СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ В РАМКАХ ФОП НОО | Волошина Наталья Ивановна. Работа №338244
Аннотация. Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Статья рассматривает важность трудового воспитания младших школьников в контексте развития их трудовых умений, творческого мышления, трудового сознания и активности.
Ключевые слова: трудовое воспитание, труд, младшие школьники.
Трудовое воспитание младших школьников – составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя привитие школьникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФОП НОО
Волошина Наталья Ивановна, учитель начальных классов
ГБУ ОО ЗО «СОШ №16» г. Бердянск
Аннотация. Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Статья рассматривает важность трудового воспитания младших школьников в контексте развития их трудовых умений, творческого мышления, трудового сознания и активности.
Ключевые слова: трудовое воспитание, труд, младшие школьники.
Трудовое воспитание младших школьников – составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя привитие школьникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности. Это гармония трёх начал: надо, трудно и прекрасно.
С 1 сентября 2023 года в школах вернулось трудовое воспитание, соответствующие поправки были внесены в закон «Об образовании» (Федеральный закон от 04.08.2023 N 479-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"):
в статье 34:
а) в части 4 второе предложение изложить в следующей редакции: «Привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, осуществляется в соответствии с требованиями трудового законодательства»;
б) дополнить пунктом 6 следующего содержания:
«6) с учетом возрастных и психофизических особенностей участвовать в общественно полезном труде, предусмотренном образовательной программой и направленном на формирование у обучающихся трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда.».
В ФОП НОО в рамках программы воспитания также уделено внимание трудовому воспитанию. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
-Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
Трудовое воспитание в начальной школе играет решающую роль в организации и стимулировании полезной деятельности учащихся, развитии их умений и навыков, а также воспитании ответственного отношения к работе, поощрении творчества, инициативы и стремления к достижению высоких результатов.
В младшем школьном возрасте ребенок хорошо понимает, в чем заключается смысл трудовой деятельности его родителей (кем работает его мама, папа или работали бабушка и дедушка и др.). Ребенок с детства слышит разговоры в семье о профессиональной деятельности своих родителей, тем самым он пропитывается атмосферой их трудовой сферы.
Трудовое воспитание детей в школе способствует формированию таких качеств, как трудолюбие, ответственность, самостоятельность, дисциплинированность, аккуратность, целеустремленность. Учащиеся должны иметь возможность применять полученные трудовые навыки и умения в реальной жизни. Для этого необходимо привлекать их к участию в общественно-полезных делах, кружках и объединениях.
Организация процесса трудового воспитания в школе основывается на нескольких принципах, которые помогают стимулировать гармоничное развитие личности:
Принцип соответствия возрастным особенностям. Для младших школьников можно использовать игровые формы трудовой деятельности, чтобы привлечь их внимание и развить интерес к работе.
Принцип наглядности и практичности. Учащиеся должны самостоятельно выбирать виды труда, в которых они заинтересованы, а также участвовать в планировании и организации работы. Это поможет им лучше усвоить материал и осознать его применение в реальной жизни.
Принцип нравственности и этичности формирует характер и ценности, которые будут полезны во всех сферах жизни. Воспитание у учащихся ответственности за результаты своего труда помогает воспитывать у них самоуважение, самодисциплину и самостоятельность.
Для того, чтобы процесс трудового воспитания учащихся начальной школы дал максимальный результат важно данную деятельность реализовать не только в тесном сотрудничестве педагогов школы и семей учащихся, но и обязательно прослеживать систематичность в работе. Во внеурочной работе и на классных часах педагог должен знакомить детей и расширять их представления о новых профессиях. На данные мероприятия можно приглашать представителей разных профессий или организовывать экскурсии и выходы на предприятия города.
В этом направлении можно включать в образовательно-воспитательную деятельность информационно-коммуникативные технологии в виде интерактивных игр, слайд презентаций, видеороликов и др. Включая в процесс трудового воспитания цифровые технологии можно существенно повысить результативность в достижении поставленных целей и задач.
В трудовом воспитании учащихся начальной школы значимую роль играет привлечение детей к коллективному труду.
Это прежде всего уборка класса, поливка цветов, труд на пришкольном участке, ремонт книг и учебников и др. Все те трудовые действия, которые ребенок выполняет в семье и в классе должны быть значимы не только для него лично, но и для всех окружающих его людей: взрослые и сверстники.
Список литературы
1. Федеральный закон от 04.08.2023 № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации».
2. Письмо Минобрнауки России от 30.03.2017 № 08-621 «О размещении методических рекомендаций на сайте» (вместе с «Методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций в части определения видов трудовой деятельности обучающихся в рамках образовательной деятельности с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся»).
3. Сармутдинова Г.Б., Трудовое воспитание младшего школьника: традиции и современность: Учебное пособие // автор Г.Б. Сармутдинова. – Оренбург: ООО «ТИПОГРАФИЯ «АГЕНТСТВО ПРЕССА», 2023. – 52 с.