Современные приемы и методы преподавания русского языка и литературы | Алиева Фахрия Фейзуллаевна. Работа №290437
Автор: Алиева Фахрия Фейзуллаевна
Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Система образования в таком обществе так же должна изменяться и совершенствоваться, чтобы соответствовать запросам со стороны общества и государства. И одним из таких способов, способности системы образования отвечать вызовам времени, являются инновации – введения, причем качественно новые, в устоявшуюся систему образования.Деятельность современного учителя невозможна без использования современных методов обучения , поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения
Современные приемы и методы преподавания русского языка и литературы в современной школе.
Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Система образования в таком обществе так же должна изменяться и совершенствоваться, чтобы соответствовать запросам со стороны общества и государства. И одним из таких способов, способности системы образования отвечать вызовам времени, являются инновации – введения, причем качественно новые, в устоявшуюся систему образования.
Деятельность современного учителя невозможна без использования современных методов обучения , поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения. В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся следующие технологии: проектная технология, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная, технология развития критического мышления, игровые технологии, модульная технология, технология мастерских, кейс-технология. Получив информацию о каждой , принимаю попытки внедрять их в свою практике. Предпочтение же отдаю нескольким из них, т. к. они кажутся мне наиболее эффективными.
Использование ИКТ на уроках даёт возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала. Мультимедийная презентация - самый быстрый и современный способ донести любую информацию. Мультимедийные презентации использую и с целью демонстрации занимательного материала (логические задачи, ребусы, кроссворды); а также при организации словарной работы (толкование, проверка правописания) на этапе контроля (тестовые задания).
«Многие предметы в школе настолько серьезны, что полезно не упускать случая сделать их немного занимательными» . Поэтому достаточно часто использую в рамках урока элементы игровой технологии в виде кроссвордов, ребусов, загадок, анаграмм.
Предпочтительность же использования активных методов обучения в рамках технологии проблемного обучения и развития критического мышления, обоснована и подкреплена следующими данными, полученными педагогами и психологами в результате опыта педагогической деятельности и экспериментов, из которых следует, что человек запоминает:
10% того, что читает;
20% того, что слышит;
30% того, что видит;
50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях;
80% когда обучающийся самостоятельно обнаруживает и формулирует проблему;
90% когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, в выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.
Реализации данных технологий, на мой взгляд, способствуют интегрированные уроки и проведение их в нестандартной форме. Практикуя организацию и проведение нестандартных уроков, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, развивают активность, самостоятельность, личную инициативу и творческие способности учащихся.(лекции, беседы, практикумы, защита проектов, уроки-путешествия («Страна Глаголия, «По Лермонтовским местам») ,уроки-презентации( повестей сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» , театрализованные представления (в рамках изучения басен А.Крылова, пьесы "Двенадцать месяцев»)и др.
Интеграция уроков русского языка и литературы заключается в следующем:
Уроки русского языка строю на материале художественных текстов изучаемых произведений или литературно – критических статей о творчестве писателей (в качестве дидактического, раздаточного материала, контрольного диктанта, изложения). На уроках литературы анализируем язык художественных произведений (лексика, синтаксис, изобразительно – выразительные средства)
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения. Считаю, что в своей работе надо применять разнообразные методы не обхожусь без репродуктивных методов обучения, но стараюсь вводить новые.
Основу содержания деятельности и учителя, и ученика на уроке составляют три взаимосвязанных этапа урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия.
Поэтому приемы можно классифицировать по данным этапам, но это не постулат. Одни и те же приемы допустимы на разных этапах урока, другие помогают в организации учебного процесса. В рамках реализации перечисленных технологий и применяемых форм организации и проведения уроков, на перечисленных этапах урока использую следующие приемы:
Этап целеполагания:
Кто не знает, в какую гавань он плывёт,
Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и принимает ее как лично для него значимую, его деятельность становится мотивированной и целенаправленной. Именно на начальном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.
Таким образом, самостоятельная формулировка темы учащимися позволяет включить их в деятельность с первой минуты урока, чтобы потом логично перейти к целеполаганию, самостоятельной продуктивной деятельности .Поэтому большое внимание уделяю именно этому этапу урока. На своих уроках я пользуюсь следующими приёмами подведения к теме урока и соответственно целеполаганию.
Прием «Исключение». Даются слова: окно, правдивость, уникальный, город, общение. Задается вопрос: какое слово лишнее? Как правило, учащиеся находят слово «уникальный», так как оно отвечает на вопрос какой? а не что? Тема «Имя прилагательное»
Прием «Яркое пятно». Этот прием заключается в том , что в начале урока я или подготовленный ученик сообщаем какие-либо интересных запоминающиеся факты по теме.
Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в магазинах, слышать о них по телевидению и радио. Цифра «знает», сколько ребят учится в нашем лицее. Цифра расскажет о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести им корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а всего лишь одна капля нефти делает непригодным для питья 25 литров воды.
При изучении произведения К.Паустовского «Заячьи лапы» зачитываю детям интересные факты о зайцах.
- Зайцев можно встретить в любой стране на земле, так как они обитают по всему земному шару;
- в летнюю жару зайцам помогают спасаться от перегрева уши. Они активно выводят тепло из организма;
- во время дождя зайцы подгибают уши, чтобы в них не попадала вода и они не простудились;
- зайцы могут несколько километров подряд пружинить на своих лапках со скоростью 50 километров в час, при этом совершая немыслимы виражи. Можно сказать, что у них в лапах настоящие пружины;
- зубы у зайцев растут всю жизнь. Они стираются, когда зайцы грызут еду, но расти никогда не прекращают;
- зайцы являются территориальными животными. Даже когда этот зверек убегает от охотника или хищника, то перемещается в пределах своей территории;
- многие заблуждаются, полагая, что зайцы являются вегетарианцами. На самом деле эти животные едят не только капусту и морковку, но и мясо.
