Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Современные программы преподавания изобразительного искусства | Хаджинова Ольга Леонидовна. Работа №343930

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются современные программы преподавания изобразительного искусства в школьной системе. На фоне быстро меняющихся технологий и запросов общества важно переосмыслить подход к обучению детей изобразительным искусствам. В статье анализируются основные тенденции и изменения в методиках преподавания, рассмотрены ключевые элементы современных программ, таких как интеграция цифровых технологий, креативное мышление, межпредметные связи и социальные аспекты обучения искусству. Важным аспектом является внимание к индивидуализации подхода к ученикам и стимулированию их творческого потенциала. Также обсуждается роль учителя в формировании мотивации и поддержке творческого процесса.

Ключевые слова: изобразительное искусство, программы преподавания, цифровые технологии, креативное мышление, межпредметные связи, индивидуализация, искусство в школе.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Хаджинова Ольга Леонидовна, учитель

ГБОУ "Гранитненская школа Тельмановского

муниципального округа" ДНР

 

Аннотация. В статье рассматриваются современные программы преподавания изобразительного искусства в школьной системе. На фоне быстро меняющихся технологий и запросов общества важно переосмыслить подход к обучению детей изобразительным искусствам. В статье анализируются основные тенденции и изменения в методиках преподавания, рассмотрены ключевые элементы современных программ, таких как интеграция цифровых технологий, креативное мышление, межпредметные связи и социальные аспекты обучения искусству. Важным аспектом является внимание к индивидуализации подхода к ученикам и стимулированию их творческого потенциала. Также обсуждается роль учителя в формировании мотивации и поддержке творческого процесса.

Ключевые слова: изобразительное искусство, программы преподавания, цифровые технологии, креативное мышление, межпредметные связи, индивидуализация, искусство в школе.

 

Преподавание изобразительного искусства в школьной системе всегда играло значимую роль в общем образовании учащихся. Искусство помогает развивать у детей не только художественные навыки, но и креативное мышление, эстетическое восприятие, а также эмоциональный интеллект. В последние годы программы обучения в этой области претерпевают значительные изменения под влиянием цифровых технологий, социокультурных изменений и новых подходов в педагогике.

Современные программы преподавания изобразительного искусства ориентированы не только на развитие технических навыков рисования и скульптуры, но и на интеграцию искусства в более широкий контекст межпредметного обучения. Учителя должны адаптировать свои методы и подходы в зависимости от новых запросов общества, потребностей учеников и тенденций в педагогике. Цель этой статьи — проанализировать современные программы и выделить ключевые направления в преподавании изобразительного искусства.

Основные тенденции в современных программах

1. Интеграция цифровых технологий

Цифровая трансформация оказала значительное влияние на все сферы образования, и искусство не стало исключением. Современные программы преподавания все чаще включают использование цифровых инструментов, таких как графические планшеты, программы для создания цифровых изображений и 3D-моделирования. Включение цифрового искусства не только расширяет возможности учеников для самовыражения, но и приближает их к реалиям современного мира, где мультимедиа и цифровая графика занимают важное место.

Одним из преимуществ интеграции цифровых технологий в процесс обучения является возможность создания индивидуализированных проектов, которые могут быть адаптированы под разные уровни навыков учеников. Например, использование программ вроде Adobe Photoshop или Procreate позволяет учащимся экспериментировать с цветом, формой и композицией без риска испортить материал, что особенно важно для начинающих художников.

Однако важно помнить, что цифровые технологии не должны полностью заменять традиционные методы. Они должны дополнять их, предоставляя ученикам более широкий спектр инструментов для самовыражения и развития навыков.

2. Межпредметные связи

Современные программы преподавания изобразительного искусства всё чаще фокусируются на межпредметных связях. Это связано с тем, что искусство тесно связано с другими дисциплинами, такими как история, литература, математика, физика и даже биология. Например, при изучении истории искусства учащиеся могут исследовать произведения определённых эпох и культур, связывая их с историческими событиями, что способствует более глубокому пониманию контекста.

Интеграция межпредметных связей позволяет развивать у учеников критическое мышление, аналитические способности и креативность. Примером может быть проект, в котором учащиеся изучают математические принципы перспективы и симметрии, одновременно создавая художественные работы с использованием этих принципов.

3. Креативное мышление

Креативность является одной из ключевых компетенций, которую развивают программы по изобразительному искусству. В современных условиях, когда инновации и нестандартное мышление становятся важными навыками для успешной карьеры в разных областях, развитие креативного потенциала учащихся становится первостепенной задачей.

