Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Современные подходы в организации взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи» | Рущак Светлана Анатольевна. Работа №269722

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Рущак Светлана Анатольевна
«Современные подходы в организации взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи»

Рущак С.А.,учитель-логопед, Елькина Е.Е., педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп»»

Пермский край, г.Краснокамск.

 

«Современные подходы в организации взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи»

 

Современное образование в соответствии с ФГОС гарантирует доступность и равную возможность получения полноценного образования детям с ОВЗ. В последнее время отмечается тенденция в увеличении количества дошкольников с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи. Коммуникативные способности: умение говорить и общаться, являются ключевым фактором интеллектуального развития и дальнейшей успешной социализации дошкольника в обществе. Правильная речь это один из важных показателей готовности ребёнка к школе, в усвоении грамоты и чтения. Поэтому важно своевременно устранять речевые нарушения, ведь чем сильнее выражено речевое расстройство, тем чаще страдают когнитивные и личностные характеристики детей. Детей с речевыми нарушениями необходимо обеспечивать специальными условиями для обучения и воспитания в ДОУ. Правильно организованная коррекция речевых нарушений дошкольника во многом зависит не только от уровня организации логопедической помощи, но также и от психологической помощи. Поэтому возникла идея организовать в ДОУ комплексную психолого-логопедическую помощь детям с речевыми нарушениями.

Работой учителя-логопеда является коррекция речевых нарушений и подготовка ребёнка с речевыми нарушениями к социальной адаптации в среде с нормально развивающимися сверстниками. И кто как ни педагог-психолог сможет оказать консультативную помощь логопеду, выполнить коррекцию связанных с речью психических процессов, решить проблемы в эмоциональной и коммуникативной сферах.

Успешная реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога в развитии (коррекции) речи и не речевых психических процессов и функций.

Совместно учителем-логопедом и педагогом-психологом были выделены основные направления работы:

- диагностическое;

- коррекционно-развивающее;

- аналитическое (мониторинг результатов);

-консультационно–профилактическое (консультирование, просвещение педагогов и родителей, профилактическая деятельность с детьми ДОУ общеобразовательных групп).

Диагностика направлена на определение уровня речевого и психического развития ребенка и выявление факторов риска, на основе полученных результатов специалистами. На основе анализа полученных данных составляются совместные программы развития ребенка (АОП, АООП), характеристики детей на выпуске из группы.

Аналитическая деятельность позволяет нам отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка.

В коррекционно-развивающем направлении, в работе специалистов выделяются следующие задачи:

Повысить речевые умения и речевую активность детей в разных видах деятельности.

Своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого и познавательно-эмоционального развития у дошкольников.

Создать благоприятный психологический климат для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми в условиях ДОУ.

Формы совместной коррекционной работы с детьми с ОВЗ (ТНР)

- Составление совместного перспективного плана коррекционной работы с детьми;

- Проведение индивидуальных, подгрупповых и групповых коррекционно-развивающих занятий, в которые учитель-логопед включает задачи по развитию и активизации психических процессов. Педагог-психолог в свои занятия включает задачи речевого развития – активизирует речевое высказывание, контролирует звукопроизносительную сторону речи у детей (ранее поставленных звуков).

- В течение учебного года совместно учитель-логопед и педагог – психолог проводят интегрированные занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) с присутствием родителей:

Обучающее

(октябрь-ноябрь)

Развивающе

-диагностическое (межгодовой срез, по проведённой коррекционно-развивающей работе с детьми специалистов) (январь-февраль)

Закрепляюще

-диагностическое (апрель-май)

Каждое интегрированное занятие строится по определенной структуре:

Вводная часть - начало занятия включает игры и упражнения на создание положительного эмоционального настроя на работу, вызывание у детей интереса, инициативности.

