Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Современные подходы по организации слушания музыки" | Девяткова Татьяна Петровна. Работа №305808

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

В статье изложены элементы методики активного слушания музыки дают прекрасные возможности для формирования интереса к музыкальной деятельности воспитанников в дошкольном возрасте.

А успех формирования музыкального восприятия ребенка зависит от продуманности и последовательности действий музыкального руководителя. Очень важно, чтобы ребенок с желанием знакомился с музыкой, вопросы и задания должны будить его воображение, вызывать желание вслушиваться в звучание, откликаться и сопереживать настроению мелодии, радоваться сделанным открытиям.

«Современные подходы в работе музыкального руководителя по организации слушания музыки»

 

Музыка является одним из богатейших действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия. В дошкольных учреждениях воспитанников приобщают к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятие (слушание), исполнительство, творчество. Не случайно восприятие (слушание), выделено в самостоятельный раздел, так как без него невозможно представить и другие виды музыкальной деятельности: перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой - драматизацией, их нужно обязательно прослушать.

На современном этапе меняются подходы к организации слушания музыки.

Раньше предполагалось, что дети должны слушать музыку сидя на стульчиках, пассивно. Сейчас же меняются подходы к организации слушания музыки, от пассивного в активное (используя действия).

Действие, умение делать что-либо всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Очевидно, что начальное музыкальное обучение целесообразно и необходимо строить, исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии»: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных действий, в игру. Ведь в игре ребёнку легче научится тому, чего он ещё не умеет. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта, им надо «попробовать» ее в порядке простого испытания, не «догадываясь о ней», а «пребывая в ней» — петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать и изменять.

Для того чтобы музыка была воспринята ребёнком, педагогу необходимо на тему этой музыки организовать игру. Что это значит, ребёнок под музыку, которую вы предложите потом послушать на стульчиках, должен подвигаться, пережить её телесно, через движения, получив от этого эмоции (это моторное звено восприятия, важнейший фактор запоминания). Это познание музыки через жесты, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную Работу лучше начинать с небольших музыкальных произведений, песен, характер которых дети легко улавливают и передают в движении. Музыка должна быть яркой, образной, которая детям понятна, не требует большого объяснения. ( Птички, ёжик, зайчик) В средней группе, детям предлагается подвигаться под музыкальное произведение «Клоуны» Д. Б. Кабалевского. В результате действий, движений ребёнок получает собственные эмоции и собственное отношение к музыке. В следующий раз можно предложить детям использовать при движении и погремушки. А в заключении предлагается уже прослушать произведение на стульчиках, при этом заменить разговор о музыке, тишиной, дети вспоминают свои собственные эмоции (педагог предлагает забрать музыку с собой, положить её в сердце), время слухового восприятия старший дошкольный возраст 30-40 секунд, младший возраст 10-15 секунд.

В старшем дошкольном возрасте такими произведениями являются фантазия К. Сен-Санса «Карнавал животных». Дети без труда угадывают животных, с легкостью им подражают, фантазируют о том, какое оно и что может делать под эту музыку, ярко передают их манеру движения, повадки. При таком подходе музыка для малыша  становится ближе и осизаемой, а это очень важно для её восприятия.

Музыкальным руководителям предлагается пересмотреть репертуар используемых для слушания музыкальных произведений, и использовать в своей работе только те произведения, которые написаны специально для детей.

Психологи считают, что «за бегание» вперед при обучении не должно быть чрезмерным, непонятное и трудное отталкивает, оно не способствует развитию, а задерживает и даже останавливает его. Так же необходимо поменять способ подачи музыкальных произведений, через игру (90% -игра в движении, и только 10% -слушание на стульчиках). Предлагается знакомство с 1 произведением в месяц.

Активному восприятию музыки, во время игры, способствуют и использование других методов и приемов: это и выразительное исполнение произведения, умелого использования художественного слова и наглядных пособий, при пояснении его характера.

Беседы о прослушанной музыке с детьми носят развернутый характер, при этом привлекаем внимание дошкольников к развитию художественного образа, поясняем назначение отдельных выразительных средств. Во время рассказа педагог исполняет отдельные вариации и музыкальные фразы.

Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение. Она используется, чтобы усилить впечатления детей от музыки, проиллюстрировать незнакомые явления или образы.

Для эффективной работы по слушанию музыки используются современные ИКТ технологии, это и использование презентаций и видео роликов. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение и помогают их надолго запомнить. Они незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, разнообразят их впечатления, развивают познавательную активность.

При организации  слушания музыки  эффективен прием оркестровки музыкальных произведений, который заключается в использовании детьми шумовых  музыкальных инструментов при повторном слушании музыки. Этот прием применяется для развития творческих способностей детей и одновременно способствует приобретению навыков игры на шумовых музыкальных инструментах. Главное в оркестровке произведений - выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру музыки. Для того чтобы подчеркнуть бодрый, торжественный характер марша используется четкий тембр барабана или бубна, а нежный, грациозный характер вальса - мягкий, прозрачный тембр колокольчика или треугольника. В ходе слушания музыки предлагается детям прохлопать ритмический рисунок произведения. Прием оркестровки применяется после того, как дети познакомятся с музыкальным произведением. В последствии, дети начинают активно играть на разных инструментах экспериментируя со звуком. 

Чтобы не снижать интереса детей к музыке при многократном повторении произведения, выбирается для каждого занятия новое задание, новый методический прием, при этом ставя новые задачи. Это способствует тому, что восприятие детьми музыкального произведения становится более полным, более детальным.

Для закрепления так же можно использовать и продуктивную деятельность. К ней можно приступить только тогда, когда дети хорошо познакомились с музыкальным произведением, прочувствовали его настроение, накопили слуховые и зрительные, двигательные впечатления. Предлагаем прослушать музыку и нарисовать то, что они представили. Очень эффективным приемом является совместное рассматривание и обсуждение рисунков, он имеет большое значение для развития художественного вкуса, формирования оценочных суждений.

В процессе закрепления целесообразно также предложить детям выбрать для слушания пьесы, которые им больше всего нравятся.

Все вышеизложенные элементы методики активного слушания музыки дают прекрасные возможности для формирования интереса к музыкальной деятельности воспитанников в дошкольном возрасте.

А успех формирования музыкального восприятия ребенка зависит от продуманности и последовательности действий музыкального руководителя. Очень важно, чтобы ребенок с желанием знакомился с музыкой, вопросы и задания должны будить его воображение, вызывать желание вслушиваться в звучание, откликаться и сопереживать настроению мелодии, радоваться сделанным открытиям.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×