СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ | Александра Петровна Ермакова. Работа №300069
Автор: Александра Петровна Ермакова
В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания детей дошкольного возраста , описывается проект , раскрывается содержание проекта , для подготовки детей 5-6 лет.
Необходимость обновления содержания деятельности ДОО в области эко- логического обучения, воспитания и развития детей определяется требованиями ФГОС ДО. Основными принципами образовательных отношений в работе ДОО является личностно-развивающий, гуманистический и системно-деятельност- ный. Использование интерактивных технологий в образовательном простран- стве ДОО позволяет интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творче- ского применения знаний в процессе решения практических задач в области эко- логического обучения и развития детей дошкольного возраста.
Заведующая МАДОУ « Детский сад №1 поселка Красный Текстильщик »
г.Саратов
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы экологического воспи- тания детей дошкольного возраста. Описывается проект «Детская экологиче- ская Академия», разработанная с целью создания в дошкольной организации условий для подготовки детей 5–6 лет к обучению основам экологии и природо- пользования. Раскрывается содержание проекта, представлены проводимые в рамках проекта мероприятия, ориентированные на ознакомление детей с жи- вой и неживой природой.
Ключевые слова: интерактивные технологии, экологическое обучение, воспитание и развитие, экологическая культура личности, экологический про- ект.
Необходимость обновления содержания деятельности ДОО в области эко- логического обучения, воспитания и развития детей определяется требованиями ФГОС ДО. Основными принципами образовательных отношений в работе ДОО является личностно-развивающий, гуманистический и системно-деятельност- ный. Использование интерактивных технологий в образовательном простран- стве ДОО позволяет интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творче- ского применения знаний в процессе решения практических задач в области эко- логического обучения и развития детей дошкольного возраста.
К интерактивным технологиям относятся:
игровые
технологии;
технология
проектной
деятельности
педагога;
технология
исследовательской
деятельности;
технология
портфолио;
технология
ИКТ;
технология
интегрнированного
занятия
и
др.
В качестве интерактивной технологии можно рассматривать проектную технологию.
Технологическая карта проекта «Детская экологическая Академия»
Название проекта
«Детская экологическая Академия»
Участники
Воспитатели старшей группы, дети старшей группы
Период
Долгосрочный
Основания для разработки проекта
Актуальность экологического воспитания дошкольников на сегодняшний день обусловлена, в первую очередь, реальной экологической опасностью, вызван- ной деятельностью человека в природе. Экологическое воспитание дошкольни- ков имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы эко- логической культуры личности, что является частью духовной культуры. Эко- лого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологиче- ского воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может быть экологический проект, который разработан с учетом реализуемой в детском саду комплексной программы.
Цель
Создание в дошкольном организации условий для подготовки детей 5-6 лет к обучению основам экологии и природопользования.
Задачи
формирование экологической культуры личности дошкольника, представл
е-
ний о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через
различные
виды
деятельности:
познавательную-исследователь
скую;
ценностно-ориентированную;
творческую
(художественно-эстетическую);
социальную;
создание
предметно-развивающей
экологической
среды;
разработка
методических
рекомендаций
для
проведения
НОД.
Ожидаемый результат
создание
предметно-развивающей
экологической
среды;
составление
конспектов
НОД,
праздников,
вечеров,
развлечений;
формирование
первичных
экологических
знаний.
Трансляция проекта
ознакомление
педагогов
ДОО
с
новыми
дидактическими пособиями,
изгото
в-
ленными
по данной
теме;
оформление
выставки
детских
рисунков
«Экология
глазами
детей».
выпуск
экологической
газеты
«Экологический
вестник».
оформление
буклетов
и
открыток
с
художественными
и
литературными
зар
и-
совками
детей
и
родителей.
выпуск,
бюллетеней,
листовок
«Зеленый
доктор»
создание
библиотечки
«Растения
и
животные
в
народных
приметах»
Дальнейшее развитие проекта
В дальнейшем разработать и реализовать проект о растениях и животных род- ного города, занесенных в «Красную книгу». Провести диагностику по опреде- лению уровня экологических знаний у детей.
Содержание проекта отражает основные направления в работе ДОО по экологическому образованию. Логику формирования экологических знаний можно представить в виде следующей схемы:
Содержание проекта
«Лаборатория
неживой
природы»
(вода,
воздух,
вес,
температура,
свет,
песок,
глина).
Проблема: Как познакомиться с неживой природой?
Материал: игровой материал и оборудование для опытно-эксперименталь- ной деятельности с водой, песком, глиной, воздухом, свет.
№ п/п
Исследуе- мый объ- ект или
явление
Название мероприятия (опыта,
эксперимента)
Цель опыта
Материал, оборудование
1.
Вода
1. Узнаем, какая вода
Выявлять свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется
две одинаковые емкости,
закрытые
крышками:
одна
п
у-
стая,
другая
с
чистой
водой;
набор
мелких
цветных
пре
д-
метов.
