Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Современные подходы к мотивации студентов в СПО: от традиционных методов к цифровым | Лутошкина Олеся Юрьевна. Работа №352418

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена современным подходам к мотивации студентов в системе среднего профессионального образования (СПО), с акцентом на трансформацию традиционных методов мотивации в контексте цифровизации образования. Рассматриваются основные подходы, от классических методов стимулирования (оценка, материальные бонусы, социальное поощрение) до внедрения цифровых технологий, онлайн-платформ и геймификации, способствующих повышению заинтересованности и вовлеченности студентов в учебный процесс. Приведены примеры успешных практик мотивации в образовательных учреждениях СПО, а также выделены ключевые тенденции и вызовы, с которыми сталкиваются преподаватели в процессе внедрения инновационных методов. В статье подчеркивается важность комплексного подхода к мотивации, который сочетает в себе традиционные и современные инструменты.

Ключевые слова: мотивация, студенты СПО, традиционные методы мотивации, цифровые технологии, онлайн-обучение, геймификация, образовательные платформы.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В СПО: ОТ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ К ЦИФРОВЫМ
Лутошкина Олеся Юрьевна, преподаватель
ФГБОУ ВО Владивостокский государственный университет
Аннотация: Статья посвящена современным подходам к мотивации студентов в системе среднего профессионального образования (СПО), с акцентом на трансформацию традиционных методов мотивации в контексте цифровизации образования. Рассматриваются основные подходы, от классических методов стимулирования (оценка, материальные бонусы, социальное поощрение) до внедрения цифровых технологий, онлайн-платформ и геймификации, способствующих повышению заинтересованности и вовлеченности студентов в учебный процесс. Приведены примеры успешных практик мотивации в образовательных учреждениях СПО, а также выделены ключевые тенденции и вызовы, с которыми сталкиваются преподаватели в процессе внедрения инновационных методов. В статье подчеркивается важность комплексного подхода к мотивации, который сочетает в себе традиционные и современные инструменты.
Ключевые слова: мотивация, студенты СПО, традиционные методы мотивации, цифровые технологии, онлайн-обучение, геймификация, образовательные платформы.
Современные подходы к мотивации студентов в системе среднего профессионального образования (СПО) претерпевают значительные изменения под воздействием цифровизации и глобальных трендов в образовательной сфере. В последние десятилетия традиционные методы мотивации, такие как материальные и социальные стимулы, теряют свою эффективность в условиях стремительно развивающихся технологий и изменений в подходах к обучению. Студенты, выросшие в эпоху интернета и цифровых технологий, требуют новых форм вовлеченности и заинтересованности в образовательном процессе. Таким образом, актуальными становятся не только методы классической педагогики, но и инновационные подходы, основанные на цифровых решениях, которые обеспечивают большую гибкость и персонализацию образовательного процесса.
Традиционные методы мотивации в системе СПО включают в себя такие подходы, как система оценок, поощрения за высокие результаты, награждения за активность, а также социальное признание успехов студентов. Эти методы были успешными в течение долгого времени, но в последние годы проявилась их ограниченность. Система оценок, например, хотя и выполняет функцию контроля и оценки знаний, не всегда стимулирует студентов к более глубокой и осознанной учебной деятельности. Вместо этого часто возникает ситуация, когда студенты фокусируются исключительно на том, как получить высокую оценку, а не на самом процессе обучения. Кроме того, материальные поощрения, такие как стипендии и премии, являются, с одной стороны, эффективными мотивационными инструментами, но, с другой стороны, ограничены своей универсальностью и не всегда способны влиять на внутреннюю мотивацию студентов.
В последние годы учебные заведения СПО все чаще начинают интегрировать в свою работу цифровые инструменты, такие как образовательные платформы, электронные журналы, мобильные приложения и другие технологии, которые позволяют расширить возможности мотивации студентов. Одним из самых перспективных подходов является использование геймификации – процесса внедрения игровых элементов в образовательный процесс. Геймификация позволяет студентам получать награды за успехи в учёбе в виде баллов, бейджей, уровней, что не только стимулирует их интерес, но и способствует созданию более динамичной и конкурентной среды. Это особенно важно для студентов в возрасте 16–20 лет, для которых онлайн-игры и цифровые платформы стали неотъемлемой частью повседневной жизни.
Примером успешной геймификации может служить использование платформы Moodle, которая позволяет преподавателям интегрировать элементы игры в традиционные учебные курсы. Студенты могут зарабатывать баллы за участие в тестах и форумах, получать виртуальные награды за выполнение заданий в сроки и участвовать в командных проектах, что стимулирует их активность и вовлеченность в процесс. Важно отметить, что геймификация не только стимулирует участие, но и способствует лучшему усвоению материала, так как игровые элементы делают обучение более увлекательным и доступным.
