Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Современные приемы и методы преподавания русского языка и литературы | Алиева Фахрия Фейзуллаевна. Работа №290437

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Алиева Фахрия Фейзуллаевна
Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Система образования в таком обществе так же должна изменяться и совершенствоваться, чтобы соответствовать запросам со стороны общества и государства. И одним из таких способов, способности системы образования отвечать вызовам времени, являются инновации – введения, причем качественно новые, в устоявшуюся систему образования.Деятельность современного учителя невозможна без использования современных методов обучения , поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения

Современные приемы и методы преподавания русского языка и литературы в современной школе.

Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Система образования в таком обществе так же должна изменяться и совершенствоваться, чтобы соответствовать запросам со стороны общества и государства. И одним из таких способов, способности системы образования отвечать вызовам времени, являются инновации – введения, причем качественно новые, в устоявшуюся систему образования.
Деятельность современного учителя невозможна без использования современных методов обучения , поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения. В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся следующие технологии: проектная технология, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная, технология развития критического мышления, игровые технологии, модульная технология, технология мастерских, кейс-технология. Получив информацию о каждой ,  принимаю попытки внедрять их  в свою практике.  Предпочтение же  отдаю  нескольким из них, т. к. они кажутся мне наиболее эффективными.

Использование ИКТ на уроках даёт возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала. Мультимедийная презентация - самый быстрый и современный способ донести любую информацию. Мультимедийные презентации использую и с целью демонстрации занимательного материала (логические задачи, ребусы, кроссворды); а также при организации словарной работы (толкование, проверка правописания) на этапе контроля (тестовые задания).

«Многие предметы в школе настолько серьезны, что полезно не упускать случая сделать их немного занимательными» . Поэтому достаточно часто  использую в рамках урока элементы игровой технологии  в виде кроссвордов, ребусов, загадок, анаграмм.

    Предпочтительность же  использования активных методов обучения в рамках технологии проблемного обучения и развития критического мышления,  обоснована и подкреплена следующими данными, полученными педагогами и психологами в результате опыта педагогической деятельности и экспериментов, из которых следует, что человек запоминает:

10% того, что читает;

20% того, что слышит;

30% того, что видит;

50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях;

80% когда обучающийся самостоятельно обнаруживает и формулирует проблему;

90% когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, в выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.

      Реализации данных технологий, на мой взгляд, способствуют интегрированные уроки и проведение их в нестандартной форме. Практикуя организацию и проведение нестандартных уроков, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, развивают активность, самостоятельность, личную инициативу и творческие способности учащихся.(лекции, беседы, практикумы, защита проектов, уроки-путешествия («Страна Глаголия,  «По Лермонтовским местам») ,уроки-презентации(  повестей сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» , театрализованные  представления  (в рамках изучения басен А.Крылова,  пьесы "Двенадцать месяцев»)и др.

    Интеграция  уроков русского языка и литературы заключается в следующем:

Уроки русского языка строю на материале художественных текстов изучаемых произведений или литературно – критических статей о творчестве писателей (в качестве дидактического, раздаточного материала, контрольного диктанта, изложения). На уроках литературы анализируем язык художественных произведений (лексика, синтаксис, изобразительно – выразительные средства)

 Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения. Считаю, что в своей работе надо применять разнообразные методы не обхожусь  без репродуктивных методов обучения, но стараюсь  вводить  новые.

   Основу содержания деятельности и учителя, и ученика на уроке составляют три взаимосвязанных этапа урока: целеполаганиесамостоятельная продуктивная деятельностьрефлексия.

   Поэтому приемы можно классифицировать по данным этапам, но это не постулат. Одни и те же приемы допустимы на разных этапах урока, другие помогают в организации учебного процесса. В рамках реализации перечисленных технологий  и применяемых   форм организации  и проведения уроков, на перечисленных этапах урока использую следующие приемы:

Этап целеполагания:

Кто не знает, в какую гавань он плывёт,

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и принимает ее как лично для него значимую, его деятельность становится мотивированной и целенаправленной. Именно на начальном  этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.

Таким образом, самостоятельная формулировка темы учащимися позволяет включить их в деятельность с первой минуты урока, чтобы потом логично перейти к  целеполаганию, самостоятельной продуктивной деятельности .Поэтому  большое внимание уделяю именно этому этапу урока. На своих уроках я пользуюсь следующими приёмами подведения к теме урока и соответственно целеполаганию.

Прием «Исключение». Даются слова: окно, правдивость, уникальный, город, общение. Задается вопрос: какое слово лишнее? Как правило, учащиеся находят слово «уникальный», так как оно отвечает на вопрос какой? а не что? Тема «Имя прилагательное»

Прием «Яркое пятно». Этот прием заключается в том , что в начале урока я или подготовленный ученик  сообщаем какие-либо интересных запоминающиеся факты по теме.

Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в магазинах, слышать о них по телевидению и радио. Цифра «знает», сколько ребят учится в нашем лицее. Цифра  расскажет о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести им корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а всего лишь одна капля нефти делает непригодным для питья 25 литров воды.

При изучении произведения К.Паустовского «Заячьи лапы» зачитываю детям интересные факты о зайцах.

