Современные произведения ИВЗ. Традиции и тенденции. | Проничев Константин Владиславович. Работа №287381
Автор: Проничев Константин Владиславович
Исследование и анализ современных произведений Императорского фарфорового завода.
Керамика принадлежит к древнейшим созданиям человека, рожденным из его жизненно необходимых потребностей. В первобытные времена ее производство определялось исключительно факторами пользы. Творческих замыслов сначала не было. Высокоразвитые культуры древности заявляли, однако, в этой сфере весьма определенные притязания, со временем все более усиливающиеся. Экспериментировали не только в технологическом плане, но сознательно обращали внимание на художественную ценность изделия. Совершенствовалось качество черепка, и одновременно росло стремление вырабатывать формы более разнообразные, а оформление наружной поверхности делать богаче. Так, в конце концов, керамика становится объектом художественного творчества, и начинается ее яркая история, неуклонно направленная все к более высоким целям.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ГЖЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Направление подготовки:54.04.02Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Кафедра декоративно-прикладного искусства и дизайна
ПО ДИСЦИПЛИНЕ « История и методология ДПИ»
На тему: Современные произведения ИФЗ. Технологии, тенденции и традиции
Выполнил:
Студент группы–ДПИ (МЗ)-21
Форма обучения -заочная
Проничев Константин Владиславович
Подпись______________________
Руководитель:
Ст. преподаватель кафедры ДПИ,
Первозванская Ольга Антоновна
Подпись_________________________
.
п.Электроизолятор
2021
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ГЖЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Направление подготовки:54.04.02Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Кафедра декоративно-прикладного искусства и дизайна
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой__ДПИ________________
«______»_______________20____ г.
ЗАДАНИЕ
На курсовой проект студента курса___________________________________группы____________________________________________________________________________________________________________
(Ф.И.О.)
Тема______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
На материалах______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Содержание работы и сроки выполнения________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Введение
Глава 1. История керамического производства России
Керамика до открытия фарфора
Открытия рецепта фарфора в России
Агитационный фарфор
Глава 2. Императорский фарфоровый завод
История открытия и развития производства. Основные творческие направления и тенденции в разные эпохи.
Развитие завода в конце 19 и на протяжении 20 в.
Современные произведения и художники ИФЗ
Заключение
Список литературы
Введение
Керамика принадлежит к древнейшим созданиям человека, рожденным из его жизненно необходимых потребностей. В первобытные времена ее производство определялось исключительно факторами пользы. Творческих замыслов сначала не было. Высокоразвитые культуры древности заявляли, однако, в этой сфере весьма определенные притязания, со временем все более усиливающиеся. Экспериментировали не только в технологическом плане, но сознательно обращали внимание на художественную ценность изделия. Совершенствовалось качество черепка, и одновременно росло стремление вырабатывать формы более разнообразные, а оформление наружной поверхности делать богаче. Так, в конце концов, керамика становится объектом художественного творчества, и начинается ее яркая история, неуклонно направленная все к более высоким целям.
Выражение "керамика" следует возводить к греческому обозначению горшечной глины, от которого происходит и греческое слово keramos - глиняная посуда. Под керамикой, следовательно, понимаются такие изделия, для которых глина (при случае каолин), смешанная с полевым шпатом, кварцем или известью, служит главным сырьем. Эти исходные вещества перемешиваются и перерабатываются в массу, которая либо от руки, либо на поворотном круге формуется и затем обжигается.
Фарфор - благороднейший и наиболее совершенный вид керамики. Производство фарфора в России неразрывно связано с историей Ломоносовского завода. Это один из немногих сохранившихся заводов, которому удалось пережить катаклизмы революций и войн, целые исторические эпохи, и при этом на протяжении почти трех веков постоянно создавать «фарфоровую летопись» Северной Пальмиры.
Цель данного исследования: Изучить и проанализировать современные изделия, выпускаемые Императорским фарфоровым заводом.
Задачи:
Описать историю развития и выявить творческие тенденции ИФЗ
Изучить продукцию выпускаемую ИФЗ
Изучить проанализировать и описать художественную деятельность художников ИФЗ
Классифицировать продукцию ифз
“Художественные керамические изделия - это изделия из обожженной глины с минеральными добавками - фарфоровые, фаянсовые, майоликовые и гончарные, выполненные в национальном характере республики, края, области.”[19.C.38]
Гончарное искусство появилось в России в XlV-XV веке. На Украине поливные керамические изделия , украшенные цветными эмалями, изготовлялись в Киеве еще в X- Xlll вв. О древности существования на территории Казахстана гончарного искусства свидетельствуют наскальные рисунки 1 и 2 тысячелетий до н.э. В 4 тысячелетии до н.э. появились керамические изделия на территории Латвии.
“В середине XVIII века в России широко было развито майоликовое производство, не уступавшее лучшим образцам керамики других стран Европы. Первый русский майоликовый завод был основан в 1724 году в Москве купцом А. К. Гребенщиковым. Изготовление художественной майолики здесь началось лишь в 1740 году. Этот год и считается началом развития отечественного керамического производства. Изделия вырабатывались массивными, больших размеров, с черепком желтовато-розового цвета, с синевато-белой эмалью, крупным цеком и росписью по эмали, подражающей росписи китайского и западноевропейского фаянса и майолики XVIII века.” [11.С.37]
К этому же периоду относится и выпуск обычной гончарной посуды, в том числе и майоликовой, керамическими мастерскими подмосковного Гжельского завода. Для гжельской дешевой посуды был характерен грубый разовый черепок и простая цветочная роспись в виде цветка или ветки по розоватой или палевой эмали. Ручная кистевая роспись фиолетового, желтого, зеленого и коричневого цветов отличалась простой и одновременно сочностью и легкостью мазка, очень обобщенно воспроизводящего стилизованные формы листьев и цветов. Такая роспись была присуща русскому народному искусству XVIII века.
Почти одновременно с майоликой в XVIII веке в России начинается выпуск фарфоровых изделий. Секрет производства фарфоровой массы пытались открыть многие ученые-химики.
