«Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС» | Мой кабинет. Работа №349967
Для активизации деятельности ребёнка с ОВЗ использую следующие активные методы и приёмы обучения: 1. Использование сигнальных карточек
2. Реализация игровых приемов и ситуаций
3. Дифференциация заданий
4.Задания на развитие психических процессов
5. Здоровьесберегающие технологии
деятельностный подход, активные методы обучения, создание ситуации успеха обеспечивают решение многих образовательных задач
«Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС»
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. Так вошло инклюзивное образование.
Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Прежде чем перейти к методам и приемам работы, также хотелось бы напомнить и общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства.
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Так как дети с ОВЗ все разные, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.
Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с обучающимися, имеющими ОВЗ, считаю объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Чтобы сформировать интерес к учению использую метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, а именно создание ситуаций успеха.
Мотивация к учёбе становится положительно устойчивой только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно.
В связи с этим важное значение приобретает создание на уроках специальных ситуаций, способствующих достижению учащимися даже незначительных успехов в различных видах учебной деятельности. Такая работа позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА:
• Учёт уровня усвоения (степени понимания) изученного материала
• Доступное объяснение учебного материала
• Обязательное использование занимательной наглядности
• Дидактические игры
• Творческие задания
• Индивидуальный подход (личностно ориентированный подход)
• Комплекс поощрительных мер за любые положительные достижения в учёбе
• Создание оптимальной благоприятной образовательной среды
• Словесная поддержка.
• Установка на позитивное решение проблемы
В ходе учебного процесса часто складываются условия, благоприятные для ситуации успеха: знакомство с новой информацией, творческие задания и т.д. При организации ситуации успеха немаловажное значение имеет изучение индивидуальных особенностей и способностей ребёнка, иначе вся работа может обернуться неудачей и приведет к негативному результату.
Все эти моменты очень важны, иначе ситуация успеха может «сорваться».Успех, достигнутый без особого труда, часто быстро забывается. Чтобы поддержать степень увлечённости, на последующих уроках организую условия для создания новых ситуаций успеха, не связанных с предыдущей; на основе напоминания о предшествующем успехе определяю новые задачи в рамках того же предмета.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу учения. Впечатление от успеха бывает так велико, что может кардинально изменить сложившееся отрицательное отношение к процессу обучения.
Особое внимание при работе с детьми ОВЗ отводится работе с родителями. Самой оптимальной формой работы с родителями является работа, которая включает в себя: консультирование. Задача первого этапа работы – создание доверительных, откровенных отношений с родителями, с этой целью использую беседу.
Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставятся следующие цели: подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия. На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия в ходе консультирования. Основным на этом этапе является – формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком.
Для активизации деятельности ребёнка с ОВЗ использую следующие активные методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний, выявления пробелов в пройденном материале.
2. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
3. Дифференциация заданий.
- Слоговые таблицы;
- карточки («Раскрась букву», «Допиши букву», «Закрась части мозаики», «Найди картинку со звуком в начале слова», «Составляем слова», «Деление на слоги», «Найди одинаковые буквы» и т.д)
4.Задания на развитие психических процессов.
- «Четвертый лишний»;
- «Способы применения предметов»;
- «Продолжи логический ряд»
- «Дорисуй и раскрась обеими руками»
- «Найди пару», «Найди отличия»
5. Здоровьесберегающие технологии:
- пальчиковые гимнастики;
- дыхательные гимнастики;
- физминутки и динамические паузы.
Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, что деятельностный подход, активные методы обучения, создание ситуации успеха обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
- формирование положительной учебной мотивации;
- повышение познавательной активности;
- активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
- стимулирование самостоятельной деятельности;
- развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;
- эффективное усвоение большого объема учебной информации;
- развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
- развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
- раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
- развитие навыков самостоятельного умственного труда;
-развитие универсальных навыков.