- Зайцев можно встретить в любой стране на земле, так как они обитают по всему земному шару; 
- в летнюю жару зайцам помогают спасаться от перегрева уши. Они активно выводят тепло из организма; 
- во время дождя зайцы подгибают уши, чтобы в них не попадала вода и они не простудились; 
- зайцы могут несколько километров подряд пружинить на своих лапках со скоростью 50 километров в час, при этом совершая немыслимы виражи. Можно сказать, что у них в лапах настоящие пружины; 
- зубы у зайцев растут всю жизнь. Они стираются, когда зайцы грызут еду, но расти никогда не прекращают
- зайцы являются территориальными животными. Даже когда этот зверек убегает от охотника или хищника, то перемещается в пределах своей территории; 
- многие заблуждаются, полагая, что зайцы являются вегетарианцами. На самом деле эти животные едят не только капусту и морковку, но и мясо. 
- для общения между сородичами зайцы используют свою «барабанную дробь», которую они выбивают лапками. Также, как слоны, зверьки топают ногами по земле, предупреждая других зверей, что территория занята; 
зайцев часто называют косыми, хотя на самом деле косоглазия у этих зверьков нет. А называют их так, из-за умения зайчика петлять во время бега. Таким спобом заяц старается запутать своего преследователя и уйти от погони. Зверек все время петляет еще и из-за ассиметрично развитых левых и правых лапок; 
- зимой у зайцев на брюшке шерсть удлиняется на пару миллиметров, чтобы животное не заморозило животик. Отрастают волоски и вокруг носика, защищая его от мороза; 
- известен случай, когда зайца воспитала домашняя собака. Зверек перенял от своего "воспитателя" манеру поведения: бросался на других собак и даже кусал их; 
- раньше зайцев относили к отряду грызунов, однако теперь для них выделили отдельный отряд зайцеобразных; 
-в хорошую погоду, когда зайцу грозит опасность, он ставит уши вертикально, а сам прильнув к земле, обследует все вокруг, при этом оставаясь незаметным. 
- живут зайцы не более 9 лет, а самцы и того меньше – около 5. Однако были зафиксированы случаи, когда заяц доживал и до 13,5 лет. 
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением К Паустовского «Заячьи лапы». 

Прием «Творческое задание». Предлагаю детям заменить словосочетания одним подходящим по смыслу словом с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.

- прекратить знакомство (расстаться);

- жестокий поступок ( бессердечный);

- беспечное настроение ( беззаботное).

Почему вы выбрали написание  з или с ? Как будет звучать тема урока?

Тема: «Правописание приставок на з и с.

Прием  Ассоциаций  учащимся необходимо назвать ассоциации по слову, которое написано на карточке.

Прием Мозаика. На доске помещается мозаика, необходимо сложить ее так, чтобы узнать тему урока

Прием Иллюстрация После просмотра фильма или картины, возможно, портрета  участники формулируют тему урока и цели.

Прием «Проблемный вопрос»

Предлагаю детям посмотрите на рисунок. Вспомнить басню. (И.А.Крылов. « Квартет»)

Какое слово я забыла? (сыграть)

А как же правильно его написать? (Варианты)

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Какую цель мы поставим?

        Прием  «Подводящий диалог» представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы.

Фрагменты урока №1. «Многозначные слова».

    В рамках урока-путешествия, предлагаю детям  взять  в руки кораблик с заданием, в котором нужно отгадать  3 слова по лексическому значению и записать в тетрадь. В процессе работы дети понимают, что они записали три раза одно и то же слово. В процессе дальнейшей беседы приходим к тому, что слово, имеет несколько (или много) лексических значений,  и называется оно  многозначным. Далее дети формулируют тему и цели.

Фрагменты урока №2. «Стили речи»

При изучении стилей речи предлагаю детям прослушать сказку о курочке Рябе в научном и художественном стилях. В ходе дальнейшей беседы дети приходят к выводу, что выбираемый стиль общения зависит от речевой ситуации , т.е. от того, ГДЕ мы говорим, С КЕМ и ЗАЧЕМ .И уже могут самостоятельно сформулировать тему и цели.

 «Курочка Ряба» в научном стиле


Существовали на планете Земля два человека, относящиеся к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, роду Человек (Homo), виду Человек разумный (Homo sapiens) – дед и баба. И была у них куриная самка отряда птиц по имени Ряба. По каким-то странным стечениям обстоятельств снесла Ряба клетку овальной формы в скорлупе, оболочке из драгоценного металла желтого цвета, ковкого, инертного на воздухе, твердого и прочного, находящегося в I группе периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, атомный номер которого 79, а атомная масса 196,9665.
И вот Homo sapiens дед попытался разбить клетку овальной формы в скорлупе, оболочке , но не смог этого сделать, так как золото – твердый и прочный металл. Homo sapiens баба также попыталась разбить клетку овальной формы в скорлупе, оболочке , но и в этот раз клетка овальной формы в скорлупе, оболочке

не претерпела значительного физического изменения.
Представитель семейства млекопитающих отряда грызунов мышь, жившая на территории деда и бабы незаконно - без прописки, давно разыскиваемая полицией нравов деда и бабы, бежала по зоне питания Homo sapiens - по столу. По необъяснимой случайности на столе оказалась клетка овальной формы в скорлупе, оболочке

. Мышь, в свою очередь, убегающая от представителей власти, смахнула своим обособленным подвижным задним отделом тела золотой запас деда и бабы. Клетка овальной формы в скорлупе, оболочке упала и разбилась.
Вследствие этого дед и баба стали издавать звуки, называемые рыданиями. Но курица привела Homo sapiens в адекватное состояние данным ею обещанием.
Наука поражена появлением на свет говорящей курицы, несущей золотые и простые клетки овальной формы в скорлупе, оболочке вперемежку.

Жили себе дед да баба,
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко.
Яичко не простое — золотое.
Дед бил, бил – Не разбил.
Баба била-била – Не разбила.
Мышка бежала, Хвостиком махнула,
Яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет,
Курочка кудахчет:
«Не плачь, дед, не плачь, баба!
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое – простое».

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×