Таким образом, можно отметить, что фарфоровый и в основном майоликовый промысел в России берёт своё начало в XIV-XVв.в., а в середине XVIIIв. получает широкое развитие, кроме того, выпускаемая обычная гончарная посуда не уступает аналогичным образцам других странах Европы.
Рецепт фарфора в России
“Попытки организовать производство фарфора в России начались еще при Петре1. По его заданию Юрий Кологривый пытался выведать секрет в Мейсене, но неудачно. В 1724 году русский купец Гребенщиков основал фаянсовую фабрику, на ней велись опыты по изготовлению фарфора, но они не получили должного развития
В 1744 году, когда была основана Петербургская мануфактура, императрица Елизавета пригласила из Швеции И.-Кр. Гунгера, который уже содействовал раньше учреждениям в Вене и Венеции. Он 5 лет впустую "исследовал" и уехал. Управителем после него был назначен Дмитрий Иванович Виноградов, который организовал поисковую систематическую научно-техническую работу, которая должна была привести к разработке технологического производства фарфора.”[19.C.38.]
“В 1736 году Д.И. Виноградов, М.В. Ломоносов, Р. Райзер - по представлению Петербургской Академии Наук и по императорскому указу был послан в "немецкие земли для изучения между прочими науками и художествами особливо и главнейшие химии и металлургии к сему тому, что касается до горного дела или рукописного искусства". Обучался он в Саксонии, где находились тогда "славнейшие во всем немецком государстве рукописные и плавильные заводы" и где работали искуснейшие учителя и мастера этого дела. Д.И. Виноградов пробыл за границей до 1744 года и, получив звание бергмейстера, вернулся в Россию.
Перед Виноградовым стояло несколько сложнейших задач: самостоятельно разрешить все вопросы, связанные с созданием нового производства; на основе физических и химических представлений о фарфоре ему предстояло разработать состав фарфоровой массы и технологические приемы и способы изготовления настоящего фарфора; разработка рецепта глазури, а также рецептуры и технологии изготовления керамических красок разных цветов для живописи по фарфору.
В 1746-1750 годах велись поиски "рецепта" фарфоровой массы. Виноградов искал оптимальный состав смеси, совершенствовал рецепт, ведя технологические исследования по применению глин различных месторождений, меняя режим обжига и т.д.
Наиболее ранний из всех обнаруженных сведений состав фарфоровой массы имеет дату 30 января 1746 года. Вероятно, с этого времени Виноградов приступил к систематической экспериментальной работе по нахождению оптимального состава фарфоровой массы и продолжал ее до своей смерти в 1758 году.
С 1747 года Дмитрий Иванович приступил к изготовлению пробных изделий из своих опытных масс, как можно судить о том по отдельным экспонатам, имеющимся в музеях и носящим марку и дату изготовления (1749 и более поздние годы). В 1752 заканчивает первый этап работ Виноградова по созданию первого русского фарфора и организации технологического процесса производства.
Составляя рецепт, Виноградов старался зашифровать его. Он применял итальянские, латинские, древнееврейские и немецкие слова, пользуясь сокращениями. Это объясняется тем, что ему давались указания засекречивать работу, насколько это возможно.
Успехи Виноградова были столь заметны, что 19 марта 1753 года в "Санкт-Петербургских ведомостях" появилось объявление о приеме заказов на фарфоровые "пакетовые табакерки" от частных лиц.
Помимо разработки рецептуры фарфоровой массы и исследования глин различных месторождений, Виноградов разрабатывал составы глазурей, технологические приемы и инструкции по промывке глин на месторождениях, вел испытания различных сортов топлива для обжига фарфора, составлял проекты и строил печи и горны, изобретал рецептуру красок по фарфору и решал многие смежные проблемы. Можно сказать, что весь процесс производства фарфора ему пришлось разрабатывать самому и, кроме того, одновременно же подготавливать себе помощников, преемников и сотрудников различной квалификации и профиля.
В результате "прилежного труда" (оценка самого Виноградова), был создан самобытный русский фарфор, создан независимо от заграницы, не случайно, не вслепую, а путем самостоятельной научной работы. Императорский завод достиг больших успехов, как по качеству фарфора, так и по разнообразию изделий из него, и русский уже при Виноградове занял подобающее ему место.
Можно выделить, что не однократные попытки создания рецепта приготовления фарфора в России, проходили тяжело, и на этот процесс было затрачено много времени, сил, средств, которые в конечном итоге себя оправдали. Особый вклад в этот процесс внёс Дмитрий Иванович Виноградов, организовавший по императорскому указу, поисковую систематическую научно-техническую работу, которая привела к разработке технологического производства фарфора и увенчалась успехом.” [7.15.16.C.37.38.38.]
“На место Виноградова потом поступил директор Русского монетного двора И. Шлаттер, а позднее И.-Г. Мюллер из Саксонии. Продукция первого периода (примерно до 1760 года) ограничивалась мелкими изделиями, как правило, мейсенского образца. (Приложение,рис.8.С.43) С царствованием Екатерины Великой (с 1762 года), которая с художественными целями приглашает иностранных модельеров, сменив значительную часть персонала, наступил художественный подъем. Восхищение французской культурой сказывается и на фарфоровом производстве: в формах и благородных декорах роскошной столовой посуды ощутимо влияние Севра. В области пластики примерно с 1780 года действовал в Петербурге Франсуа-Доминик Рашет, глашатай зрелого классицизма. При Екатерине еще находишь тут и там местную традицию, при Павле ее след окончательно теряется и изделия принимают ярко выраженный французский характер. За несколько упадочной в это время тенденцией следует новый подъем при Александре 1; однако, в третьей четверти XIX века воспрепятствовать художественному упадку было уже невозможно.”[19.C.38]
“Одновременно с императорским заводом во второй половине XVIII - начале XIX века возникли коммерческие частные производства. В подмосковном селе Вербилки в 1766 году английский купец Ф. Гарднер основывает фарфоровое производство, которое выпускает дорогие сервизы, отличающиеся высоким качеством фарфоровой массы и росписи. Гарднеровский завод выпускал и мелкую пластику, доступную широкому кругу покупателей. Характерной для гарднеровской посуды была яркая, сочная цветочная роспись, близкая русской народной керамике. С 1829 года завод стал изготавливать фаянсовую посуду, декорированную печатью.” [17.C.38]
Таким образом, можно сделать вывод, что изготовление фарфора на императорском заводе за не большой период времени, было разнообразным по традициям выполнения продукции. В связи со сменой императоров, были и взлёты и падения в производстве. Отрицательное значение имел тот факт, что другие коммерческие заводы начали выпускать свою продукцию и составлять конкуренцию.