Программы преподавания всё чаще включают в себя задания, направленные на развитие оригинального мышления. Это могут быть эксперименты с материалами, создание уникальных проектов или работы в технике коллажа. Также важным элементом является стимулирование у учеников способности искать нестандартные решения проблем и воплощать свои идеи в художественные образы.

Роль учителя в современном преподавании

1. Поддержка творческого процесса

Роль учителя в современной системе преподавания изобразительного искусства выходит за рамки передачи технических навыков. Учитель должен стать наставником, который помогает ученикам раскрывать их творческий потенциал, поддерживает их инициативы и вдохновляет на эксперименты. Учитывая, что современные программы включают элементы индивидуализации, учителю важно находить подход к каждому ученику, учитывая его уровень развития, интересы и предпочтения.

2. Мотивация учащихся

Мотивация — один из ключевых факторов успеха в обучении. Современные программы преподавания акцентируют внимание на важности создания мотивирующей среды в классе. Это может включать использование разнообразных форматов заданий, позволяющих каждому ученику найти интересную для него форму самовыражения. Например, одни ученики могут быть более мотивированы работой с цифровыми технологиями, в то время как другие предпочтут традиционные методы рисования.

Также важным аспектом является признание успехов учащихся. Создание выставок, как школьных, так и виртуальных, может стать отличным способом поощрения учеников и демонстрации их достижений.

3. Индивидуализация обучения

Современные программы всё больше ориентируются на индивидуальные потребности и способности учеников. Важно учитывать, что все дети разные: кто-то быстрее усваивает художественные техники, кто-то дольше приспосабливается к новым материалам. Учителю важно не только давать общие задания, но и уметь предложить каждому ученику персонализированный путь развития.

Для этого могут использоваться индивидуальные проекты, при которых ученик выбирает тему, технику и формат работы, а учитель выступает в роли куратора, направляющего и поддерживающего творческий процесс.

Социальная роль искусства в школе

1. Искусство как способ коммуникации

Современные программы преподавания изобразительного искусства всё больше ориентируются на социальный аспект искусства. В условиях глобализации и многокультурного общества искусство становится важным средством коммуникации и понимания. Ученики могут через свои работы выражать мысли и чувства, которые сложно выразить словами, что особенно важно для тех, кто испытывает трудности в традиционных формах общения.

Искусство также помогает развивать у учеников эмпатию и понимание других культур и точек зрения. В современных школах всё чаще организуются проекты, в которых ученики изучают искусство разных народов и культур, создавая собственные работы на основе полученных знаний.

2. Искусство как терапия

Современные программы всё чаще включают элементы арт-терапии, особенно в работе с детьми, испытывающими эмоциональные или социальные трудности. Искусство может стать мощным инструментом для выражения эмоций и преодоления внутренних конфликтов. Учителя изобразительного искусства должны быть осведомлены о возможностях арт-терапии и уметь включать её элементы в процесс обучения.

3. Коллективные проекты

Работа над коллективными проектами развивает у учеников навыки сотрудничества, командной работы и ответственности. Современные программы активно используют эту методику, позволяя ученикам совместно создавать произведения искусства. Это может быть, например, создание больших настенных росписей, инсталляций или даже цифровых мультимедийных проектов.

В заключение можно отметить, что современные программы преподавания изобразительного искусства играют важную роль в развитии творческого потенциала, креативного мышления и эмоциональной культуры учеников. Интеграция цифровых технологий, межпредметные связи и социальный аспект искусства открывают новые возможности для учеников и учителей. Однако важнейшей задачей учителя остаётся поддержка индивидуальных потребностей учеников, создание мотивирующей и творческой среды, которая стимулирует интерес к искусству и помогает детям выражать свои идеи и чувства.Педагогам, работающим в этой области, важно быть открытыми к изменениям, постоянно развивать свои навыки и адаптироваться к новым условиям. Это позволит сделать уроки изобразительного искусства не только интересными, но и полезными для всестороннего развития учащихся.

 

Список литературы

1.Дубровин, В. М.  Основы изобразительного искусства. Композиция : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. М. Дубровин ; под научной редакцией В. В. Корешкова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

2.Котляров, А. С.  Композиция изображения. Теория и практика : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. С. Котляров, М. А. Кречетова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. 

3.Яковлева Е. В. Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее развитие ребенка // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×