- для общения между сородичами зайцы используют свою «барабанную дробь», которую они выбивают лапками. Также, как слоны, зверьки топают ногами по земле, предупреждая других зверей, что территория занята;
зайцев часто называют косыми, хотя на самом деле косоглазия у этих зверьков нет. А называют их так, из-за умения зайчика петлять во время бега. Таким спобом заяц старается запутать своего преследователя и уйти от погони. Зверек все время петляет еще и из-за ассиметрично развитых левых и правых лапок;
- зимой у зайцев на брюшке шерсть удлиняется на пару миллиметров, чтобы животное не заморозило животик. Отрастают волоски и вокруг носика, защищая его от мороза;
- известен случай, когда зайца воспитала домашняя собака. Зверек перенял от своего "воспитателя" манеру поведения: бросался на других собак и даже кусал их;
- раньше зайцев относили к отряду грызунов, однако теперь для них выделили отдельный отряд зайцеобразных;
-в хорошую погоду, когда зайцу грозит опасность, он ставит уши вертикально, а сам прильнув к земле, обследует все вокруг, при этом оставаясь незаметным.
- живут зайцы не более 9 лет, а самцы и того меньше – около 5. Однако были зафиксированы случаи, когда заяц доживал и до 13,5 лет.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением К Паустовского «Заячьи лапы».
Прием «Творческое задание». Предлагаю детям заменить словосочетания одним подходящим по смыслу словом с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.
- прекратить знакомство (расстаться);
- жестокий поступок ( бессердечный);
- беспечное настроение ( беззаботное).
Почему вы выбрали написание з или с ? Как будет звучать тема урока?
Тема: «Правописание приставок на з и с.
Прием ≪Ассоциаций≫ учащимся необходимо назвать ассоциации по слову, которое написано на карточке.
Прием ≪Мозаика≫. На доске помещается мозаика, необходимо сложить ее так, чтобы узнать тему урока
Прием ≪Иллюстрация≫: После просмотра фильма или картины, возможно, портрета участники формулируют тему урока и цели.
Прием «Проблемный вопрос»
Предлагаю детям посмотрите на рисунок. Вспомнить басню. (И.А.Крылов. « Квартет»)
Какое слово я забыла? (сыграть)
А как же правильно его написать? (Варианты)
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Какую цель мы поставим?
Прием «Подводящий диалог» представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы.
Фрагменты урока №1. «Многозначные слова».
В рамках урока-путешествия, предлагаю детям взять в руки кораблик с заданием, в котором нужно отгадать 3 слова по лексическому значению и записать в тетрадь. В процессе работы дети понимают, что они записали три раза одно и то же слово. В процессе дальнейшей беседы приходим к тому, что слово, имеет несколько (или много) лексических значений, и называется оно многозначным. Далее дети формулируют тему и цели.
Фрагменты урока №2. «Стили речи»
При изучении стилей речи предлагаю детям прослушать сказку о курочке Рябе в научном и художественном стилях. В ходе дальнейшей беседы дети приходят к выводу, что выбираемый стиль общения зависит от речевой ситуации , т.е. от того, ГДЕ мы говорим, С КЕМ и ЗАЧЕМ .И уже могут самостоятельно сформулировать тему и цели.
«Курочка Ряба» в научном стиле
Существовали на планете Земля два человека, относящиеся к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, роду Человек (Homo), виду Человек разумный (Homo sapiens) – дед и баба. И была у них куриная самка отряда птиц по имени Ряба. По каким-то странным стечениям обстоятельств снесла Ряба клетку овальной формы в скорлупе, оболочке из драгоценного металла желтого цвета, ковкого, инертного на воздухе, твердого и прочного, находящегося в I группе периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, атомный номер которого 79, а атомная масса 196,9665.
И вот Homo sapiens дед попытался разбить клетку овальной формы в скорлупе, оболочке , но не смог этого сделать, так как золото – твердый и прочный металл. Homo sapiens баба также попыталась разбить клетку овальной формы в скорлупе, оболочке , но и в этот раз клетка овальной формы в скорлупе, оболочке
не претерпела значительного физического изменения.
Представитель семейства млекопитающих отряда грызунов мышь, жившая на территории деда и бабы незаконно - без прописки, давно разыскиваемая полицией нравов деда и бабы, бежала по зоне питания Homo sapiens - по столу. По необъяснимой случайности на столе оказалась клетка овальной формы в скорлупе, оболочке
. Мышь, в свою очередь, убегающая от представителей власти, смахнула своим обособленным подвижным задним отделом тела золотой запас деда и бабы. Клетка овальной формы в скорлупе, оболочке упала и разбилась.
Вследствие этого дед и баба стали издавать звуки, называемые рыданиями. Но курица привела Homo sapiens в адекватное состояние данным ею обещанием.
Наука поражена появлением на свет говорящей курицы, несущей золотые и простые клетки овальной формы в скорлупе, оболочке вперемежку.
Жили себе дед да баба,
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко.
Яичко не простое — золотое.
Дед бил, бил – Не разбил.
Баба била-била – Не разбила.
Мышка бежала, Хвостиком махнула,
Яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет,
Курочка кудахчет:
«Не плачь, дед, не плачь, баба!
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое – простое».