2. Вода- волшебница
Продолжать выявлять свой- ства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус).
три
одинаковые
емкости
с
в
о-
дой;
гуашевая
краска;
пакетик
растворимого
кофе;
10
кусочков
сахара
рафинада;
одинаковые
стаканчики
по
количеству
детей.
2.
Воздух
3. Что в пакете?
Обнаружить воздух в окружа- ющем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лег- кий.
- полиэтиленовые пакеты.
4. Игра с соломинкой
Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух,
обнаружить его.
трубочки
для
коктейля;
емкости
с
водой.
5. Игры с воздушными шариками и соломинкой
Продолжить знакомить
детей, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.
- 2 воздушных шарика (один, надутый слабый, мягкий; дру- гой, надутый сильно, упру- гий).
6. Выдувание мыльных пузырей
Научить пускать мыльные пу- зыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образу- ется пузырь.
т
арелки
(поднос);
стеклянная
воронка;
соломенные
палочки
с
коле
ч-
ками
на конце;
мыльный
раствор
и
емкость
для
него.
7. Ветер по морю гуляет
Обнаружить воздух.
б
ассейн
с
водой;
модель
судна-парусника.
3.
Вес, Темпера- тура (теплота), свет
8. Легкий –
тяжелый
Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес пред- метов.
перышко
и
камень;
непрозрачные
пластиковые
бутылки с песком и листьями,
водой
и
травой.
9. Плавает –
тонет
Показать, что в основном все легкие предметы обладают плавучестью.
кусочек
пенопласта;
проволока;
деревянный
брусок;
металлический
брусок.
10. Горячо –
холодно
Научить определять на ощупь температуру воды, предметов.
емкости
(пластиковые
б
у-
тылки) с водой, находящиеся:
на
солнечной
стороне, в тени;
предметы,
лежащие
под
л
у-
чами
солнца;
предметы,
лежащие
в
тени.
11. Чудесный мешочек
Продолжать учить определять температуру жидких веществ и твердых предметов (метал- лические – холоднее, деревян- ные – теплее).
-мелкие предметы из
дерева, металла, стекла, пласт- массы (кубики, пластинки, ша- рики).
12. Что в коробке?
Познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарик).
коробка
с
крышкой,
в
кот
о-
рой
сделана
прорезь;
фонарик.
4.
Песок, глина
13. Песочные струйки
Знакомство со свойствами песка – сыпучестью.
- пластиковые бутылочки, су- хой песок, воронки.
14. Чудесные фигурки
Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать.
п
есок,
вода;
лопаточки,
совочки,
ведерки,
формочки.
15. Узнаем, какая глина
Знакомить со свойствами
глины (размокает, мнется, бьется).
куски
глины;
емкость
(ведерко);
вода;
16. Глиняные шарики
Учить определять качества глины: мягкость, пластич- ность.
-глиняные предметы, сделанные воспитателем;
глина;
миска
с
водой;
подставки
для
работы;
тряпочки.
Лаборатория
живой
природы.
Растения-фитотерапевты
(мать-и-мачеха,
календула, душистая мята, подорожник).
Проблема: Какие лекарственные растения находятся на территории дет- ского сада, какую пользу они приносят людям и можно ли вырастить их самим? Дидактическое обеспечение: наличие в детском саду зеленого уголка с ле- карственными растениями; научно-популярная литература; детская познаватель-
ная литература.
О
чем
рассказал
цветок
мать-и-мачехи?
Месяц,
Неделя
Мероприятие
Цель мероприятия
Место и форма
проведения
Март 1-ая неделя
«Жалобная книга природы» (жалоба растения мать-и-
мачеха)
Познакомить детей с растением мать-и-мачеха.
Воспитывать бережное отноше- ние к первоцветам.
Групповая комната, беседа.
Март 2-ая неделя
Здравствуй, маленький цветок
Рассмотреть растение, предоста- вить возможность сделать зарисовки цветущего растения, вызвать желание узнать его историю.
Наблюдение в уголке лекар- ственных растений Камени- стого сада.
Март
3-я неделя
Жила-была мать-и-мачеха
Развивать творчество, мышле- ние, фантазию детей.
Конкурс сказок, рассказов, за- гадок, придуманных детьми и
их родителями.
Март 4-я неделя
Представление проекта
Вызвать у детей желание расска- зать читателям газеты «Экологи- ческий вестник» о ценностях растения, живущего рядом с
нами.
Статья в экологической газете
«Экологический вестник».
Обыкновенная
календула
Месяц, неделя
Мероприятие
Цель мероприятия
Место и форма проведения
Июль,
1-ая неделя
Целебный отвар
Рассказать детям о целебных свой-
ствах календулы, вызвать желание выращивать ее на участке.
Полоскание горла отваром
календулы, рассматривание календулы и ее семян.
Посев семян на грядке
Прививать детям практические навыки по выращиванию лекарствен-
ных растений, уходу и наблюдению за ними.
Совместная деятельность в уголке лекарственных рас- тений Каменистого сада.
