Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию | Лопатько Наталья Александровна. Работа №330150
Современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам, у детей прослеживается нехватка нравственно-патриотических качеств. Поэтому тема нравственно-патриотического воспитания детей является одной из основных задач детского сада. Главными из важнейших задач, которые стоят перед нами, это - сохранить память о предках, строивших и защищавших Отечество, напомнить о нравственном долге - любить и беречь свою Родину, расширять знания о родном крае, городе, через изучение героического прошлого, исторического и культурного наследия; прививать детям чувства глубокого уважения и почтения ксимволам России.
Мы живем в непростое время. И все - таки в душе каждого из нас теплится идеал будущего общества, к которому всегда стремилось человечество — общества гуманного, в котором основными законами будут человеколюбие, доброта, взаимопонимание. Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим.
Современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам, у детей прослеживается нехватка нравственно – патриотических качеств. Поэтому тема нравственно – патриотического воспитания детей является одной из основных задач детского сада.
Как пробудить в детях чувство любви к Родине? Именно пробудить, потому что оно есть в каждой душе, и его надо усилить точным, чистым тоном. Заставить любить Отечество нельзя, любовь надо воспитывать. Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не только в истории, но и в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим, полным созидательной энергии людям.
Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность учреждений, работающих с детьми, по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. Его основная цель – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.
Вопросы патриотического воспитания требуют длительной, серьезной, вдумчивой работы. Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно наполнить восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Неслучайно, что именно сейчас мы ищем возможности для плодотворной работы по патриотическому воспитанию, обращаясь к традиционному отечественному наследию. Народ России всегда защищал свое Отечество, родную землю, независимость от врагов. Народная память о каждом историческом этапе и оценка его с точки зрения значимости для жизни Отечества содержатся в героических эпосах, устных преданиях, исторических и солдатских песнях, произведениях лучших поэтов и писателей России. Главными из важнейших задач, которые стоят перед нами, это – сохранить память о предках, строивших и защищавших Отечество, напомнить о нравственном долге – любить и беречь свою Родину, расширять знания о родном крае, городе через изучение героического прошлого, исторического и культурного наследия; прививать детям чувства глубокого уважения и почтения к символам России.
Для нас, воспитателей, работающих с дошкольниками, вопрос отбора содержания знаний, которые могли бы способствовать воспитанию любви к Родине, уважения к защитникам Отечества, всегда важен и актуален.
Поэтому естественным требованием к содержанию патриотического воспитания детей является включение в него культурно-исторического, духовно-нравственного, краеведческого компонентов, а также знания истории и богатейших традиций Отечества.
В течение многих лет одной из ведущих тем работы по патриотическому воспитанию является тема Россия – Родина моя. И здесь особая роль отводится знакомству детей с символами России.
В процессе организованной образовательной деятельности дети узнают о том, что символы страны означают святость и гордость государства, олицетворяют независимость, величие и честь нашей Родины. В работе с этой темой нужно учитывать недопонимание детьми социальных явлений, отсутствие чувства истории. Поэтому первое знакомство с символами требует от нас выбора наиболее доходчивых форм и методов работы, которые вызывали бы интерес, мыслительную активность, эмоциональное восприятие. И здесь большая роль отводится чтению художественной и познавательной литературы о защитниках Отечества, нашей Родины. Кроме произведений, известных детям, можно познакомить их с вновь вышедшей литературой, доступной по содержанию и способной затронуть их чувства: Моя первая книга о России, С чего начинается Родина и т.д.
Живой интерес у детей вызывают и мероприятия, приуроченные к тематическим праздникам: День защитника Отечества, День Победы (с применением воинских атрибутов: касок, котелков, фляжек, красочных фотографий, подлинных предметов и вещей). Все это помогает не только обмениваться впечатлениями и знаниями, но и развивает духовный мир, уважение к защитникам Родины. События героической жизни вызывают живой отклик у ребят. В знак благодарности они своими руками готовят открытки, сувениры. Эти мероприятия воспитывают у детей чувства гордости за свою Родину.
Также наиболее важной и необходимой является работа по краеведению, которая способствует воспитанию патриотических чувств. Краеведение охватывает все стороны человеческой деятельности. Особенно важно, что это средство воспитания чувства патриотизма и гордости за свой край, за людей, которые живут рядом. В качестве примера можно привести цикл бесед Что за край, где ты живешь? Чем знаменит он и хорош?, а также, экскурсии по родному городу, выставки рисунков и фотографий, посвященных Дню города. В воспитании у детей любви к родным местам, формировании уважения и интереса к людям других национальностей большую роль играют праздники и развлечения. Знакомя детей с русскими и осетинскими праздниками, которые были, когда - то частью труда и быта русского и осетинского народа, мы даем детям возможность познакомиться с историей этого народа, его укладом жизни и народной мудростью. Широкая Масленица, Рождество, Пасха, Джеоргуба, Хетаджы бон, хороводы и танцы вызывают эмоциональный отклик, позволяют узнать традиции, обычаи этих народов.
Не менее важным условием нравственно - патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком – членом семейного сообщества. Организованная образовательная деятельность Что означают наши имена, О происхождении фамилий, Моя мама – лучше всех, Мой папа – солдат позволяют детям прикоснуться к истории своей семьи. Дидактические игры и упражнения Мы уже большие, Кто в доме самый старший, Помогаем малышам развивают у детей умение и желание заботиться о малышах, одновременно воспитывают привычку заботиться обо всех окружающих, быть внимательными к людям пожилого возраста.
Изучение истории своей семьи, изучение и возрождение семейных традиций, составление своей родословной – все это составные семейного воспитания. А это самое близкое и понятное чувство для любого человека. В работе с родителями используем выпуск газет с различной тематикой: Мои мама и папа, Наши мужчины – защитники России, Моя семья. Очень интересно проходят конкурсы поделок, созданных совместно детьми и родителями: Дары осени, Новогодняя игрушка, Чудеса своими руками и другие.
Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний. Выпуск для родителей буклетов, газет, памяток, оформление книжных выставок, посвященные проблемам семейного воспитания и формирования чувства патриотизма помогает и способствует воспитанию чувства гордости за свою семью, своих близких, своих земляков, за свой город, и, наконец, чувства гордости за свой народ и свою Родину.
Конечно, форм работы по патриотическому воспитанию много. Трудно назвать все, но каждая играет определённую роль. Главное, чтобы они не носили разовый характер, а выстраивались в четкую систему.
Метод проектов в дошкольном образовании не случайно приобрел большую популярность. Участие в проекте дает ребенку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. А для педагога использование проектной деятельности как одно из методов развивающего обучения способствует развитию креативности педагогов, повышению их профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ.
Результаты реализации проектной деятельности всегда радуют, но всегда есть над чем поработать в дальнейшем, а так же показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей. В группе создали предметно – развивающую среду патриотической направленности:
- оборудовали центр Моя Родина - Россия;
- подобрали: дидактические игры: Защитники России, Военная техника, Найди флаг России, Собери флаг Осетии, Подбери наряд для куклы и др.;
- оформили папки для рассматривания: Моя семья, Русская матрешка, Мой любимый город, Алагир и его достопримечательности, Государственная символика России, Природа нашего края.
- оформили сюжетно-ролевые игры Моя семья, Армия, Космос, Моряки и др.;
- оформление выставок.
- подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
Выступление подготовила воспитатель подготовительной группы №10
Лопатько Наталья Александровна