Другим важным аспектом мотивации является персонализация образовательного процесса, который становится возможным благодаря внедрению цифровых технологий. Использование адаптивных образовательных систем, которые подстраиваются под уровень знаний и интересы студента, позволяет создать более индивидуализированное обучение, что повышает интерес студентов к обучению. Примером такого подхода может быть использование платформы Edmodo или других систем дистанционного обучения, где студенты могут выбирать дополнительные курсы и задания в зависимости от своих интересов и потребностей. Такие системы предоставляют возможность каждому студенту двигаться в своём темпе, получая задания, соответствующие его уровню, и постепенно накапливать знания и умения.
Однако мотивация студентов в СПО не сводится только к использованию цифровых технологий и инновационных методов. Важно сохранить и развить традиционные подходы, такие как социализация в рамках учебных групп, развитие коммуникации между студентами и преподавателями, а также поощрение активного участия в внеучебной жизни учреждения. Социальная мотивация, выражающаяся в признании успехов студента на уровне группы, колледжа или в профессиональном сообществе, остаётся важным инструментом стимулирования. Формирование у студентов чувства принадлежности к учебному заведению и профессию способствует повышению их внутренней мотивации и стремлению к личностному и профессиональному росту.
Современные подходы к мотивации студентов также предполагают внимание к их психологическим и эмоциональным потребностям. Использование психологических тестов, тренингов на развитие личных качеств и коммуникативных навыков становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Важно, чтобы студенты чувствовали поддержку и внимание со стороны преподавателей и администрации, что способствует формированию у них уверенности в своих силах и мотивации к учебе. Роль преподавателя в этом контексте значительно меняется: он уже не только передает знания, но и выступает в качестве наставника, который помогает студенту преодолеть трудности и сформировать внутреннюю мотивацию для достижения целей.
Использование цифровых технологий в обучении даёт преподавателям возможность для более детализированного отслеживания успеваемости студентов, анализа их активности, а также своевременного вмешательства в случае необходимости. Платформы для дистанционного обучения, такие как Google Classroom, ClassDojo и другие, позволяют преподавателю быстро реагировать на низкую мотивацию студентов, предоставлять им дополнительные ресурсы и задания, а также фиксировать успехи студентов в различных областях.
Однако внедрение цифровых технологий в процесс мотивации студентов СПО сопряжено с определёнными трудностями. Одной из проблем является технологический разрыв между студентами, имеющими доступ к новейшим цифровым инструментам, и теми, кто не имеет таких возможностей. Важно учитывать этот фактор и разрабатывать решения, которые позволят равномерно распределить возможности среди всех студентов. Кроме того, применение цифровых методов мотивации требует от преподавателей новых навыков, таких как умение работать с образовательными платформами, адаптировать контент под различные форматы и использовать различные типы цифровых инструментов.
В целом, современная мотивация студентов в системе СПО требует комплексного подхода, который сочетает в себе как традиционные методы, так и инновационные цифровые решения. Применение новых технологий позволяет не только улучшить качество образования, но и создать более гибкую и персонализированную среду для каждого студента. Важно, чтобы в образовательных учреждениях развивалась культура использования цифровых технологий, а преподаватели получали необходимые знания и навыки для эффективного применения этих методов. Только в этом случае можно говорить о полноценной мотивации студентов, которая будет стимулировать их к успешному обучению и личностному росту.
Таким образом, современные подходы к мотивации студентов в СПО не могут быть ограничены лишь традиционными методами, такими как оценивание и материальные поощрения. Введение цифровых технологий, геймификации и персонализированного подхода к обучению создают новые возможности для стимулирования студентов, повышая их вовлеченность и интерес к учебному процессу. Однако важно не забывать и о социальных аспектах мотивации, таких как признание достижений студентов, создание комфортной и поддерживающей атмосферы, а также развитие у студентов чувства принадлежности к образовательному сообществу.
Список литературы
Ляшенко М.В. Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-osnovnye-ponyatiya-i-problemy
Новикова Т.Н. Повышение уровня учебной мотивации студентов // Наука и образование сегодня. 2018. №1 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-urovnya-uchebnoy-motivatsii-studentov
Цыренова В.Б., Лумбунова Н.Б. Управление учебной мотивацией студентов в условиях цифровизации // Вестн. Том. гос. ун-та. 2021. №470. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-uchebnoy-motivatsiey-studentov-v-usloviyah-tsifrovizatsii
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×