“Конец XVIII - начало XIX века - время расцвета русского фарфора. Искусство фарфора развивалось вместе с архитектурой, воспринимало ее основные стилевые особенности. Барокко, ранний и поздний классицизм отражались в произведениях петербургского завода.”[8.C.37]
В первой половине XIX века в России возникает много частных фарфоровых заводов, большая часть которых сосредотачивается в Гжельском районе Московской области, поскольку этот район славился белыми глинами. Крупнейшим из них был завод А.Г.Попова, основанный в 1811 году недалеко от Сергиева Посада в селе Горбунове Дмитровского уезда. Вырабатывал завод высококачественные фарфоровые изделия разнообразных форм, с выразительной росписью.
Во второй половине XIX века концерн фабриканта М.С.Кузнецова, объединивший несколько крупнейших фарфорофаянсовых заводов, выпускает технически совершенные, но в художественном отношении эклектические изделия. В конце XIX века в искусстве русского фарфора намечается начало упадка. Формообразование фарфоровых изделий все больше превращается в бессмысленное усложнение форм, нагромождение деталей, причем нередко удивительно разнородных. В этот период Европа искала новые направления для развивающейся фарфоровой промышленности
Новым стилем в искусстве стал модерн. Он господствовал и на Императорском заводе в 1906-1917 годах. Характерным для изделий стиля модерн были блеклые цвета, отсутствие образных композиций, изображение туманных закатов. Это соответствовало упадническим настроениям того времени.
Впервые годы революции художники, работавшие на фарфоровых и керамических предприятиях, активно включились в создание новой пролетарской культуры. В это трудное и напряженное время не погасли горны фарфорового завода в Петербурге, являвшегося в течение полутораста лет школой для русского прикладного искусства. Было создано основное ядро мастеров и художников, окончивших петербургские художественные школы. Подготовка кадров в художественных школах России оказалась настолько высокой, что дала возможность создать одно из ярчайших и знаменательных явлений советского искусства - агитационный фарфор первых послереволюционных лет. [17.C.38]
Следовательно, с появлением нескольких частных заводов, стали появляться новое идеи и изделия усложнённых форм, с выразительной росписью, нагромождением деталей.
Агитационный фарфор
Агитационный фарфор наряду с плакатом оказался в 20-х годах XX века в числе самых революционных, передовых видов искусства. Было создано много интересных работ с росписью по фарфору, где революционные лозунги компоновались с рисунками, включающими новые советские эмблемы и жанровые сцены нового быта.(Приложение,рис.9.С.43)
Советский агитационный фарфор был рожден Октябрьской революцией и явился не только свидетелем этой удивительной эпохи, но и активным проводником идей революции. Он был обращен к широким массам, а не к отдельным любителям и эстетам.
Новизна тематики принесла мастерам-керамистам определенные трудности, тем более что работать приходилось лишь по портретам и фотографиям. Новая техника потребовала и новых средств выражения. Сначала это была роспись на тарелках черным шрифтом различных агитационных лозунгов.(Приложение,рис.10.С.42) Затем агитационный фарфор сближается с плакатом и оформлением революционных праздников. Немалое место в оформлении художественных изделий - чашек, тарелок - приобретает советская эмблематика - изображение серпа и молота, шестеренки, различных надписей. Иногда текст вплетается в орнамент. Роспись становится более сочной и декоративной.
С 1921 года художественный фарфор подчиняется задачам мирного строительства. Мастера и художники расписывают сервизы и отдельные предметы, украшают быт советских людей. К этому же времени относится и изготовление скульптуры из фарфора, изображающей людей эпохи революции (например "Красногвардеец", "Партизан в походе", "Матрос с цветком", "Матрос со знаменем", "Работница, вышивающая знамя" и др.). В агитационном фарфоре были широко использованы традиции крестьянского быта XIX века. Эта близость вызвала большой интерес советских людей. [25.C.36]
Необходимо отметить, что наряду с переменами жизни в 20годы, изменилась и политика художественного фарфора. Роспись подчёркивала особенности этого времени.
Глава 2
Ломоносовский (Императорский) фарфоровый завод, основанный в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого Императрицы Елизаветы, стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе. Именно здесь талантливый русский ученый Д. И. Виноградов ( 1720 - 1758 ) открыл секрет изготовления "белого золота". Он впервые в истории керамики составил научное описание фарфорового производства, близкое к новейшим понятиям керамической химии. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому.
Впервые годы на Невской порцелиновой мануфактуре изготавливали мелкие вещи, в основном табакерки для Императрицы Елизаветы Петровны, которые она, в свою очередь, дарила приближенным и отправляла в качестве дипломатических подарков. С 1756 года, когда Виноградову удалось построить большой горн, стали изготавливать более крупные предметы. К этому времени относится и создание первого сервиза "Собственного", принадлежавшего лично Императрице. (Приложение,рис.11.С.43) С 50-х годов начали делать фарфоровые "куклы" - фигурки людей и животных. Несмотря на увеличение производства фарфора, изделия были доступны лишь узкому кругу приближенных. В ХVIII веке фарфор держали для престижа, в специальных кладовых, наряду с другими драгоценными вещами, и только спустя десятилетия им стали сервировать столы.
По положению и художественному развитию предприятие более всего зависело от расположения и потребностей императорского двора - в первую очередь монарха.
