Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников | Панкова Галина Петровна. Работа №350704

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников в начальной школе. Особое внимание уделяется принципам формирующего оценивания, значимости обратной связи и поддерживающего подхода, который стимулирует учебную мотивацию. Анализируются основные методы и приемы, позволяющие не только оценивать академическую успеваемость, но и развивать у учащихся уверенность в своих силах и интерес к обучению. Статья адресована педагогам начальной школы, заинтересованным в создании эффективной системы оценивания, способствующей всестороннему развитию учеников.

Ключевые слова: оценивание, учебные достижения, младшие школьники, формирующее оценивание, обратная связь, поддержка мотивации, педагогика.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Панкова Галина Петровна, учитель начальных классов

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя школа 64 городского округа Мариуполь"

Донецкой Народной Республики

 

Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников в начальной школе. Особое внимание уделяется принципам формирующего оценивания, значимости обратной связи и поддерживающего подхода, который стимулирует учебную мотивацию. Анализируются основные методы и приемы, позволяющие не только оценивать академическую успеваемость, но и развивать у учащихся уверенность в своих силах и интерес к обучению. Статья адресована педагогам начальной школы, заинтересованным в создании эффективной системы оценивания, способствующей всестороннему развитию учеников.

Ключевые слова: оценивание, учебные достижения, младшие школьники, формирующее оценивание, обратная связь, поддержка мотивации, педагогика.

 

Оценивание учебных достижений младших школьников — один из важнейших аспектов образовательного процесса, формирующий у детей отношение к учебе, восприятие собственных успехов и неудач, а также влияющий на их учебную мотивацию и уверенность в себе. В условиях современной школы подходы к оцениванию претерпели значительные изменения, обогащаясь новыми методами и целями. Основное внимание уделяется не только результатам обучения, но и процессуального поддержанию и развитию интереса к учебе, формированию у школьников умения осознанно и ответственно подходить к своим достижениям. Оценивание сегодня направлено на поддержание мотивации и формирование внутреннего стремления к саморазвитию.

В начальной школе важным аспектом является переход от формальных оценок к методам формирующего оценивания, которое помогает ученикам ориентироваться в своих сильных и слабых сторонах, ставить цели и планировать свои действия. Формирующее оценивание предполагает, что учитель акцентирует внимание на процессе обучения, а не только на конечных результатах. Учитель, применяющий формирующее оценивание, рассматривает каждую задачу как способ развить определенные навыки и умения, а не просто оценить их по балльной шкале. Такой подход помогает создать у детей более глубокое понимание значимости учебного процесса и снижает страх перед ошибками, так как акцент делается на их преодоление и исправление.

Одним из ключевых элементов формирующего оценивания является обратная связь. Именно она помогает учащимся понять, что они делают правильно, а над чем стоит поработать. Эффективная обратная связь должна быть конструктивной и содержательной, она подсказывает ученикам, как можно улучшить свои знания и навыки. Примером конструктивной обратной связи может быть комментарий учителя: «Отлично справился с заданием, но обрати внимание на формулировку ответа» или «Здесь тебе удалось передать основную идею, но стоит добавить подробности». Такая обратная связь развивает у детей способность видеть свои достижения и работать над улучшением своих навыков, а также формирует привычку анализировать собственную деятельность.

Еще одной важной характеристикой современного оценивания является поддержка учащихся в осознанной рефлексии своих достижений и трудностей. Учитель может побуждать учеников рассуждать над тем, как они подошли к решению задачи, какие методы применяли и что могли бы сделать по-другому. Рефлексия позволяет детям не только оценивать результаты своей работы, но и понимать, что оценивание — это процесс, в котором важен не только итог, но и весь путь к его достижению. Навык рефлексии способствует формированию у детей самостоятельного и ответственного отношения к учебе, что в будущем станет основой для успешного обучения.

Методики формирующего оценивания включают разнообразные приемы, такие как самооценка, взаимная оценка, а также оценка по критериям. Самооценка позволяет ученикам самим оценить свои достижения, подумать, что удалось, а что потребует еще усилий. В начальных классах самооценка может быть выражена в виде графиков, цветных карточек или других визуальных форм, которые помогают детям осознать свои достижения. Взаимная оценка также играет важную роль, так как учит детей замечать успехи и ошибки друг друга, обсуждать их и предлагать советы. Такой метод способствует формированию навыков критического мышления и учит детей работать в коллективе, поддерживая и помогая одноклассникам.

Не менее важной составляющей современной системы оценивания является индивидуализация, то есть учет уникальных возможностей и потребностей каждого ученика. Индивидуальный подход позволяет не только оценить уровень знаний и навыков, но и учитывать личные темпы и способы освоения учебного материала. Учитель, ориентируясь на индивидуальные особенности детей, может предложить каждому ученику задания разной степени сложности или выбрать подходящие формы оценки. Это помогает детям с различными уровнями подготовки справляться с учебными задачами и чувствовать себя успешными, что поддерживает их мотивацию и интерес к обучению.

Использование нестандартных форм оценивания, таких как портфолио, проекты, творческие задания, также способствует развитию у детей осознанного отношения к своим достижениям. Портфолио, представляющее собой сборник работ ученика за определенный период, позволяет ему увидеть свои успехи, развитие и прогресс. Проектные и исследовательские работы помогают детям осваивать новые знания и умения, творчески подходить к решению задач, самостоятельно искать информацию и применять ее на практике. Такие методы способствуют формированию у младших школьников практических навыков, ответственности за свои успехи и учебные результаты.

Современные технологии также становятся эффективным инструментом для оценивания учебных достижений младших школьников. Цифровые платформы и онлайн-сервисы позволяют учителям создавать интерактивные задания, использовать тесты с мгновенной обратной связью, вести индивидуальные образовательные маршруты. Благодаря цифровым технологиям дети получают возможность участвовать в самооценке, анализировать свои ошибки и видеть свои успехи, а учителя могут более точно отслеживать прогресс и развитие каждого ученика. Кроме того, цифровые инструменты делают процесс оценивания более доступным и наглядным, что способствует лучшему пониманию детьми учебного материала и повышению их мотивации.

Особое значение в процессе оценивания учебных достижений младших школьников имеет поддержка их мотивации. Учитель, применяя современные методы оценивания, помогает ученикам развивать уверенность в своих силах, преодолевать страх перед ошибками и воспринимать обучение как процесс, в котором возможно не только получать знания, но и развивать свои личные качества. Оценивание, ориентированное на процесс, а не только на результат, позволяет детям воспринимать ошибки как часть учебного пути, что помогает им формировать позитивное отношение к учебе и учит воспринимать трудности как стимул к развитию.

Таким образом, современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников основаны на индивидуализации, формирующем оценивании и поддержке учебной мотивации. Эти методы помогают детям понимать собственные достижения, строить осознанное отношение к учебе, а также развивать умение анализировать и улучшать свои навыки. Для учителя современное оценивание — это возможность не только фиксировать успехи учеников, но и активно участвовать в их образовательном пути, оказывая поддержку, формируя уверенность в себе и создавая условия для всестороннего развития учащихся.

 

Список литературы

 

1. Польченко Е. В. Оценивание образовательных достижений младших школьников в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования / Е. В. Польченко, Л. И. Ермолина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 194-197.

2. Цибульская Е. В. Современные формы и методы оценивания достижений учащихся в структуре учебной деятельности / Е. В. Цибульская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 31 (426). — С. 98-102.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×