Современные подходы к трудовому воспитанию школьников в рамках ФОП НОО | Волошина Наталья Ивановна. Работа №337956
Аннотация. Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Статья рассматривает важность трудового воспитания младших школьников в контексте развития их трудовых умений, творческого мышления, трудового сознания и активности.
Ключевые слова: трудовое воспитание, труд, младшие школьники.
Трудовое воспитание младших школьников – составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя привитие школьникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФОП НОО
Манишина Наталья Николаевна, учитель начальных классов
МКОУ Большекнышинская СОШ, с. Большие Кныши
Аннотация. Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Статья рассматривает важность трудового воспитания младших школьников в контексте развития их трудовых умений, творческого мышления, трудового сознания и активности.
Ключевые слова: трудовое воспитание, труд, младшие школьники.
Трудовое воспитание младших школьников – составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя привитие школьникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности. Это гармония трёх начал: надо, трудно и прекрасно.
С 1 сентября 2023 года в школах вернулось трудовое воспитание, соответствующие поправки были внесены в закон «Об образовании» (Федеральный закон от 04.08.2023 N 479-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"):
в статье 34:
а) в части 4 второе предложение изложить в следующей редакции: «Привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, осуществляется в соответствии с требованиями трудового законодательства»;
б) дополнить пунктом 6 следующего содержания:
«6) с учетом возрастных и психофизических особенностей участвовать в общественно полезном труде, предусмотренном образовательной программой и направленном на формирование у обучающихся трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда.».
В ФОП НОО в рамках программы воспитания также уделено внимание трудовому воспитанию. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
-Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
Трудовое воспитание в начальной школе играет решающую роль в организации и стимулировании полезной деятельности учащихся, развитии их умений и навыков, а также воспитании ответственного отношения к работе, поощрении творчества, инициативы и стремления к достижению высоких результатов.
В младшем школьном возрасте ребенок хорошо понимает, в чем заключается смысл трудовой деятельности его родителей (кем работает его мама, папа или работали бабушка и дедушка и др.). Ребенок с детства слышит разговоры в семье о профессиональной деятельности своих родителей, тем самым он пропитывается атмосферой их трудовой сферы.
Трудовое воспитание детей в школе способствует формированию таких качеств, как трудолюбие, ответственность, самостоятельность, дисциплинированность, аккуратность, целеустремленность. Учащиеся должны иметь возможность применять полученные трудовые навыки и умения в реальной жизни. Для этого необходимо привлекать их к участию в общественно-полезных делах, кружках и объединениях.
Организация процесса трудового воспитания в школе основывается на нескольких принципах, которые помогают стимулировать гармоничное развитие личности:
Принцип соответствия возрастным особенностям. Для младших школьников можно использовать игровые формы трудовой деятельности, чтобы привлечь их внимание и развить интерес к работе.
Принцип наглядности и практичности. Учащиеся должны самостоятельно выбирать виды труда, в которых они заинтересованы, а также участвовать в планировании и организации работы. Это поможет им лучше усвоить материал и осознать его применение в реальной жизни.
Принцип нравственности и этичности формирует характер и ценности, которые будут полезны во всех сферах жизни. Воспитание у учащихся ответственности за результаты своего труда помогает воспитывать у них самоуважение, самодисциплину и самостоятельность.
Для того, чтобы процесс трудового воспитания учащихся начальной школы дал максимальный результат важно данную деятельность реализовать не только в тесном сотрудничестве педагогов школы и семей учащихся, но и обязательно прослеживать систематичность в работе. Во внеурочной работе и на классных часах педагог должен знакомить детей и расширять их представления о новых профессиях. На данные мероприятия можно приглашать представителей разных профессий или организовывать экскурсии и выходы на предприятия города.
В этом направлении можно включать в образовательно-воспитательную деятельность информационно-коммуникативные технологии в виде интерактивных игр, слайд презентаций, видеороликов и др. Включая в процесс трудового воспитания цифровые технологии можно существенно повысить результативность в достижении поставленных целей и задач.
В трудовом воспитании учащихся начальной школы значимую роль играет привлечение детей к коллективному труду.
Это прежде всего уборка класса, поливка цветов, труд на пришкольном участке, ремонт книг и учебников и др. Все те трудовые действия, которые ребенок выполняет в семье и в классе должны быть значимы не только для него лично, но и для всех окружающих его людей: взрослые и сверстники.
Список литературы
1. Федеральный закон от 04.08.2023 № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации».
2. Письмо Минобрнауки России от 30.03.2017 № 08-621 «О размещении методических рекомендаций на сайте» (вместе с «Методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций в части определения видов трудовой деятельности обучающихся в рамках образовательной деятельности с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся»).
3. Сармутдинова Г.Б., Трудовое воспитание младшего школьника: традиции и современность: Учебное пособие // автор Г.Б. Сармутдинова. – Оренбург: ООО «ТИПОГРАФИЯ «АГЕНТСТВО ПРЕССА», 2023. – 52 с.