С воцарением Екатерины II ( 1762 - 1796 ) мануфактура была реорганизована и с 1765 года стала называться Императорским фарфоровым заводом, с поставленным перед ним задачей - " удовольствовать всю Россию фарфором". Большое влияние на русский фарфор оказала деятельность талантливого французского скульптора Ж. -Д. Рашета, приглашенного на ИФЗ модельмейстером. При нем на заводе утвердилось влияние французского искусства, где господствовал классицизм.” Конец ХVIII века стал временем расцвета русского фарфора, а Императорский завод - одним из ведущих в Европе. Вершину славы Императорского завода составили заказанные Екатериной II роскошные сервизные ансамбли - "Арабесковый", "Яхтинский" , "Кабинетский", насчитывающие до тысячи предметов. Центральную часть ансамблей занимали настольные скульптурные украшения, прославляющие деяния императрицы. Аллегорическая живопись также прославляла добродетели Екатерины и отражала события ее царствования. С одобрения императрицы на заводе изготовили серию скульптур "Народы России" (около ста фигур), расширенную в дальнейшем типажами петербургских промышленников, ремесленников и уличных торговцев. В большом ассортименте завод выпускал вазы. Живопись гармонично сочеталась с формой, подчеркивая белизну фарфора и теплый тон блестящей глазури. ” [15.C.38]
Современники очень ценили "екатерининский фарфор" и воспринимали его наряду с картинами и скульптурой знаменитых мастеров. "Нынешний фарфор,- отмечал в описании Санкт - Петербурга 1794 года известный этнограф и путешественник И. Г. Георги,- есть прекрасный как в рассуждении чистоты массы, так и в рассуждении вкуса и образования (т. е. формы) и живописи. В магазине видны весьма большие и с наипревосходнейшим искусством выработанные вещи".
С вступлением на престол, Павел I (1796 - 1801) унаследовал интерес матери к фарфоровому заводу. Он обеспечил завод крупными заказами, бывал здесь сам и с удовольствием показывал его своим высоким гостям.
Сервизы Павловского периода не отличаются пышностью и торжественностью как екатерининские: они были рассчитаны на узкий круг приближенных лиц. Тогда же вошли в моду сервизы на 2 персоны - дежене.
Управление заводом князем Б.Юсуповым большим знатоком и ценителем искусства, во многом способствовало развитию художественного направления Павловского фарфора, который стал блистательной вершиной в деятельности Императорского завода.
Последним сервизом ХVIII века оказался сервиз, заказанный Павлом I в свою новую резиденцию - Михайловский замок. Им был сервирован стол в канун гибели императора. По воспоминаниям камер-пажа: "Государь был в чрезвычайном восхищении, многократно целовал росписи на фарфоре и говорил, что это один из счастливейших дней его жизни".
Из выше изложенного можно сделать вывод, что основание императорского завода стало ключевым моментом в производстве российского фарфора и обогащения императорского двора предметами интерьера (Он славился своими знаменитыми сервизами).
Русский ампир. Александр I.Исторический период
при Николае I, Александре II, Александре III
В период царствования Александра I (1801 - 1825) заводом управлял доверенное лицо императора граф Д. Гурьев. При нем началась большая реорганизация завода, которая проводилась под руководством профессора технологии Женевского университета Ф. Гаттенбергера.
Для привлечения лучших отечественных и иностранных мастеров Гурьев не жалел средств. Заведовать скульптурной палатой назначили профессора Академии художеств С. Пименова, одного из выдающихся мастеров своего времени.
“Для утверждения на заводе стиля ампир были приглашены лучшие живописцы из Севрской фарфоровой мануфактуры. Однако, русский ампирный фарфор существенно отличался от севрского, служившего в то время эталоном художественных достижений в Европе. Русский фарфор не столько прославлял деяния императора, а явился отражением национальных тем и сюжетов в искусстве, как , например, "Гурьевский" сервиз, ставший одой народу - победителю в Отечественной войне 1812 года. Отечественная война послужила и рождению серии "военных тарелок", изображавших солдат и офицеров в мундирах всех родов войск. Широкое распространение получила и портретная живопись. На Императорском заводе вошло в обычай изображать на чашках коронованных особ и известных деятелей того времени. Особенно прославленных полководцев.”[20.C.38]
“Начиная с эпохи Александра I и до конца 60-х годов ХIХ века, особое место в выпуске завода занимали вазы. Золото стало одним из излюбленных декоративных материалов. Живопись была главным образом видовой и батальной. Вторую по значимости группу изделий составили дворцовые сервизы. В Александровскую и Николаевскую (1825 - 1855 ) эпохи были изготовлены сервизы почти для всех резиденций Петербурга. Они отличались различными стилевыми направлениями. В числе других заявило о себе "русское" направление. По проектам ученого - археолога, знатока русских древностей Ф. Солнцева на заводе был сделан сервиз для Большого Кремлевского дворца в Москве и сервиз Великого князя Константина Николаевича (ВККН).
Николаевский фарфор отличался виртуозной живописью. На вазах воспроизводились полотна старых мастеров - Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Корреджо, Мурильо др., в основном из коллекции Эрмитажа. Копии поражали точностью и тонкостью пунктирных линий. Гамма цветов, чистота и блеск красок в полной мере были адекватны оригиналу. Развитие получили также портретная, иконная и миниатюрная живопись на вазах и пластах. Первенство завода в живописи по фарфору было подтверждено получением дипломов на всемирных выставках в Лондоне, Париже и Вене.[3.C.37]
В 1844 году, к столетнему юбилею Императорского фарфорового завода, здесь основали музей, пополненный вещами из кладовых Зимнего дворца ( решение изготавливать вещи в двух экземплярах - один для двора, другой - для музея - было принято лишь при императоре Александре III) [4.C.37]
В отличие от своих предшественников, Александр II (1855 - 1881) личного интереса к заводу не проявлял. В 70 -е годы производство фарфора сократилось, сохранялись лишь праздничные пасхальные и рождественские поднесения ко двору, установленные еще при Павле I, завод продолжал работать на пополнение сервизов дворцовых кладовых. Размеры изделий были уменьшены, отделка и декорирование стали гораздо скромнее. При всем разнообразии форм, это были в основном копии старой европейской и восточной керамики. Появилась идея о закрытии "бесполезного и убыточного" предприятия.
