Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Современные подходы к формированию навыка смыслового чтения на уроках химии | Екатерина Анатольевна Вертинская. Работа №317460

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Одно из приоритетных направлений ФГОС – развитие у учащихся навыков смыслового чтения как наиболее обобщенного, фундаментального вида учебной деятельности, являющегося основой для достижения личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Смысловое чтение определяет способность человека к полному восприятию письменных текстов и использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества .

·        При формировании навыков смыслового чтения на уроках естественнонаучного цикла учебные тексты должны соответствовать определенным требованиям:

 

 

·        Содержание учебного текста должно носить межпредметный характер, поскольку это приближает обучающихся к реальным условиям жизни.

 

·        Работе с текстом предшествует постановка проблемы, для решения которой требуется чтение.

 

·        В рамках текста обучающимся предлагается работать с различными источниками информации (таблицы, схемы, рисунки, диаграммы).

 

·        Отличительной особенностью естественнонаучных текстов является их однозначность понимания, обучающимся необходимо уловить все детали текста и практически осмыслить извлеченную информацию.

 

·        Задания, предлагаемые обучающимся, требуют умения выдвигать и объяснять гипотезы, давать аргументированный ответ.

В настоящее время в методической литературе мало текстов, отвечающих этим требованиям. В учебниках естественнонаучных предметов такие тексты отсутствуют. Известно, что близкие темы, изучаемые на уроках естественнонаучного цикла, в программах этих предметов запланированы в разное учебное время. Для выхода из этой ситуации учителям необходимо корректировать программы, договариваться об изучении общей темы в одно и то же время, организовывать интегрированные уроки. Интегрированные уроки направлены на глубокое усвоение за счет обобщения, систематизации знаний и умений по нескольким предметным областям.

Современные подходы к формированию навыка смыслового чтения на уроках химии

Одно из приоритетных направлений ФГОС – развитие у учащихся навыков смыслового чтения как наиболее обобщенного, фундаментального вида учебной деятельности, являющегося основой для достижения личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Смысловое чтение определяет способность человека к полному восприятию письменных текстов и использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества [1, С. 24].

При формировании навыков смыслового чтения на уроках естественнонаучного цикла учебные тексты должны соответствовать определенным требованиям:

Содержание учебного текста должно носить

межпредметный

характер, поскольку это приближает обучающихся к реальным условиям жизни.

Работе с текстом предшествует постановка проблемы, для решения которой требуется чтение.

В рамках текста обучающимся предлагается работать с различными источниками информации (таблицы, схемы, рисунки, диаграммы).

Отличительной особенностью естественнонаучных текстов является их однозначность понимания, обучающимся необходимо уловить все детали текста и практически осмыслить извлеченную информацию.

Задания, предлагаемые обучающимся, требуют умения выдвигать и объяснять гипотезы, давать аргументированный ответ.

В настоящее время в методической литературе мало текстов, отвечающих этим требованиям. В учебниках естественнонаучных предметов такие тексты отсутствуют. Известно, что близкие темы, изучаемые на уроках естественнонаучного цикла, в программах этих предметов запланированы в разное учебное время. Для выхода из этой ситуации учителям необходимо корректировать программы, договариваться об изучении общей темы в одно и то же время, организовывать интегрированные уроки. Интегрированные уроки направлены на глубокое усвоение за счет обобщения, систематизации знаний и умений по нескольким предметным областям.

Основные умения смыслового чтения, которые формируются при работе с естественнонаучными учебными текстами:

• умение осмысливать цели чтения;

• умение извлекать необходимую информацию из прочитанного текста;

• умение определять основную и второстепенную информацию.

В качестве примера рассмотрим тему «Металлы» интегрированного урока химии и физики в 9 классе. Цель урока: формирование личностных, метапредметных и предметных результатов путем интеграции учебных дисциплин «Химия» и «Физика». При формировании навыков смыслового чтения обучающимся были предложены два текста «Алюминий – самый распространенный в природе металл» [2, С. 254] (см. Приложение 1) и «Полиморфные превращения металлов» [3, С. 176] (см. Приложение 2).

Личностные результаты: устанавливать значение результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Метапредметные результаты: находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в содержании текста, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте процессов, выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы.

Предметные результаты: называть соединения металлов и составлять их формулы по названию, характеризовать строение, общие физические и химические свойства металлов; устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки металлов и их соединений, их общими физическими и химическими свойствами.

При работе с первым текстом обучающиеся использовали прием «ИНСЕРТ» (маркировка текста значками по мере его чтения), ко второму тексту обучающимся было предложено составить «Тонкие вопросы» и «Толстые вопросы».

 

Список литературы

1. Александрова, Е.В. О формировании навыков смыслового чтения / Е.В. Александрова //Химия в школе. - 2019. - №1 - С.24-29.

