Современные подходы к оценке знаний учащихся по математике: формирующее и итоговое оценивание | Денисенко Тамара Геннадьевна. Работа №347479. Номер работы: №347479
Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к оценке знаний учащихся по математике, акцентируя внимание на формирующем и итоговом оценивании. Обсуждаются ключевые аспекты каждого типа оценивания, их цели, методы и применение в образовательном процессе. Рассмотрение различных подходов к оцениванию знаний учащихся позволит создать более гибкую, ориентированную на достижения ученика, систему, способствующую развитию критического мышления и самостоятельности учащихся. Статья включает примеры оценочных инструментов, а также рекомендации по интеграции формирующего оценивания в уроки математики.
Ключевые слова: оценка знаний, формирующее оценивание, итоговое оценивание, преподавание математики, образовательные технологии.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ: ФОРМИРУЮЩЕЕ И ИТОГОВОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Денисенко Тамара Геннадьевна, учитель математики
МБОУ СОШ № 3, Челябинская область г. Челябинск
Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к оценке знаний учащихся по математике, акцентируя внимание на формирующем и итоговом оценивании. Обсуждаются ключевые аспекты каждого типа оценивания, их цели, методы и применение в образовательном процессе. Рассмотрение различных подходов к оцениванию знаний учащихся позволит создать более гибкую, ориентированную на достижения ученика, систему, способствующую развитию критического мышления и самостоятельности учащихся. Статья включает примеры оценочных инструментов, а также рекомендации по интеграции формирующего оценивания в уроки математики.
Ключевые слова: оценка знаний, формирующее оценивание, итоговое оценивание, преподавание математики, образовательные технологии.
Оценка знаний учащихся по математике на современном этапе является одной из главных задач образовательной системы. Традиционно оценивание сводится к проверке знаний через контрольные работы и экзамены, однако данные методы не всегда отражают истинный уровень понимания материала каждым учеником. В условиях быстро меняющихся образовательных технологий важно рассмотреть альтернативные подходы к оценке знаний, которые делают акцент на процесс обучения, а не только на результат.
В последние годы формирующее оценивание становится особенно актуальным, так как оно помогает выявить слабые места в знаниях учащихся и позволяет вовремя скорректировать образовательный процесс. Итоговое оценивание, в свою очередь, продолжает играть важную роль в определении уровня знаний и умений, достигнутых учащимися за определенный промежуток времени.
Формирующее оценивание
Цели и задачи формирующего оценивания
Формирующее оценивание нацелено на развитие учебной деятельности учащихся на протяжении всего образовательного процесса. Основные задачи формирующего оценивания включают:
Выявление потребностей учащихся: Понимание того, что вызывает затруднения у студентов, позволяет педагогам создать более адаптированную и эффективную стратегию обучения.
Корректировка учебного процесса: Оценка хода обучения дает возможность вовремя внести изменения в методику преподавания, адаптируя ее под реальный уровень знаний и умений учащихся.
Мотивация учащихся: Регулярная обратная связь поддерживает интерес к учебе и фактор саморефлексии, который способствует личностному росту.
Методы формирующего оценивания
Существует множество методов формирующего оценивания, которые могут быть использованы на уроках математики:
Текущие тесты: Быстрые задания в начале или конце урока помогают понять уровень усвоения материала.
Дневники саморефлексии: Учащиеся ведут записи о своих успехах и неудачах, что способствует развитию критического мышления.
Проектная деятельность: Проекты позволяют учащимся применять математические знания на практике, что также является эффективным методом формирующего оценивания.
Групповая работа: Совместное решение задач в группах может выявить уровень взаимодействия учащихся и их понимание темы.
Примеры применения формирующего оценивания
На уроке математики по теме «Дроби» учитель может начать с быстрого теста для определения исходного уровня знаний учащихся. Затем, в процессе объяснения нового материала, использовать интерактивные задания, такие как решения задач в группах и тесты с мгновенной обратной связью. В конце урока можно провести небольшое анкетирование, чтобы оценить, насколько понята тема.
Итоговое оценивание
Особенности итогового оценивания
Итоговое оценивание представляет собой более формализованный процесс, результаты которого имеют важные последствия для учащихся. Оно проводится по завершении учебного периода и, как правило, связано с оценкой знаний по определенной теме или курсу.
Объективность: Итоговое оценивание должно быть стандартизировано, чтобы избежать предвзятости и субъективности.
Критерии оценивания: Ясные и четкие критерии оценивания, помогающие учащимся понять, что именно будет оцениваться.
Анализ результатов: Итоговое оценивание предоставляет возможность обобщить знания и идентифицировать области, требующие доработки.
Форматы итогового оценивания
Существуют различные форматы итогового оценивания:
Тесты и контрольные работы: Стандартные инструменты, используемые для проверки знаний.
Экзамены: Главное итоговое оценивание, которое может быть проведено в виде письменной или устной формы.
Портфолио: Сборник работ учащегося за срок обучения, который может продемонстрировать прогресс и достижения.
Примеры применения итогового оценивания
Итоговая контрольная работа по математике может включать задания разных типов: от простых вычислений до комплексных задач, требующих применения нескольких тем. Это позволяет не только проверить знания, но и оценить уровень критического мышления и способности к решению нестандартных задач.
Взаимосвязь формирующего и итогового оценивания
Формирующее и итоговое оценивание не противоречат друг другу, а, наоборот, дополняют. Формирующее оценивание помогает подготовить учащегося к итоговым экзаменам, выявляя области, в которых требуется дополнительная практика. Итоговое оценивание отображает общий уровень усвоения материала и может служить основой для дальнейшей работы.
Современные подходы к оценке знаний учащихся по математике, включающие формирующее и итоговое оценивание, представляют собой важный аспект образовательного процесса. Эти методы позволяют не только оценить успехи студентов, но и адаптировать методику преподавания под их индивидуальные потребности.
Интеграция формирующего оценивания в образовательный процесс обогащает его и делает более гибким, а итоговое оценивание предоставляет важные данные о достигнутых результатах. В конечном итоге такая комплексная оценка знаний способствует более глубокому пониманию предмета и формирует устойчивый интерес к математике.
Список литературы
Борисова Мария Александровна Оценочный лист как средство самоконтроля и оценки знаний учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС // Наука и образование сегодня. 2020. №12 (59).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenochnyy-list-kak-sredstvo-samokontrolya-i-otsenki-znaniy-uchaschihsya-na-urokah-matematiki-v-usloviyah-realizatsii-fgos
Липатникова
Ирина Геннадьевна Оценивание как диагностическая процедура формирования конечных
результатов обучения по математике // Педагогическое образование в России.
2016. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenivanie-kak-diagnosticheskaya-protsedura-formirovaniya-konechnyh-rezultatov-obucheniya-po-matematike