Спас завод Александр III (1881 - 1894): "Государю Императору благоугодно…, чтобы Императорский фарфоровый завод был поставлен в самые наилучшие условия, как в отношении техническом, так и в художественном. Да бы мог он достойно носить наименование Императорского и служить образцом для всех частных заводчиков по этой отрасли промышленности". На заводе началась работа по созданию крупных сервизов: "Коронационного" и по мотивам Рафаэлевских лоджий в Ватикане, рисунки для которого были лично откорректированы императором. На выбор художественного пути завода влияние оказали личные вкусы и пристрастия самого императора. Он отдавал предпочтение китайским и японским вазам, терракоте, цветным глазурям, подглазурной живописи, которую ввела в моду Копенгагенская королевская мануфактура. Подглазурная живопись получила на ЛФЗ широкое применение, еще и потому, что супругой императора была датская принцесса Мария Федоровна.[27.C.38]
Следовательно, Русский фарфор этого периода не столько прославлял деяния императора Александра I, а явился отражением национальных тем и сюжетов в искусстве. Начиная с эпохи Александра I и до конца 60-х годов ХIХ века, особое место в выпуске завода занимали вазы. Фарфор в это время отличался виртуозной живописью. В следующий период правления Александра II (1855 - 1881) в отличие от своих предшественников не проявлявшего личного интереса к заводу, возник спад производства. Положение дел стабилизировалось во время нахождения у трона Александр III.
Развитие завода в конце 19 и на протяжении 20 в.
Фарфор, с его белоснежной поверхностью, монументальностью архитектуры, пластичностью скульптуры и красочностью живописи, который до этого времени был воплощением рафинированного искусства, доступного узкому кругу лиц, стал первым, самым ярким и образным глашатаем идей революции. Одновременно, он явился благодатным материалом для воплощения нового направления в искусстве - супрематизма.
В годы царствования последнего российского императора Николая II (1894 - 1917) , благодаря техническим новшествам предыдущего периода, завод достигает образцового состояния в техническом и технологическом отношениях.
Богатство художественной технологии является гордостью завода, а в дальнейшем, в годы первой мировой войны, служит рождения целых отраслей химического и электротехнического фарфора. В числе крупных заказов были два, сделанные императрицей Александрой Федоровной, под патронатом которой находился завод после его провала на Всемирной парижской выставке в 1900 году. Это сервизы Александринский и Царскосельский. По заказу Николая II завод изготовил серию "военных тарелок" с изображением войск в мундирах времени Александра III и скульптурную серию "Народы России" по моделям П. Каменского. Серия продлевала во времени начинание Екатерины II и служила идее утверждения русской государственности. Отличительная черта фигур - их этнографическая достоверность.
С середины 1900-х годов устанавливаются связи завода с художниками объединения "Мир искусства" К. Сомовым, Е. Лансере, С. Чехониным, способствовавшие утверждению неоклассики.
Цепь русских революций начала ХХ века надолго развела жизнь России на два исторических периода. И если предыдущие 150 лет Императорский фарфоровый завод шел в направлении развития европейских королевских и национальных мануфактур, то революция 1917 года в Петрограде коренным образом изменила ситуацию.
Кроме достижений в области художественного фарфора, на заводе успешно развивалось производство химического и технического фарфора, впервые здесь было получено оптическое стекло. И поэтому не случайно в 1925 году, в связи с 200 - летием Российской Академии наук, заводу было присвоено имя гениального русского ученого М. В. Ломоносова.
В 30 -е годы, с началом культурного строительства в СССР, на Ленинградском фарфоровом заводе открывается первая в стране художественная лаборатория. Под руководством ученика К. Малевича, Н. Суетина творческий коллектив предприятия создает новый стиль советского фарфора, созвучный "социалистическому быту". Талантливый художник и руководитель, Суетин органично воплотил супрематические идеи с мирискуксническим декоративизмом и реалистическим отображением мира природы. Индивидуальные особенности творчества А .Воробьевского, И. Ризнича, М. Моха, Т. Безпаловой, Л.Протопоповой, Л. Блак, А. Яцкевич ,С. Яковлевой и других, на многие годы определили облик ленинградского фарфора с его чистотой и мягкостью форм, выявленной белизной материала, конкретностью образов в росписи и сочностью красок.
Установки социалистического реализма на решение идеологических задач и официальный стиль государственных заказов 1930 - 1950 годов в фарфоре на ЛФЗ не получили одиозного характера. Спасли вековой опыт изготовления парадных ваз, картинной и портретной живописи, великолепное профессиональное мастерство.
В шестидесятые годы, годы "хрущевской оттепели", искусство вновь обратилось к девизам 20 - годов: "Искусство - в быт" и "Искусство - в производство". После помпезности и чрезмерного украшательства сталинского периода, вернулся интерес к белому фарфору, к работе над формой и конструктивному лаконизму геометрических объемов. В эти годы особенно активно работают на заводе такие художники и скульпторы как Э. Криммер и А. Лепорская, В. Семенов и С. Яковлева, формируется творчество самобытного и большого мастера В. Городецкого. Активно заявляют о себе выпускники 50 – х. годов ЛВХПУ им. В. И. Мухиной - С. Богданова, К. Косенкова, Н. Павлова, Н. Семенова, В. Жбанов, П. Веселов и др. В число ведущих мастеров декоративно-прикладного искусства страны выдвигаются Н. Славина и И.Олевская, которые расширили представление о фарфоре созданием многопредметных грандиозных композиций.
Поэтапная реконструкция старейшего в стране предприятия, внедрение новой техники и технологии производства фарфора, позволили значительно увеличить и разнообразить ассортимент выпускаемой продукции. Впервые в России на ЛФЗ создали технологию и осуществили промышленный выпуск изделий из тонкостенного костяного фарфора - повышенной белизны, тонкости и просвечиваемости. За эту разработку группа специалистов завода была удостоена Государственной премии СССР в области науки и техники. А художники получили возможность расширить свой творческий диапазон в создании новых форм и росписей из этого удивительного материала.
В 70-е годы завод активно участвует в отечественных и международных художественно - промышленных выставках. Творческий коллектив сохраняет свое лидерство в создании замечательных произведений. Эталоном искусства и высокого качества называет продукцию завода этих лет известный советский искусствовед Н. Воронов. В 1980 году "в знак особого признания вклада в развитие производства и международное сотрудничество" завод имени М. В. Ломоносова награждается престижной международной премией "Золотой Меркурий".