В основную часть входят коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на развитие зрительной памяти, внимания, мышления, зрительного и слухового восприятия, воображения, мелкой и общей моторики, графических навыков, на согласование речи и движений. Особое место в структуре занятия отводится лексико-грамматическим заданиям, проведению звукобуквенного анализа и синтеза слов.

Завершающая часть: визуальная релаксация (аудио-видео подборка (лечебная музыка, картины-иллюстрации); - рефлексия (обратная связь).

На протяжении всего занятия используются приемы на сплочение детского коллектива, воспитание дружелюбия, чувства взаимопомощи (работа в группе, работа в паре, помощь друг другу и т.д.)

- Профилактические мероприятия с детьми ДОУ общеобразовательных групп. Большое количество детей с речевыми нарушениями разной степени тяжести остаются в общеобразовательных группах. Таким детям также уделяется внимание со стороны узких специалистов: В течение учебного года:

- Развивающая деятельность с педагогом-психологом для старшего и подготовительного возраста - 1 раз в неделю;

- С учителем-логопедом - кружковая образовательная деятельность: «Грамотейка» по обучению грамоте и чтению (средний, старший, подготовительный возраста - 1 раз в неделю) и «Лесенка к успеху» по развитию интеллектуальных способностей (подготовительный возраста - 1 раз в неделю)

В летний период учителем-логопедом и педагогом-психологом разрабатываются и проводятся совместные развлечения для детей ДОУ всех возрастов.

Формы совместной работы с педагогическим коллективом

- Проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей помогает  педагогам грамотно взаимодействовать с детьми, эффективно строить коррекционно - развивающую работу.

- Совместные мероприятия узких специалистов и воспитателей в работе с детьми и родителями – несёт положительные результаты по взаимодействию с родителями;

Формы совместной работы с родителями

Мы выделили два основных направления взаимодействия с семьей:

Первое направление - повышение уровня педагогической компетентности родителей через специальные тренинги, обучающие семинары-практикумы, мастер-классы, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, дискуссии, круглые столы. Игры с педагогическим содержанием: Квест-игры.

Второе направление - привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий. Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараемся организовать компактной, но эффективной.

По положительным результатам работы за 2 года можно говорить об эффективности взаимодействия всех участников педагогического процесса в работе с детьми с ОВЗ (ТНР).

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом и познавательном развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики. В процессе коррекционно-развивающей деятельности необходима своевременная комплексная поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет решить многие проблемы и вовремя откорректировать их с наименьшими затратами сил.

Используемая литература и интернет-ресурсы:

Чернякова

Е.С.,

Тетюшева

Е.А. Модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в ДОУ. Ярославль, 2014. 49 с.

Коллектив авторов. Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС. Мурманск, 2014. 378 с.

Л.А. Мартыненко,

Л.Д.Постоева

. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей «

Говорулькины

истории». Вестник практической психологии образования №1(22). 2010. С. 76-80.

Морозова Л.Н.,

Каргалова

Н.А.,

Мелова

Л.Н., Жернова Н.В.,

Нужненко

Е.Н.

Организация взаимодействия педагогов в коррекционной работе в условиях

ДОУ комбинированного вида

Опыт работы

муниципального бюджетного дошкольн

ого образовательного учреждения

детского сада комбинированного вида № 55 г. Новочеркасска

. 2011. 30 с.

Перехожева

И.А.,

Флях

А.А.

Взаимодействие

логопеда и психолога в работе с детьми с ОВЗ.

Сб

орник методических рекомендаций

ТГМ МКУДПО «ГЦРО» в Первомайском районе

.

С. 16-19.

Организация совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда в дошкольном учреждении

.

URL

:

https

://

www

.

defectologiya

.

pro

/

zhurnal

/

organizacziya

_

sovmestnoj

_

rabotyi

_

pedagoga

_

psixologa

_

i

_

uchitelya

_

logopeda

_

v

_

doshkolnom

_

uchrezhdenii

/ (

дата обращения

: 16

.10.2020)

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×