Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Современные подходы к развитию речи дошкольников | Лаптандер Светлана Валерьевна. Работа №343213

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В общении с ребенком единственно возможный партнерский стиль. Понятно, что взрослый - партнер, который больше знает, дальновиднее, предусмотрительнее, умело действует, замечает важное, раскрывает причинно-следственные связи или словами, как штрихами, подводит к ним детей. Но делает это так естественно, искусно и незаметно, что ребенку кажется, что это он сам сделал вывод, открытие, удачно соединил, установил связь между разрозненными объектами, предметами, событиями. Педагогический такт, мастерство воспитателя в том и заключаются, чтобы, опираясь на знания индивидуального развития ребенка, отдельными шагами, репликами приближать его к успешному результату[1].

[1] Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция : уч.-метод. пособие /А. Г. Самохвалова – СПб : Речь, 2011. – 150 с.

Современные подходы к развитию речи дошкольников

Центральной фигурой образовательного процесса является ребенок - речевая личность. Становление речевой личности происходит не в линейной последовательности, а в комплексном развитии всех компонентов речи. Его венцом является коммуникативная компетентность - способность пользоваться родным языком как средством речевого взаимодействия в обществе людей, находить свое место среди них, понимать их и быть понятым, согласовывать свои желания с намерениями других участников общения.

Основой развивающей среды для становления такой личности является обеспечение доброжелательной атмосферы, где бы ребенку предоставлялось право на речевую активность, на доверие, на ошибку и доброжелательное отношение. Приоритетами для развивающей среды должны быть общение, обсуждение, речевая творческая деятельность, размышления вслух без боязни ошибиться или иметь другое мнение чем взрослый. Главное - развить у ребенка способность, потребность и интерес к общению с окружающим миром, к познанию его и себя в нем1. Развитие речевой личности ребенка дошкольного возраста должно проходить через игровую деятельность (игра, игра-забава, упражнение, игра-занятие, занятия).

Следует использовать работу в малых группах: мини-занятия, что является современным подходом и полностью соответствует личностно ориентированной модели. Во время проведения мини-занятий время не регламентируется взрослым и полностью зависит от желания и активности ребенка, от эмоционально-волевой готовности и содержательной погруженности.

Ставить и решать речевые задания можно в любой деятельности, которой интересуются дети, вне рамок нормированного, определенного во времени организованного занятия-урока. Например, изготовление дидактического материала, как правило, инициирует или принимает на себя воспитатель. Интерес воспитанников к работе взрослого, при доверительном к нему отношении, проявляется в заинтересованных взглядах. Дети подходят ближе, внимательно рассматривают принесенные материалы, задают вопросы. Это и есть точка отсчета активности ребенка, спровоцированная элементом развивающей среды и не ограничена традиционными рамками. Не стоит активно призывать детей к совместной работе, игре, а тем более, отвлекать их внимание от свободной, самостоятельно выбранной деятельности, лучше - заинтересовать их: подготовить атрибуты к игре-драматизации по известной детям сказке, развернуть книгу с яркими иллюстрациями, предложить узнать по характерным признакам героя произведения. Во время его изготовления у воспитателя возникли определенные трудности, что обязательно вызывает у детей желание помочь ему, приобщиться к совместной работе. Параллельно с этим пересказываются фрагменты сказки, обсуждаются поступки персонажей, вспоминается их внешний вид, делаются первые попытки проигрывания диалогов, и все это вместе работает на реализацию задач, которые и ставил педагог на фоне практической деятельности (изготовление атрибутов): пересказ сказки, подготовка к игре-драматизации. Выполнение задач происходит непринужденно, не в регламентированное время, не у фронтальной организации детей, когда интересы всех в полной мере не совпадают. Взрослый должен удовлетворить желание ребенка принять участие в совместной деятельности, параллельно реализуя речевые, познавательные, развивающие педагогические задачи.

Занятия как традиционная форма деятельности в дошкольном учреждении не изымается из практики работы, а просто имеет, не претендуя на первенство, исключительность, обязательность, занять должное место. Доминировать должна свободная, не регламентированная взрослым деятельность, где только режимные процессы остаются неизменными.