Бережное использование наследия прошлого, непрерывность развития и постоянное обновление традиций художественного творчества и сегодня являются неотъемлемой чертой петербургской школы искусства фарфора. Это можно увидеть в работах Т. Афанасьевой и Г. Шуляк, Н. Петровой и О. Матвеевой, М. Сорокина и С. Соколова и др., каждый из них нашел свой творческий почерк в искусстве фарфора, что позволяет создавать продукцию с маркой "ЛФЗ" живописно разнообразную и эмоционально образную. А заводу - сохранять свою отличительную особенность, продолжая оставаться заводом искусства фарфора.
По мнению авторитетного историка русской художественной культуры Л. В. Андреевой, чьи исследования по фарфору использованы в данном материале. Русский фарфор последних десятилетий со свойственным ему романтизмом, обращенным к национальной культуре во всей ее полноте - одно из живых и творческих явлений европейской художественной культуры второй половины ХХ века. А Ломоносовский фарфор - одна из самых ярких и привлекательных страниц этого явления.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ЛФЗ пережил много перемен и перестроек, но благодаря техническим новшествам предыдущего периода, завод достиг образцового состояния в технологических процессах производства фарфора.
ЛФЗ - Ломоносовский (Императорский) фарфоровый завод сегодня
В канун 300–летия Санкт – Петербурга история Ломоносовского фарфорового завода вызывал повышенный интерес. Это один из немногих сохранившихся заводов, которому удалось пережить катаклизмы революций и войн, целые исторические эпохи, и при этом на протяжении почти трех веков постоянно создавать «фарфоровую летопись» Северной Пальмиры.
На протяжении десятилетий повышенным спросом пользуется фирменный сервиз завода «Кобальтовая сетка», удостоенный золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе.
В настоящее время завод выпускает более 4000 наименований изделий, включая чайные, кофейные и столовые сервизы. Отдельные предметы посудного назначения, сувенирно-подарочные изделия, жанровую и анималистическую скульптуру, вазы, декоративные блюда, тарелки и т.д., из твердого, мягкого и костяного фарфора, декорированы надглазурной и подглазурной росписью. Их обрабатывают ручным, механизированным и комбинированным способами с использованием в декоре красок и редких драгоценных металлов.
Фарфор с маркой "ЛФЗ" выпускают по образцам известных художников России А. Воробьевского, и И. Ризнича, С. Яковлевой и Н. Славиной, П. Веселова и В. Жбанова, Н. Павловой и А. Семеновой, С. Богдановой и И. Олевской, Н. Петровой, Т Афанасьевой, Г. Шуляк, О. Матвеевой и др. Завод изготавливает также реплики XVIII - XIX вв. из музейной коллекции, фирменную посуду с логотипом и монограммой заказчика.
Татьяна Афанасьева - скульптор и художник декоративно-прикладного искусства. Она художник широкого творческого диапазона, тонко чувствующий специфику фарфора. Уже более 40 лет Татьяна Васильевна работает на Императорском фарфоровом заводе, создавая замечательные авторские росписи фарфора: сервизов, малой пластики и элементов декора. Афанасьева создала целый ряд произведений, получивших широкое признание в мире искусства, ставших знаковыми вещами на переломе тысячелетий: это композиции «Ковчег», «Атлантида», «Звуки Мегаполиса», сервизы «Мансарда», «Гипербола», «Осколки зеркала» на форме «Сатурн».Художницу вдохновляет родной Петербург, виды которого стали темой множества ее ярких и жизнерадостных работ.
Уникальные композиции Татьяны Афанасьевой дают нам яркое понимание современного интерьерного фарфора высокого художественного достоинства, продолжающего лучшие традиции Императорского фарфорового завода.
Произведения Т.В.Афанасьевой находятся в собраниях ведущих музеев России и в частных коллекциях.
Участник международных симпозиумов по керамике, многих отечественных и зарубежных выставок художница внесла значимый вклад в развитие декоративно-прикладного искусства.
На сегодняшний день Галина Шуляк – лидер по количеству авторских работ, тиражируемых на производстве. Они достойно украшают полки фирменных магазинов ИФЗ.
Неоднократно награждалась дипломами Союза художников за успехи в творчестве и содействие развитию изобразительного искусства России. В 2002 году награждена серебряной медалью Академии художеств России. В 2010 году Галине Дмитриевне Шуляк Указом Президента РФ Д.А. Медведева за вклад в развитие декоративно-прикладного искусства присвоено почётное звание «Заслуженный художник Российской Федерации».
В 2004 году в Галерее современного искусства фарфора состоялась персональная выставка Галины Шуляк «Путешествие в пространстве фарфора». В 2013 году – персональная выставка «Фарфоровый путь» в ГМЗ «Царицыно». Произведения художника представлены в собраниях ведущих музеев России и частных коллекциях.
Автор сервизов: "Снежинка" (1991), "Тодес" (1998), "Кобальтовая клетка" (1999), "Кокон" (1999), "Французик" (2000), "Танго" (2000), "Кандинский блюз" (2000), "Многогранник" (2001), "Классика Петербурга" (2002), "Арго", "Коралл" (2006), "Сокровища моря" (2006), "Замоскворечье" (2003), "Грановитая палата" (2003), "Мосты Санкт-Петербурга", "Классика Москвы" (2009); серии декоративных тарелок "Коллекция. Бабочки" и "Океан. Риф" (2001-2003), серия чашек "Мосты" (2002) и др
Воробьевский Алексей Викторович
Для творчества Воробьевского характерно обращение к фантастическим и сказочным сюжетам, в основу которых положены мотивы народного искусства. Часто в его работах можно увидеть сюжеты со схематично изображенными фигурами людей, неземными цветами, деревьями, зданиями и хрустальными мостами. На вопросы о том, как рождаются такие чудесные сюжеты, он отвечал, что видит их во сне, затем переносит на фарфор. Воробьевский предпочитал сразу рисовать на фарфоре без предварительных набросков. Его художественной манере свойственен изящный тонкий мазок, напоминающий технику персидской миниатюры. Исполненные художником росписи носят в основном декоративный характер. Выполнял Воробьевский и работы в агитационном стиле, но, как правило, на заказ к очередным юбилейным датам.