2. Малышкина, В. Занимательная химия. Нескучный учебник / В. Малышкина. - СПб.: Тригон. 1998. – 576 с.

3. Камзеева, Е.Е. ОГЭ-2020. Физика. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов / Е.Е. Камзеева. – М.: Национальное образование. 2020. – 352 с.

Приложение 1

Алюминий – самый распространенный в природе металл. В земной коре содержится 8,8 % алюминия, это третий по распространенности на нашей планете элемент после кислорода и кремния. Он входит в состав глин, полевых шпатов, слюд. Важнейший минерал алюминия, боксит, содержит 28-60 % глинозема – оксида алюминия Al2O3. Алюминий – легкий серебряный металл, он хорошо проводит тепло и электричество, очень пластичен, легко вытягивается в проволоку. Алюминий химически активен. Легко окисляется кислородом, правда только на поверхности. Оксидная пленка Al2O3 надежно предохраняет металл от дальнейшего окисления. Эта пленка препятствует взаимодействию алюминия с водой. Но если порошок алюминия или алюминиевую фольгу сильно нагреть, то металл сгорает ослепительным пламенем, превращаясь в тот же оксид. Алюминий хорошо растворяется в разбавленных серной и соляной кислотах. Концентрированные серная и азотная кислоты при обычных условиях не действуют на алюминий. Поэтому эти кислоты перевозят в алюминиевых цистернах. Почти во всех своих соединениях алюминий имеет степень окисления +3.

Из соединений этого металла самым важным, очевидно, является оксид Al2O3. Этой формулой выражается состав и глинозема, и очень твердого минерала корунда. Кристаллы корунда, окрашенные примесями в синий цвет, называют сапфирами, а красный – рубинами. Рубины и сапфиры в наше время получают искусственным путем.

Рубин (древнее название «яхонт» и «карбункул») – прозрачная, окрашенная в кроваво-красный цвет примесью хрома разновидность тугоплавкого (tпл=2050 оС) минерала корунда – оксида алюминия Al2O3. Среди минералов рубин занимает второе место после алмаза по твердости. Кристаллы рубина обладают той степенью блеска, который не имеют другие прозрачные драгоценные камни, кроме алмазов.

Сапфир – разновидность корунда (Al2O3), окрашенная в синий цвет. В коллекции алмазного фонда России хранится брошь, с сапфиром васильково-синего цвета массой 51,6 г. Крупнейший ограненный темно-синий сапфир – «Черная звезда Квинсленда», имеет массу 288,8 г.

В промышленности алюминий получают электролизом раствора глинозема (технический Al2O3) в расплаве криолита Na3AlF6 с добавкой CaF2. Криолит используется как растворитель оксида алюминия, а добавка CaF2 позволяет поддерживать температуру плавления в электролитической ванне не выше 1000 оС, что существенно понижает tпл оксида алюминия и необходимые затраты энергии (электрического тока).

Приложение 2

Полиморфные превращения металлов

Металлы представляют собой поликристаллические тела, состоящие из большого числа мелких (10-1-10-5 см) хаотично ориентированных по отношению друг к другу кристаллов.

Многие металлы (в том числе железо) в зависимости от температуры могут существовать в разных кристаллических формах или, как их называют, в разных полиморфных модификациях. В результате полиморфного превращения атомы кристаллического тела, имеющего решетку одного типа, перестраиваются таким образом, что образуется кристаллическая решетка другого типа. Полиморфное превращение – обратимый процесс; он происходит как при нагреве, так и при охлаждении твердого тела. Вновь образующиеся полиморфные модификации являются следствием возникновения центров кристаллизации и роста кристаллов, подобно кристаллизации из жидкого состояния.

Превращение одной полиморфной формы в другую при нагреве чистого металла сопровождается поглощением тепла и происходит при постоянной температуре. На термической кривой (в координатах температура – время) превращение отмечается горизонтальным участком. При охлаждении происходит выделение тепла при такой же температуре, что и при нагреве. Температура, при которой происходит переход из одного типа кристаллической решетки в другой, носит название температуры полиморфного превращения.

Так как полиморфные модификации вещества отличаются внутренней структурой, то свойства их различны. Полиморфные превращения сопровождаются скачкообразным изменением свойств металлов и их сплавов: удельного объема, теплоемкости, тепло- и электропроводности, магнитных, механических и химических свойств.

Ярким примером полиморфизма у неметаллических материалов является наличие двух кристаллографических модификаций чистого углерода, известных как алмаз и графит. Оба материала являются идентичными по химическому составу и отличаются лишь кристаллической структурой. В результате свойства алмаза и графита оказываются существенно различными. Графит – это мягкий, хрупкий и непрозрачный материал, в то время как алмаз является одним из наиболее твердых минералов, встречающихся в природе, и, как правило, прозрачен.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×