В общении с ребенком единственно возможный партнерский стиль. Понятно, что взрослый - партнер, который больше знает, дальновиднее, предусмотрительнее, умело действует, замечает важное, раскрывает причинно-следственные связи или словами, как штрихами, подводит к ним детей. Но делает это так естественно, искусно и незаметно, что ребенку кажется, что это он сам сделал вывод, открытие, удачно соединил, установил связь между разрозненными объектами, предметами, событиями. Педагогический такт, мастерство воспитателя в том и заключаются, чтобы, опираясь на знания индивидуального развития ребенка, отдельными шагами, репликами приближать его к успешному результату2.

Неприемлемым в общении с ребенком является акцентирование внимания на недостатках речи ребенка. Это может стать поводом для критики, насмешки со стороны других детей. Наибольшей педагогической ошибкой взрослых в таком случае является прямолинейное, открытое исправления: «Скажи правильно, повтори так, как я». Иногда воспитатели прибегают к не менее оскорбительному привлечению других, «грамотных» сверстников для озвучивания правильного варианта: «Повтори так, как сказала Оля». Оба приема неприятны ребенку, оскорбительные, унизительные. Деликатным, тактичным, корректным будет такой вариант действий взрослого: в разговоре с ребенком сказать проблемную для него фразу или слово в соответствии с нормами русской орфоэпии, но в другом контексте, в другой конструкции, с другим логическим ударением, например, в диалоге персонажей литературных произведений, персонифицированных игрушек, предметов и т.д. Важно, чтобы взрослый брал на себя роль не контроллера или эксперта, а носителя информации.

Ориентируясь на принцип интеграционного подхода, уместно использовать в практике работы по речевому развитию пальчиковые игры, методы символической синектики и приемы моделирования, методы сендплея.

Среди известных методов и приемов считаем целесообразным выделить пальчиковые игры и упражнения, поскольку речевое развитие тесно связано с развитием мелкой моторики мышц пальцев рук. Пальчиковые игры совершенствуют звукопроизношение, помогают развитию коммуникативной активности, развивают внимание, терпение, сдержанность, формируют уверенность в системе телесных координат, позволяют чувствовать радость взаимопонимания без слов, невербального общения. Игры можно предлагать всем детям и для забавы, и для речевого развития. Полезными будут пальчиковые игры и упражнения для детей, малоактивных в диалоге, отвечающих преимущественно одним словом, иногда затрудняющихся при формулировке вопросов, однако демонстрирующих отдельным словом интерес к играм сверстников. Некоторые дошкольники, испытывая недостаток лексического запаса, часто дополняют или заменяют слова жестами, движениями, мимикой. Именно в работе с ними предлагаем начинать с самых простых упражнений, чтобы каждому они были посильны (упражнение «Пальчики здороваются», «Моя семья» и т.п.). Для других детей можно использовать более сложные и разнообразные упражнения, к которым интересно будет присоединиться и родителям (упражнение «Кто с кем дружит», «Быстрый мальчик» и т.п.)3.

Эффективным средством решения проблемы развития речи ребенка является прием моделирования (замещение объектов, персонажей произведения геометрическими фигурами, которые отличаются по размеру, цвету, фактуре). Обучение моделированию целесообразно начинать в младшем дошкольном возрасте, поскольку дошкольный возраст - это период интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, растет его речевая активность. Приемы моделирования можно использовать для пересказа известного произведения, составления новой сказки. Методы символической синектики помогают при описании объектов окружающей среды, составлении или пересказе сказок.

Внедрение принципиально новых подходов к ребенку, требует во многом и новейших технологий. Одна из таких технологий - технология сендплей. Практика показывает, что песок является прекрасным средством развития и саморазвития детей. Работа с песком имеет многовекторную направленность. Очень интересный вид работы для детей - рисование на песке и рисования песком. Рисование способствует развитию мелкой моторики, а как следствие - развитию речи и умственных способностей. «Песочные» игры и задания побуждают ребенка к проговариванию, заучиванию, пересказу, разыгрыванию диалогов, обеспечивают обогащение словарного запаса, воспитание звуковой культуры речи. Итак, педагоги должны быть ориентированы на личностный и интегрированный подход в работе с ребенком и в речевом развитии в частности, потому что он проходит насквозь через всю жизнедеятельность дошкольника. Рассмотренные приемы и подходы к развитию речи детей дошкольного возраста имеют личностную ориентированность и смогут обеспечить воспитание языковой личности.

 

Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. - Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. - 80 с.

Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция : уч.-метод. пособие /А. Г. Самохвалова – СПб : Речь, 2011. – 150 с.

Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеев, В.И. Яшина. – з-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×