Современные подходы к обучению основам черчения и технического рисунка в школе | Кривошапкин Клим Николаевич. Работа №352169
Аннотация. Статья посвящена современным подходам к обучению основам черчения и технического рисунка в школьном образовании. Рассматриваются различные методы преподавания, включая традиционные и инновационные технологии, а также роль черчения и технического рисунка в формировании пространственного мышления и технической грамотности учащихся. В статье приведены примеры эффективных методик и использование цифровых технологий в процессе обучения.
Ключевые слова: черчение, технический рисунок, школьное образование, методы преподавания, пространственное мышление, цифровые технологии, проектная деятельность.
Современные подходы к обучению основам черчения и технического рисунка в школе
Кривошапкин Клим Николаевич, учитель технологии
МБОУ «Себян-Кюельская НЭСОШ им. П.А. Ламутского»
Республика Саха (Якутия), с. Себян-Кюель
Аннотация. Статья посвящена современным подходам к обучению основам черчения и технического рисунка в школьном образовании. Рассматриваются различные методы преподавания, включая традиционные и инновационные технологии, а также роль черчения и технического рисунка в формировании пространственного мышления и технической грамотности учащихся. В статье приведены примеры эффективных методик и использование цифровых технологий в процессе обучения.
Ключевые слова: черчение, технический рисунок, школьное образование, методы преподавания, пространственное мышление, цифровые технологии, проектная деятельность.
Черчение и технический рисунок — это основополагающие дисциплины, которые закладывают фундамент для дальнейшего освоения инженерных и архитектурных профессий. В современных условиях школьного образования важно не только дать учащимся базовые знания о построении чертежей, но и развить их способность к пространственному восприятию и техническому анализу объектов. В этой связи современные подходы к обучению черчению и техническому рисунку должны сочетать как традиционные, так и инновационные методики, что позволяет сделать процесс обучения более увлекательным и доступным для школьников.
Один из важнейших аспектов при обучении черчению — это использование наглядных примеров и практических заданий, которые позволяют учащимся на практике освоить теоретические знания. Раньше уроки черчения в школе часто ограничивались лишь бумажными чертежами с помощью линейки и карандаша, что, безусловно, является важной частью освоения основ. Однако современное образование предполагает использование более разнообразных средств для представления и обработки информации. Например, использование чертежных планшетов и компьютерных программ позволяет значительно повысить уровень выполнения заданий, а также значительно ускоряет процессы, что важно в условиях ограниченного времени. Программы, такие как AutoCAD или SketchUp, позволяют учащимся создавать 2D и 3D чертежи, что способствует развитию их технического воображения и навыков работы с цифровыми инструментами.
Кроме того, важно, чтобы преподавание черчения включало элементы проектной деятельности. Этот подход помогает ученикам увидеть практическую ценность своих знаний, так как они начинают работать над реальными задачами, связанными с проектированием. Например, учащиеся могут спроектировать модель простого механизма или здания, используя как традиционные чертежи, так и современные программные средства. Такой подход развивает не только навыки черчения, но и навыки планирования, организации работы, а также способствует развитию критического мышления и умения принимать решения. Работая над проектами, школьники учат не только технические приемы, но и осваивают методы командной работы, что является важным компонентом их подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Кроме традиционных подходов, современные уроки черчения и технического рисунка часто включают элементы междисциплинарного подхода, что позволяет ученикам осваивать знания не только в области технологии и инженерии, но и в других дисциплинах. Например, задачи на проектирование могут быть связаны с предметами, такими как физика или искусство, что помогает учащимся видеть взаимосвязь между теорией и практикой. Преподаватель может предложить учащимся задачи, в которых нужно не только нарисовать конструкцию, но и вычислить ее прочность или эффективность, что помогает ученикам осваивать прикладные аспекты технических наук.
Одной из современных тенденций в обучении техническому рисунку является активное использование виртуальной реальности и 3D-моделирования. Эти технологии дают школьникам возможность работать с объектами в трехмерном пространстве, что значительно улучшает их понимание формы и размеров объектов. Виртуальные модели и симуляции позволяют учащимся видеть результат своей работы не только на бумаге, но и в реальной (цифровой) среде. Это особенно важно для школьников, которые могут испытывать трудности с восприятием сложных объемных форм на плоской поверхности. Работа с 3D-программами развивает у учащихся пространственное мышление и позволяет лучше понимать принципы построения сложных объектов. Например, использование программы Blender или Tinkercad позволяет школьникам не только создавать трехмерные объекты, но и оценивать их функциональность, что подготавливает их к будущей инженерной или дизайнерской деятельности.
Для эффективного обучения важно также учитывать индивидуальные особенности учеников. Некоторые учащиеся могут испытывать трудности в восприятии и освоении базовых принципов черчения. В таких случаях полезно внедрять дифференцированный подход, предлагая различные формы заданий в зависимости от уровня подготовки и интересов учеников. Для таких учащихся полезно включать дополнительные визуальные и практические материалы, которые помогут им лучше понять, как построить чертежи, а также методы решения типовых задач. С другой стороны, для более подготовленных учеников можно организовать углубленные проекты, требующие более сложных и нестандартных решений, что развивает их творческое мышление и способности к инновационному проектированию.
Также стоит отметить важность работы с учебными пособиями и дополнительными источниками информации. Важно, чтобы ученики имели доступ к актуальным и разнообразным материалам, включая книги, онлайн-курсы, видеоуроки и профессиональные журналы. Преподаватель может рекомендовать ученикам использовать интернет-ресурсы, которые позволяют получить дополнительные знания и практические советы по выполнению чертежей, освоению новых программ или технику работы с различными материалами. Например, существуют специализированные видеокурсы, которые объясняют принципы работы с программами для черчения и моделирования, что может помочь ученикам научиться работать с современными инструментами вне стен школы.
Таким образом, современные подходы к обучению черчению и техническому рисунку в школьном образовании предполагают использование разнообразных методик и технологий, что позволяет развивать не только технические навыки, но и творческое мышление учеников. Важно интегрировать традиционные и инновационные методы преподавания, использовать проектную деятельность, внедрять компьютерные программы и технологии, такие как виртуальная реальность и 3D-моделирование, что поможет учащимся более эффективно осваивать знания и применять их на практике. Такой подход способствует не только формированию технической грамотности, но и развитию критического и пространственного мышления, что является необходимым навыком для будущих специалистов в различных областях.
Список литературы
Кострюков А. В. Чертеж – язык техники / А. В. Кострюков, С. И. Павлов, Ю. В.
Семагина
. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. —
2017. — № 21.1 (155.1). — С. 142-144. — URL:
https://moluch.ru/archive/155/44225/
Михайлов
Н. Г.
Обучение пятиклассников черчению на уроках технологии в процессе изготовления чертилки из стального прутка // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011.
№2.
URL
:
https
://
cyberleninka
.
ru
/
article
/
n
/
obuchenie
-
pyatiklassnikov
-
chercheniyu
-
na
-
urokah
-
tehnologii
-
v
-
protsesse
-
izgotovleniya
-
chertilki
-
iz
-
stalnogo
-
prutka
Михайлов Н. Г. Обучение школьников черчению и технологии на основе объектов художественно-утилитарного назначения в условиях современной школы // Приоритетные научные направления: от теории к практике.
2014.
№12. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-shkolnikov-chercheniyu-i-tehnologii-na-osnove-obektov-hudozhestvenno-utilitarnogo-naznacheniya-v-usloviyah-sovremennoy