Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Современные подходы к обучению и воспитанию детей ограниченными возможностями здоровья | Орлова Людмила Алексеевна. Работа №345607

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Обсуждаются особенности и специфика работы с данной категорией детей в контексте инклюзивного образования, методы и технологии, способствующие более эффективному усвоению образовательных программ, а также роль педагогического коллектива и семьи в формировании позитивной среды. Исследуется влияние современных образовательных технологий на процесс обучения и развитие детей с ОВЗ, акцентируется внимание на значимости индивидуального подхода и психолого-педагогической поддержки.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, инклюзивное образование, современные подходы, психолого-педагогическая поддержка, воспитание, технологии обучения.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Орлова Людмила Алексеевна, учитель

МКОУ "С(К)ОШ - И для учащихся с ОВЗ", Пермский край,

Октябрьский район, п.Сарс

 

Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Обсуждаются особенности и специфика работы с данной категорией детей в контексте инклюзивного образования, методы и технологии, способствующие более эффективному усвоению образовательных программ, а также роль педагогического коллектива и семьи в формировании позитивной среды. Исследуется влияние современных образовательных технологий на процесс обучения и развитие детей с ОВЗ, акцентируется внимание на значимости индивидуального подхода и психолого-педагогической поддержки.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, инклюзивное образование, современные подходы, психолого-педагогическая поддержка, воспитание, технологии обучения.

 

Современное общество все больше осознает важность инклюзивного образования, которое обеспечивает равные возможности для всех детей, включая тех, кто имеет ограниченные возможности здоровья. Целью этой статьи является анализ современных подходов к обучению и воспитанию детей с ОВЗ, методов, которые помогают создать условия для их полноценного развития и социальной интеграции.

Дети с ОВЗ представляют собой группу, которая может включать в себя учащихся с физическими, умственными, эмоциональными и сенсорными нарушениями. Учитывая многообразие их потребностей, необходимо разрабатывать и применять индивидуализированные подходы к обучению. Важно помнить, что сопротивление обучению может быть связано не только с медицинскими показаниями, но и с психологическими и социальными аспектами.

Основные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ

1. Инклюзивное образование

Инклюзивное образование предполагает создание условий, в которых дети с ОВЗ могут учиться вместе со своими сверстниками в обычном образовательном процессе. Этот подход требует от педагогов высокой квалификации и способности адаптировать учебные материалы и методики.

Преимущества инклюзивного подхода

Социальная интеграция: Дети с ОВЗ имеют возможность общаться и взаимодействовать с здоровыми сверстниками, что способствует развитию социальных навыков.

Индивидуальный подход: Учитываются особенности каждого ребенка, что позволяет более эффективно организовывать процесс обучения.

Совместное обучение: Учащиеся обмениваются опытом и поддерживают друг друга в процессе обучения.

2. Индивидуализированное обучение

Индивидуализированный подход включает в себя создание планов обучения, ориентированных на конкретные потребности и возможности каждого ученика. Он предполагает:

Адаптацию учебных планов: Уменьшение объема заданий или изменение формата представления информации.

Использование технологий: Применение компьютерных программ, интерактивных досок и других технологий для облегчения восприятия материала.

3. Психолого-педагогическая поддержка

Психолого-педагогическая поддержка включает в себя консультации с психологами и логопедами, которые помогают определить индивидуальные особенности детей. Это может реализовываться через:

Групповые и индивидуальные занятия: Позволяют детям развивать необходимые навыки в безопасной и поддерживающей среде.

Работа с родителями: Важно вовлечь родителей в процесс обучения, чтобы они могли продолжать работу с детьми дома.

4. Командный подход

Работа с детьми с ОВЗ требует командного подхода, включающего специалистов различных профилей: учителей, психологов, логопедов, социальных работников. Совместные усилия позволяют создать эффективные условия для обучения.

Использование современных технологий в обучении

Современные образовательные технологии играют ключевую роль в процессе обучения детей с ОВЗ. Они обеспечивают:

Доступ к информации: Использование интернета и цифровых ресурсов позволяет детям получать необходимую информацию в удобном для них формате.

Интерактивные методы: Применение интерактивных досок, планшетов и компьютеров делает уроки более наглядными и увлекательными.

Геймификация: Игровые элементы в обучении мотивируют детей и делают процесс более интересным.

Роль семьи в обучении детей с ОВЗ

Семья является одним из главных факторов успешного обучения детей с ОВЗ. Важно, чтобы родители:

Принимали активное участие: Участвовали в учебном процессе, посещали занятия и мероприятия.

Создавали поддерживающую среду: Обеспечивали спокойную и дружелюбную атмосферу для обучения дома.

Общались с педагогами: Регулярно обсуждали успехи и сложности, с которыми сталкивается их ребенок.

Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья представляют собой многофакторный процесс, который требует от педагогических работников глубоких знаний, гибкости и умения быть чуткими к потребностям своих учеников. Инклюзивное образование, индивидуализированный подход, психолого-педагогическая поддержка и использование современных технологий являются ключевыми элементами, способствующими успешной социализации и обучению таких детей.

Образование — это не только передача знаний, но и процесс формирования личности ребенка. Внимание к индивидуальным потребностям детей с ОВЗ, использование инновационных образовательных технологий и активное сотрудничество с семьями позволят создать условия для полноценного обучения и гармоничного развития каждого ребенка.

 

Список литературы

Жарова Дарья Викторовна, Шестакова Екатерина Анатольевна Подходы к обучению и воспитанию «Особенных» детей: исторической анализ и современное состояние проблемы // Science Time. 2015. №12 (24)

. https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-obucheniyu-i-vospitaniyu-osobennyh-detey-istoricheskoy-analiz-i-sovremennoe-sostoyanie-problemy.

Троценко Т.А. Принципы повышения эффективности коррекционного образования: взгляд на проблему // Педагогическая наука и практика. 2017. №4 (18). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/

printsipy-povyshe

niya-effektivnosti-korrektsionnogo-obrazovaniya-vzglyad-na-problemu.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×