Наблюдение за ростом расте- ния и уход за ним
Учить детей фиксировать изменения внешнего вида растения в «Дневнике наблюдения».
Грядка календулы,
«Дневник наблюдения» (зарисовки, записи).
Август,
2-ая неделя
Акция
«Необычное семечко»
Учить детей заготавливать и сортиро-
вать семена для дальнейшего их выра- щивания.
Сбор семян, хранения их.
Душистая
мята
от
всех
болезней
приятна!
Месяц, неделя
Мероприятие
Цель мероприятия
Место и форма проведения
Май, 1-ая
неделя
Рассказ-беседа о целебных свойствах мяты
Заинтересовать детей рассказом о лекарственном растении – мяте; вы- звать желание собрать совместно с родителями информацию о данном
растении.
Групповая комната, фитобар, отвар мяты.
Май, 2-ая
неделя
Экскурсия в уголок лекарственных растений.
Познакомить детей с разными
видами мяты, растущими на мятной полянке.
Территория детского сада.
Май,
3-я не- деля
Сбор информации о раз- личных видах мяты (совместно с родителями). Обобщение полученных данных
Активизировать познавательную деятельность участников проекта; побуждать использовать для сбора информации различные источники. Обучать приемами систематизации полученной информации.
Домашнее зада- ние, беседа, печат- ная информация из различных источников,
выпуск книжечек- малышек.
Май, 4-ая
неделя
Представление проекта –
организация фитогостиной
Вызвать у детей желание поде- литься информацией с детьми дру- гой группы.
Групповая комната, гостиная.
Великий
путешественник
Месяц,
неделя
Мероприятие
Цель мероприятия
Место и форма
проведения
Июнь 1-ая неделя
Следы белого человека
Заинтересовать рассказом о новом лекарствен- ном растении (подорожнике). Вызвать желание заниматься поисково-творческой деятельно- стью.
Экскурсия по эко- логической тропе, рассказ, беседа.
Волшебный
листок
Учить детей на практике использовать знания
о лечебных свойствах подорожника.
Практическая
деятельность.
Июнь, 2-ая неделя
Все о подорожнике
Продолжение сбора информации и обобщение
полученных знаний о данном лекарственном растении.
Домашнее задание.
Защита проекта
Вызвать у детей желание вести просветитель- скую работу среди сверстников и родителей
через средства наглядной агитации.
Бюллетень
«Зеленый доктор».
Метеолаборатория (прогнозирование погоды по поведенческим призн
а-
кам
растений,
животных
и
птиц)
Месяц,
неделя
Название
мероприятия
Цель
мероприятия
Место и форма
проведения
Май, 4-я
неделя
Знатоки Народных примет
Развивать речь детей, коммуни- кативные качества, вызвать желание поделиться информа- цией, доставить детям эмоцио- нальное удовольствие.
Групповая комната.
Конкурс «Кто больше знает присеет о предсказаниях погодных явле- ний»;
Конкурс знаний народного кален- даря.
Нацелить детей на создание книжек-малышек на тему: «Рас- тения в народных приметах»
Взаимодействие с родителями: заинтересовать оформлением книжек-малышек совместно со своими детьми
Июнь,
Библиотечка
Пробуждать детей к проявле-
Экологическая лаборатория.
1-я
«Растения и
нию творчества, помочь почув-
Презентация детьми собственных
неделя
животные в
ствовать свою компетентность,
книжек-малышек
народных
значимость от участия в коллек-
приметах»
тивном деле
Знания и опыт, полученные детьми самостоятельно во время эксперимен- тальной деятельности ценны тем, что усваиваются осознанно, а навыки прочно входят в повседневную жизнь. Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества.
Ведь, прежде, чем изменить мир, начни изменять себя!
Проект развивается, пополняясь новыми проблемами и способами их ре- шения, и у коллектива ДОО (дети, родители, педагоги) есть уже реальные планы на следующий период работы в рамках «Академии».
Список литературыБорисова
Н.В.
Образовательные
технологии
как
объект
педагогического
выбора:
Учеб. Пособие.
–
М.,
2000.
Колеченко
А.К.
Энциклопедия
педагогических
технологий:
Пособие
для
преподавателей.
– СПб:
КАРО,
2002.
Мясоед Т.А. Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для
учителей.
– М.,
2004.
Нечаев М.П., Романова Г.А. Интерактивные технологии в реализации
ФГОС
дошкольного
образования.
Учебно-методиче
ское
пособие.
–
М.:УЦ
«Пе
р-
спектива»,
2014.
Селевко
Г.К.
Педагогические
технологии
на
основе
активизации,
инте
н-
сификации и эффективного управления УВП. – М.: НИИ школьных технологий,
2005.
Селевко
Г.К.
Энциклопедия
образовательных
технологий:
В
2
т.
Т.1.
–
М.: НИИ школьных технологий, 2006.
Суворова
Н.
Интерактивное
обучение: Новые
подходы.
–
М.,
2005.