагает не только грамотное письмо, но и умение ясно и четко выражать свои мысли устно. На уроках русского языка можно организовывать дискуссии, проводить ролевые игры, устные пересказы текстов, что поможет детям овладеть навыками публичного выступления и активного слушания. Важным аспектом является также умение вести диалог, слушать собеседника и адекватно реагировать на его высказывания.

Современные образовательные технологии также играют важную роль в формировании функциональной грамотности. Использование мультимедийных средств, интерактивных досок, онлайн-платформ и образовательных приложений помогает сделать уроки русского языка более интересными и разнообразными. Такие ресурсы позволяют детям осваивать материал через игру, интерактивные упражнения, тесты и задания, что способствует лучшему усвоению знаний и развитию навыков работы с информацией.

Важным аспектом является формирование у учащихся критического мышления и умения анализировать информацию. В современном информационном обществе умение выбирать достоверные источники, проверять факты и делать собственные выводы становится жизненно необходимым. На уроках русского языка учитель может использовать тексты для анализа, побуждать детей к размышлению о содержании и его значении, учить их выделять главное и второстепенное, аргументировать свои суждения.

Помимо этого, необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся и предоставлять каждому ребенку возможность продвигаться в своем темпе. Важным инструментом в этом процессе может стать дифференцированный подход, когда задания даются с учетом уровня подготовки каждого ученика. Это позволит избежать перегрузок и сохранить интерес к изучению русского языка у детей с разными способностями и уровнями готовности.

Роль учителя в формировании функциональной грамотности младших школьников трудно переоценить. Учитель должен не только передавать знания, но и создавать атмосферу, в которой ребенок будет стремиться к самостоятельному поиску информации и её анализу. Для этого учителю необходимо развивать у детей навыки саморегуляции, учить их планировать свою работу, ставить учебные цели и оценивать свои достижения. Это способствует формированию самостоятельности и ответственности за результаты своей учебной деятельности.

Подводя итог, можно сказать, что формирование функциональной грамотности у младших школьников на уроках русского языка — это сложный, но важный процесс, от которого зависит успешность дальнейшего обучения и социализация ребенка в обществе. Современные подходы к обучению, такие как обучение через чтение, развитие навыков письменной и устной речи, использование образовательных технологий и развитие критического мышления, позволяют эффективно решать задачи, поставленные перед начальной школой в условиях реализации образовательных стандартов. Учителю важно не только освоить эти методики, но и творчески подходить к их применению, чтобы каждый урок был шагом к формированию грамотной, самостоятельной и успешной личности.

 

Список литературы

 

Карамышева, Е. В. Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы на уроках русского языка / Е. В. Карамышева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 452-454. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98838/ (дата обращения: 03.10.2024).

Николина, В. В. Развитие функциональной грамотности обучающихся в образовательном процессе / В. В. Николина // Нижегородское образование. — 2021. — № 1. — С. 4—13.

Одегова

, В. Ф. Пути формирования читательской компетентности младших школьников: учебно-методическое пособие для педагогов начальных классов / В. Ф.

Одегова

, Н. В. Самойлова;

под редакцией В. Ф.

Одеговой

. — Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2018. — 267 с.

Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова [и др.]; под редакцией Н. Ф. Виноградовой. — Москва: Российский учебник:

Вентана

-Граф, 2018. — 288 с.

Яшина Н.Ю.

Педагогическое с

опровождение формирования функциональной грамотности у младших школьников в процессе изучения русского языка

// Нижегородское образование. 2022. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-u-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-izucheniya-russkogo (дата обращения: 03.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×