Свои работы художник подписывал «А. Воробьевский», иногда без инициалов, как правило, с датой. К известным работам Воробьевского можно отнести чайный сервиз «10 лет Октября», вазы «Юбилейная», «Русские народные узоры», кофейный сервиз на 12 персон «Город и деревня», столовый сервиз с монограммами союзных республик, сервизы «Руслан и Людмила» и «Сказка о царе Салтане», кружку «Молоко», чайник «Народные узоры», чайную пару «Народные узоры», куманец со звуком «Петушок». В 1969 году Воробьевскому присуждается звание Заслуженного художника РСФСР, а в 1970 году он награждается Государственной премией РСФСР имени И. Е. Репина за создание высокохудожественных образов фарфоровых изделий.
Богданов Владимир Георгиевич – художник по росписи фарфора.
Родился в Ленинграде в 1951 году. В 1974 году окончил кафедру керамики и стекла ЛВХПУ им. Мухиной.
С 1976 по 1987 год работал художником по росписи фарфора на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова. В 2004 году возвращается к работе на Ломоносовском фарфоровом заводе (с 2005 года – Императорский фарфоровый завод). С 1984 года член Союза художников России. Награждён Бронзовой медалью ВДНХ и дипломами Союза художников. Участник отечественных и зарубежных выставок.
Работы Владимира Богданова находятся в коллекциях Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Российском музее декоративно-прикладного искусства и народного творчества, Кемеровской галерее, а также в частных коллекциях. Основным направлением произведений является религиозная тематикаю
Бакастова Вера Владимировна – художник по росписи фарфора.
Лауреат Международной премии им. Франца Гаттенбергера в номинации «Молодой мастер фарфора».
Родилась в Ленинграде в 1978 году. В 2003 году окончила кафедру керамики и стекла СПбГХПА им. В. И. Мухиной. С 2004 года - художник Императорского фарфорового завода. С 2000 года участник отечественных и зарубежных выставок и симпозиумов по керамике и фарфору. В 2011 году - лауреат Международной премии им. Франца Гаттенбергера. С 2013 года - Член Союза Художников России. В 2015 - Дипломант Российской Академии Художеств. Произведения автора представлены в собраниях Государственного Эрмитажа, Рижского музея фарфора, Бобруйского художественного музея, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.
Автор росписей сервизов: «Фокус» (2006), «Чтобы лето не кончалось» (2007), «Shopping» (2007), «Петербург» (2008), «Шелк» (2009), «Узор» (2010), «Эмилия» (2010), совместный проект «Кают-компания» автор идеи Е. Гришковец (2011) . Серии ваз «Мотив» (2011). Серии чашек с блюдцем «Мотив» (2011). Соколов Сергей Николаевич - художник по росписи фарфора, скульптор.
Заслуженный художник Российской Федерации.
Родился в Йошкар-Оле в 1956 году. C 1971 по 1975 годы учился в Московском художественно - промышленном училище им. Калинина. В 1985 году окончил кафедру керамики и стекла ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. С 1985 года работает на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова (Императорский фарфоровый заводе с 2005 года).
С 1991 по 1998 год - главный художник Ломоносовского фарфорового завода. С 1991 года член Союза художников. Участник многих отечественных и зарубежных выставок. Участник международных симпозиумов по фарфору. С 1993 по 2006 год преподавал технику росписи фарфора в Финляндии на ежегодном фестивале «Фарфоровое лето» в Рейсьярви.
В 2008 году в Галерее современного искусства фарфора состоялась персональная выставка Сергея Соколова «Полифония». В 2015 году Сергею Николаевичу Соколову Указом Президента РФ В.В. Путина за вклад в развитие декоративно-прикладного искусства присвоено почётное звание «Заслуженный художник Российской Федерации». Работы Сергея Соколова находятся в собраниях ведущих музеев страны и частных коллекциях.
Автор сервизов: "Пиано" (1994), "Фиеста" (1999), "Ноктюрн" (1999), "Саванна" (2004), пасхальных яиц "Розовая мандолина" (1995), "Музыкальное" (2005),"Река забвения" (1996), серии тарелок "Стриптизерши" (2000), ваз "Город трех лун" (2001), "Ноктюрн" (2001), композиция из ваз "Судьбы"(2005), серии декоративных тарелок "Африка" (2008); коллекции костяных чашек и др.
Чарина Татьяна Львовна – художник по росписи фарфора, скульптор
Родилась в Ленинграде в 1957 году. После окончания Ленинградского художественно-графического педагогического училища (1976) и кафедры керамики и стекла ЛВХПУ им. В. И. Мухиной (1986), начала работать на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова (с 2005 года - Императорский фарфоровый завод).
С 1985 года принимает участие в выставках. С 1990 года член Союза художников России. С 1997 по 2001 год - преподаватель на кафедре керамики в СПбГХПА. Произведения художника представлены в коллекциях ведущих музеев страны и частных собраниях.
Автор сервизов: "Грушевая ветка" (1995), "Китайская ширма" (1996), "Кинематика" (2001), "Лимонные дольки" (2002), "Танжерин" (2004), серии тарелок "Русский бестиарий" (2001), "Натюрморты" (2003), "Сфинкс" (2001), "Каменный лев" (2002), скульптур "Сфинкс" (2002), "Коза" (2002), "Овечка Долли" (2002), "Барашка" (2002). Из работ, созданных художником в последние годы, в производстве были освоены: сервизы: "Лимонные дольки", "Танжерин", "Синий вечер", "Штучки", "Анжу", "Бантики", "Наутилус", "Грушевая ветка", "Кинематика", "Виват Петербург", "Китайская ширма", чашки с блюдцем: "Гранат золотой", "Смоковница", "Кунсткамера", "Петрополь", "Ботик Петра Великого", декоративные тарелки: "Голландский изразец", "Каменный лев", "Сфинкс"; скульптуры: "Сфинкс" (рис. "Сфинкс Белых ночей", "Есть город золотой", "Коза" (рис. "Антик"), "Овечка Долли", "Воробьиный сычик", из серии китайский гороскоп - "Мышь-малютка", Тигрята.
