Современные подходы к проведению уроков русского языка и литературы в школе | Подстепная Лариса Ивановна. Работа №348626
Аннотация: В статье рассматриваются современные подходы к проведению уроков русского языка и литературы в школе. Подчеркивается важность использования инновационных методик, направленных на развитие критического мышления, формирование коммуникативных навыков и повышение мотивации учащихся. Освещаются основные технологии и методы, такие как проектная деятельность, ИКТ, диалоговые формы работы, которые помогают сделать уроки более интересными и продуктивными для школьников.
Ключевые слова: современные подходы, русский язык, литература, критическое мышление, ИКТ, проектная деятельность, мотивация.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ
Подстепная Лариса Ивановна, учитель русского языка и литературы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Счастьенская санаторная школа-интернат»
Аннотация: В статье рассматриваются современные подходы к проведению уроков русского языка и литературы в школе. Подчеркивается важность использования инновационных методик, направленных на развитие критического мышления, формирование коммуникативных навыков и повышение мотивации учащихся. Освещаются основные технологии и методы, такие как проектная деятельность, ИКТ, диалоговые формы работы, которые помогают сделать уроки более интересными и продуктивными для школьников.
Ключевые слова: современные подходы, русский язык, литература, критическое мышление, ИКТ, проектная деятельность, мотивация.
В условиях стремительно меняющихся требований к образованию современный урок русского языка и литературы претерпевает значительные изменения. Традиционные методы обучения, основанные на простом усвоении и воспроизведении знаний, не всегда способны удовлетворить запросы нынешнего поколения учащихся. В связи с этим перед учителями возникает задача искать новые, более эффективные подходы, которые помогут не только усвоить базовые знания, но и развить у школьников навыки критического мышления, самостоятельности и творческого самовыражения.
Одним из главных трендов в обучении сегодня является интерактивный подход. Учащиеся все меньше воспринимают пассивное усвоение информации, и преподавателю важно организовать такой процесс обучения, в котором школьники будут активно включены в обсуждение, анализ и интерпретацию материала. На уроках русского языка это может проявляться в форме диалогов, дискуссий, мозговых штурмов и других активных форм работы. Например, при изучении литературного произведения учащимся можно предложить выразить свое мнение о поступках героев, обсудить возможные альтернативные варианты развития событий или поразмышлять о моральных дилеммах, которые поднимаются в тексте.
Не менее важным элементом современного урока является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Применение мультимедийных ресурсов, таких как интерактивные презентации, видеофрагменты, аудиозаписи, способствует более глубокому восприятию учебного материала. На уроках литературы, например, можно включать документальные фильмы о писателях, театральные постановки или экранизации произведений, что позволяет учащимся не только лучше понимать текст, но и развивать свои аналитические способности, сравнивая разные формы искусства. Кроме того, цифровые образовательные платформы, такие как электронные учебники или онлайн-тесты, дают возможность индивидуализировать обучение, что особенно важно в условиях разнородных классов.
Проектная деятельность является еще одним мощным инструментом для активизации познавательной активности учащихся. Проекты позволяют школьникам применить полученные знания на практике, а также развивают их исследовательские и творческие навыки. На уроках русского языка и литературы проект может включать создание собственного произведения, анализ литературных текстов, исследование языковых особенностей разных стилей или жанров. Важно, чтобы ученики ощущали свою причастность к процессу создания чего-то нового, что способствует формированию личностного отношения к предмету.
Современный урок русского языка и литературы также должен способствовать развитию коммуникативных навыков школьников. Для этого важно применять такие формы работы, которые требуют от учащихся активного взаимодействия между собой. Это могут быть групповые обсуждения, совместные проекты, работа в парах. Например, обсуждение текста в малых группах позволяет учащимся учиться выслушивать мнение другого, формулировать и аргументировать свою точку зрения. Это не только способствует лучшему пониманию материала, но и развивает важные навыки для успешной социализации школьников.
Еще одной важной составляющей современного подхода к преподаванию является проблемное обучение. Учитель создает условия, при которых учащиеся сталкиваются с учебной проблемой, которую они должны решить, применяя уже имеющиеся знания или находя новые подходы. В рамках уроков литературы это может проявляться в анализе сложных жизненных ситуаций, описанных в произведениях, или в разборе конфликтов между персонажами. Такая методика стимулирует школьников к активной мыслительной деятельности и учит их находить решения нестандартных задач.
Современные уроки русского языка и литературы также должны быть направлены на развитие критического мышления. Это предполагает, что школьники не просто заучивают факты, а учатся анализировать, сопоставлять различные точки зрения и аргументировать свои выводы. Например, на уроках русского языка можно предложить учащимся разобрать различные виды текстов и рассмотреть их с точки зрения целесообразности использования тех или иных лексических и стилистических средств. Это учит детей осознанному подходу к использованию языка и развивает их речевую культуру.
Индивидуализация обучения также играет важную роль в современных подходах к преподаванию. В классе могут находиться ученики с разным уровнем подготовки, и учителю важно создать условия, при которых каждый ребенок сможет работать на своем уровне сложности. Например, для одних учащихся задания могут быть более теоретическими, тогда как для других — более творческими или практическими. Использование дифференцированных заданий позволяет каждому ученику развивать свои сильные стороны и получать удовольствие от учебного процесса.
Таким образом, современные подходы к проведению уроков русского языка и литературы в школе основаны на активизации познавательной деятельности школьников, развитии их творческих и аналитических способностей. Учитель выступает не только как передатчик знаний, но и как организатор учебного процесса, который помогает учащимся самостоятельно находить ответы на вопросы и развивать свои способности. Использование ИКТ, проектных технологий, интерактивных методов и проблемного обучения делает уроки более увлекательными и продуктивными, что способствует повышению интереса школьников к изучению русского языка и литературы.
Список литературы
Актуальные проблемы преподавания предметной
области «Русский язык и литература» в 2022/23 учебном
году: метод. рекомендации / авт.-сост. Михеев А.В. — Казань: ИРО РТ, 2022 — 60 с.
Репина, И. Г. Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС / И. Г. Репина. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 195-197. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88925/ (дата обращения: 24.10.2024).
Шутан
, М. И. Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в школе. Встреча двух методик: учебно-методическое пособие / М. И.
Шутан
. — М
.
: Прометей, 2022. — 442 с.