СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ | Мой кабинет. Работа №353507
В статье рассматриваются проблемы, возникающие на этапе реализации инклюзивной модели образования в ДОУ, описаны объективные факторы которые, возникают в учреждении при внедрении инклюзивного образования, отмечены сложности коррекционно-педагогического сопровождения детей и типы отношения родителей к детям с особыми образовательными потребностями.
Современные ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ
Одной из основных задач государственной политики в области образования является создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения и создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья [3].
Реализация модели инклюзивного образования обусловлена рядом объективных факторов:
увеличение количества детей с ограниченными возможностями;
соблюдение прав детей на образование;
право родителей выбора модели образования для своего ребенка.
Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 02.07.2013), «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.07.2013) , Конвенции ООН «О правах инвалидов» и отражены в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной президентом РФ Д. Медведевым 04.02.2010г, Пр.-271.
Актуальность решения задач инклюзивного образования в ДОУ отображена также в Приказе Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении".
На этапе реализации инклюзивной модели образования в нашем ДОУ мы столкнулись с рядом проблем, (которые, конечно, возникают в любом учреждении при внедрении инклюзивного образования):
Во-первых, это отсутствие нормативно-правовой базы, которая позволила бы определять такие критерии как «численность детей с особенностями в одной группе, время их пребывания, размер и порядок финансирования работников инклюзивной группы, состав специалистов, правила оказания медицинских услуг в зависимости от возможностей и состояния здоровья ребенка» [2].
Во-вторых, программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса и эффективное взаимодействие со структурами, оказывающими методическую и организационную поддержку и сопровождение дошкольных образовательных организаций.
Необходима вариативная методическая база обучения и воспитания детей с особыми воспитательными и образовательными потребностями, предусматривающая адекватные возможностям дошкольников этой группы современные технологии, методы, приемы, формы организации воспитательно-образовательного процесса, а также композиционная адаптация образовательных программ для детей с ОВЗ, предполагающая замену каких-либо структурных компонентов другими, позволяющими этой программе быть адекватной конкретным условиям ее реализации.
Следующая серьезная проблема, это подготовленная доступная и развивающая среда и непосредственно связанная с этим проблема финансирования.
Приобретение дополнительных средств обучения, реабилитационного оборудования к которому относятся средства для организации безбарьерной среды, специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки, и тактильные панели, хорошее современное оснащение для психотерапии, игротерапии, музыкальной терапии и т.д. – всё это требует больших материальных вложений.
В рамках внедрения инклюзивной модели, еще одной проблемой является кадровое обеспечение: укомплектованность образовательного учреждения педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и клинической детской психологии [1].
Отсутствие у педагогического состава компетентности и психологической готовности принять ребенка с ОВЗ на равных с остальными членами детского коллектива в обычной группе детского сада, недостаточное умение организовать взаимодействие с родителями особого ребёнка, зачастую становится «камнем преткновения» при создании и реализации условий для его успешной адаптации и социализации в ДОУ.
Нехватка специалистов (дефектологов, сурдологов и т.д.) при организации воспитательно-образовательного процесса в инклюзивных группах также не способствует полноценному коррекционно-педагогическому сопровождению детей с особыми образовательными и воспитательными потребностями .
Немаловажной проблемой является отношение родителей как нормотипичных детей, так и родителей детей с ОВЗ к внедрению инклюзивного образования в ДОУ.
Родители «обычных» детей не всегда готовы принять воспитанников ДОУ с особыми воспитательными и образовательными потребностями, поведение этих детей им кажется странным, «ненормальным», и, часто, они боятся, что нахождение в группе ребенка с ОВЗ может навредить их собственным детям.
Родители «особых» детей зачастую негативно относятся к рекомендациям педагогов сходить на консультацию, проверить ребенка, установить статус ОВЗ, не понимая, что основная задача такого обследования – найти необходимый ресурс, чтобы обеспечить ребенку наилучшие условия для развития.
Эти проблемы нужно решать в тесной взаимосвязи всех участников воспитательно-образовательного процесса: администрации, родителей, воспитателей и специалистов ДОУ.
Таким образом, внедрение практики инклюзивного образования в дошкольном общеобразовательном учреждении сталкивается сегодня с такими серьезными проблемами:
Нормативно-правовое обеспечение образовательного и воспитательного процесса.
Наличие доступной сети образовательных учреждений
.
Финансово-экономические условия
.
Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса
.
Организационные и организационно-педагогические условия
.
Кадровое обеспечение
.
Материально-техническое обеспечение
.
Список литературы:
1.Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013.
2.Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
3. «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009)».