Современные реалии и проблемы преподавания предмета «Технология» | Фахрутдинов Ирек Агзамович. Работа №324555
Современные условия развития науки и техники, появление новых материалов и технологий их обработки накладывают свой отпечаток на преподавание предмета "Технология" и требует новые подходы. В этих условиях и оголяются те проблемы в преподавании данной дисциплины, на которые не всегда обращают внимание. В статье показаны наиболее существенные проблемы, отражающие действительность в преподавании дисциплины "Технология в условиях реализации ФГОС, требующих решения данных задач не только преподавателями, но и образовательными учреждениями и на уровне государства..
Современные реалии и проблемы преподавания предмета «Технология»
(Фахрутдинов И.А. ФГКОУ Казанское суворовское военное училище)
ФГОС третьего поколения предъявляет определенные требования по преподаванию предмета «Технология». Как известно, обучение данного предмета строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды, что безусловно требует от обучающихся и преподавателей всестороннего изучения новых технологий, материалов и применения этих знаний в процессе обучения и на практике. Это возможно только тогда, когда обучающиеся получают определенные знания при изучении других предметов и только в этом случае при современных условиях развития науки и техники, технологии обработки новых материалов, можно вести речь о качественном изучении предмета «Технология». На сегодняшний день технологии меняются с умопомрачительной скоростью и это накладывает свой отпечаток на преподавание данного предмета.
С учетом того, что в современных условиях в само понятие «Технология» интегрированы основы информационных технологий, робототехника, программирование и другие существующие компетенции не приходится удивляться появлению актуальных проблем в преподавании данной дисциплины. Одним из основных проблем можно выделить нехватку квалифицированных преподавателей данной дисциплины. Чем это обусловлено? Обусловлено это в основном тем, что в силу быстрого развития информационных технологий многие учителя не успевают обновлять свои знания и навыки. Этот пробел можно восполнить путем привлечения учителей технологии к прохождению курсов повышения квалификации в эффективных учебных центрах с упором на практическую часть обучения, а не сведению обучения к формальному прохождению тестовых задач.
Можно также одним из основных проблем отметить, то обстоятельство, что учебники быстро стареют, порою они отстают от развития новых технологий, что затрудняет преподавание данной дисциплины. Некоторые рекомендованные учебники просто не удовлетворяют по своему содержанию и не отражают потребности новых требований, они устаревают, иногда даже не доходя до учебного заведения. Это не может положительно влиять на актуализацию знаний обучающихся.
Актуальной проблемой во все времена является и остается вопрос финансирования. Не во всех учебных заведениях имеются оборудованные классы технологии по последнему слову науки и техники, а это, в свою очередь, не позволяет обучающимся в полной мере погрузиться в мир технологии. В современных условиях невозможно эффективно изучать предмет «Технология» без должного доступа к современным компьютерам, программному обеспечению и другим техническим средствам. Не в каждой школе имеется возможность оборудовать мастерские современными станками с числовым программным управлением, да закупка расходных материалов вызывает огромные затруднения.
Еще одной сложностью является разный уровень подготовки учащихся. В этой ситуации преподавателям приходится адаптировать свой подход каждому ученику, а это требует от педагога времени, изобретательности, проведение дополнительных занятий.
Современные учебные программы включают множество предметов и обязанностей. В этой ситуации при распределении учебной нагрузки остается мало времени для глубокого изучения важного и нужного предмета как «Технология», хотя многие школьники с удовольствием изучают данный предмет. Говоря о современных реалиях преподавания данного предмета, нельзя отметить и тот факт, что исключение из школьной программы предмета «Черчение» очень отрицательно влияет на изучение предмета «Технология». Часть учебного времени преподавателю приходится уделять на ознакомление с азами черчения.
Несмотря на определенные трудности, преподаватели находят различные способы решения этих проблем, каждый на своем уровне пытается решить возникающие затруднения и дать тот уровень знаний учащимся, который прописан в ФГОС. Решение вышеизложенных проблем и состояния преподавания предмета «Технология» требует усилий, как со стороны образовательных учреждений, так и со стороны государства и общества в целом. Технология остается важной частью будущего, которая определяет уровень развития страны в современных условиях, в условиях введения различных санкций.
Литература:
1. Актуальные проблемы профессионального педагогического и технологического образования : материалы IX Всерос. науч.-практ. конф., 25 нояб. 2020 г. – Шадринск : ШГПУ, 2021. – 239 с.
2. Кац С.В., Махотин Д.А., Ушакова Е.Г. Структурно-пространственная организация содержания предметной области «Технология» // Интерактивное образование. 2017. №4. С. 18-23.
3. https://tambovka.kbrschool.ru/?section_id=150
4. https://bookonlime.ru/lecture/13-soderzhanie-predmetnoy-oblasti-tehnologiya