Бережное использование наследия прошлого, непрерывность развития и постоянное обновление традиций художественного творчества и сегодня являются неотъемлемой чертой петербургской школы искусства фарфора. Это можно увидеть в работах Т.Афанасьевой и Г.Шуляк, Н.Петровой и О.Матвеевой, М.Сорокина и С.Соколова и др., каждый из них нашел свой творческий почерк в искусстве фарфора, что позволяет создавать продукцию с маркой «ИФЗ» живописно разнообразную и эмоционально образную. А заводу — сохранять свою отличительную особенность, продолжая оставаться заводом искусства фарфора. По мнению авторитетного историка русской художественной культуры Л.В.Андреевой, чьи исследования по фарфору использованы в данном материале, русский фарфор последних десятилетий со свойственным ему романтизмом, обращенным к национальной культуре во всей ее полноте — одно из живых и творческих явлений европейской художественной культуры второй половины ХХ века
Заключение
Изделия с маркой "ЛФЗ" можно встретить в коллекциях крупнейших музеев России: в Эрмитаже, Русском музее Санкт-Петербурга, Государственном историческом музее в Москве. В музее Виктории и Альберта в Лондоне, в Метрополитен музее в Нью-Йорке и других музеях по всему миру. В банкетных залах Кремля и в резиденции Патриарха Русской Православной Церкви, их вручают как правительственные подарки главам зарубежных государств и как призы на соревнованиях и фестивалях.
Продукция ЛФЗ экспортируется в десятки стран мира, включая Германию, США, Англию, Швецию, Норвегию, Канаду и др. За многолетнее плодотворное сотрудничество в области коммерческих и культурных связей Ломоносовский фарфоровый завод удостоен Международной премии "Золотой Меркурий".
Завершено строительства нового литейно-формовочного цеха, установка в нем оборудования для новых технологий, что позволит значительно улучшить качество продукции, разнообразить ассортимент, увеличить долю экспорта. Намечено увеличение доли выпуска уникальных высокохудожественных изделий, включая реплики из коллекции императорского фарфора. Ссоздаются и выпускаются серии новых произведений, посвященных 300-летию Санкт-Петербурга.
Отрадно отметить, что завод в наше время процветает, выпускает огромное количество разного ассортимента фарфоровых изделий, и для быта, и для пышных торжеств. Работы наших мастеров можно встретить и за рубежом. До сих пор, с большой гордостью, отзываются о первых работах мастеров Ломоносовского(Императорского) фарфорового завода, которые бережно хранятся в музеях
Список литератуты
1. http://www.kefa.ru Официальный сайт Народные промыслы/ Виды фарфора
2. http://farforushka.ru Официальный сайт Фарфорушка/ Твёрдый фарфор
3. http://lfz.cybtrade.ru Официальный сайт /Ломоносовского фарфорового завода
4. http://www.ipm.ru Официальный сайт/ Imperial Porcelain 1744/ St. Peterburg
5.http://www.konakovo.org/history.shtml Официальный сайт г. Конаково, историческая справка
6. http://www.faience.ru Официальный сайт ОАО Конаковский фаянсовый завод
7. Безбородов, Н.А.,Д.И. Виноградов создатель русского фарфора М.:1960г.
8.Попов, В.А.Русский фарфор Л.:1980г.
9. Розенталь, Р.,Ратцкая, Х. История прикладного искусства нового времени
М.:1971г.
10. Соловейчик, Р. С.,Западный европейский фарфор Л.:1956г.
11. Анри де Моран, История ДПИ М.:1958-1962г.г.
12. Берикова, Н.Ю. Французкая фарфоровая пластина XVI-XIXв.в. Л.:1956г.
13. Бубнова, Е.А.Конаковский фаянс М.:1978г.
14. Бублерок ,Мейсенская фарфоровая пластика XVIIIв./ В собрании эрмитажа
Л.,1972г.
15. Суслов, И.М.Русский фарфор Виноградовского периода./ Собрание госуд. ист. музея М.:-1961г.-с.54-65.
16. Кубе А.Н. История фаянса Берлин - П.- М.: 1923г.-с.2-5.
17. Греборя, И.Е.,Мезарёва, В.Н. История русского искусства, Т. 1-13,М.:1954-1969г.г.
18.Русское ДПИ,Т.1-3-М.:1962-1965г.г.-с.145-147.
19.Сарабьянова, Д.В.История русского и советского фаянса- М.:1979г.-с.32-33.
20.Русский художественный фарфор / Под. ред. Э. Ф. Голлербаха, М. В. Фармаковского.- Л.: 1924.
21.Кверфельдт Э. К. и др. Фарфор. Л., 1940.
22.Walcha O., Porzellan. 2 Aufl. Leipzig, 1964.
23.Patterson J. E. Porcelain. New York, 1979.
24.Бирюкова Н. Ю. Севрский фарфор XVIII века. - Санкт-Петербург: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2005.
25.Советский фарфор. - СПб . : Арт-СПБ., 2003.
26.Марки российского фарфора и фаянса, 1750 — 1960. - М.: Касаткина, 2003.
27.Фарфор в России XVIII — XIX веков. - СПб. : Palace Editions, 2003.
28.Похвалинская, Л. Е. Волшебный мир фарфора.- Казань: Заман, 2003.-с.96-98.
29.Хэггар Реджинальд. Энциклопедия европейской керамики и фарфора. - М.: Касаткина, 2002.-78 с.
30. http://planeta.rambler.ru/community/bes.edu/129192982.html Официальный сайт planeta.rambler.ru.
31.Уткин, П.И., Народные художественные промыслы./ Королева М.: 1992.-с. 102 -103.
32.Хохлова Е.Н. Современная керамика и народное гончарство. / Е.Н. Хохлова - М.:1978.
33.Агбаш, В.Л., Елизарова В.Ф., Коваленко, З.И. и др. /Товароведение непродовольственных товаров: Учебник для экон. фак. торг. вузов/М.: Экономика, 1983.- 440с.