СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС | Боркина Светлана Юрьевна. Работа №310870
В статье говорится об эврестическом методе обучении,проблемном обучении как путь повышения внутренней мотивации учащихся на уроке английского языка.
Эврестический метод обучения направлен на самостоятельное нахождение учащимисяответов на вопросы,которые поставил учитель.Учитель на уроке преднамеренно создает проблемную ситуацию,подбирает вопросы,которые подводят учащихся к самостоятельному открытию и решению вопроса.Основу процесса возбуждения интереса составляет проблемный вопрос или вопросы. На передний план выходит проблемное обучение.Результатом деятельности учеников становится образовательная продукция.
В данной статье приведены примеры использования эрестического метода в 6 классе .
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС
В последнее время постоянно возникает вопрос о применении новых технологий в обучении. Это не только технические средства, но и новые формы и методы обучения, а также новый подход к процессу обучения в средней общеобразовательной школе. Задача современного учителя состоит в том, чтобы создать такие условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и своё творчество. Задачи, которые учитель ставит перед своими учениками, должны быть ими поняты и приняты. Как указывает в своей статье Прищепа Т. А., эти задачи будут приняты учеником, если у него по отношению к ним будет соответствующая мотивация. Необходимо, чтобы это была внутренняя мотивация. Прищепа Т. А.: « Внутренними мотивами в данном случае могут быть интерес к процессу решения, стремление овладеть новым способом решения и т.д. …Как же возбудить интерес у своих учеников? Основу процесса возбуждения интереса составляет проблемный вопрос (вопросы)».
На передний план выходит проблемное обучение.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, способность быстро и безошибочно принимать решения, что невозможно без умения работать творчески, самостоятельно. Именно эвристическая технология в образовательном процессе предполагает не репродукцию знаний, а, основываясь на поисково-исследовательской деятельности, создание учащимся своего продукта
ОСОБЕННОСТИ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Под проблемным обучением понимается система методов и средств, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по решению этих задач, а также интеллектуального и творческого развития учеников.
В основе проблемно - эвристического обучения лежит эвристический метод. В плане организации данного урока – принцип совместной деятельности, в основе которого лежит групповой метод.
Основа проблемного урока – проблемный вопрос.
Учащиеся выдвигают гипотезы, доказывают их, делают выводы, оформляют свои результаты.
Учебный материал разбивается на отдельные части, в которых учитель ставит перед учащимися познавательные микрозадачи, которые ими решаются. Учитель задает вопрос, ученик отвечает – возникает эвристическая беседа. При этом учитель управляет беседой, делает корректирующие замечания типа: «вспомните…», «прочитайте…», «опишите…», вопросы: «Почему?», «Как это проверить?», «Что является причиной?
Признаки эвристической беседы:
- каждый вопрос – это небольшая мыслительная задача, каждый ответ – микропродукт, обладающий субъективной новизной;
- каждый последующий вопрос вытекает из ответа на предыдущий;
- все вопросы последовательно ведут к искомому;
- если ученик не дает ответ на вопрос, значит, вопрос задан неправильно или несвоевременно;
- ошибочные ответы исправляются другими умело поставленными вопросами, которые помогают учащимся подойти к новым выводам.
Для того чтобы беседа была успешна, необходимо, чтобы:
- вопросы для учащихся были посильными, вызывали у них познавательный интерес;
- следить за тем, чтобы в беседе приняли участие все учащиеся – варьировать степень проблемности;
- добиваться исправления неправильного ответа ученика самими учащимися;
- диалоги чередовать с монологом учителя, в котором он сообщает учащимся необходимую информацию и предъявляет им новые проблемные вопросы;
- в конце беседы или какого – то ее этапа необходимо сделать выводы.
Эвристические уроки отличаются от традиционных тем, что включают в себя создание учениками собственных образовательных продуктов оргдеятельностного, когнитивного и креативного типов.
К оргдеятельностным урокам относим уроки рецензирования, самооценки, рефлексии. Уроки когнитивного типа, в свою очередь, включают урок исследования объекта, урок работы с культурно-историческими аналогами, метапредметный урок. Уроки креативного типа представлены уроками - фантазии, поисковыми уроками, уроками придумывания.
Предметом анализа в данной работе выступают УМК «Spotlight» («Английский в фокусе» 5, 6 класс; авт.: » В.Эванс, Д.Дули, Ваулина Ю. Е.).
Данные УМК состоят из десяти тематических разделов, таблицы неправильных глаголов, краткого грамматического справочника и словаря.
В каждом модуле представлены задания, направленные на ведение проектной деятельности, что позволяет обучающимся вести поисково-исследовательскую и творческую деятельность.
Обучающиеся создают собственный образовательный образовательный продукт, приходят к собственному «открытию».
Проблемно-эвристические уроки
-побуждают к действию;
-приучают к анализу, креативному мышлению;
- развивает критическое мышление, эмпатию, воображение, рефлексию и личностный творческий потенциал;
- обучают планировать учебные действия, самостоятельно искать решения.
Эвристическая технология направлена на формирование творческих способностей учеников, на создание ситуаций, в которых возможна их творческая самореализация. Эвристическая технология не отрицает необходимости «передачи» ученикам информационного материала, его усвоения и закрепления, т.е. всего того, что свойственно традиционному обучению. Меняется лишь роль этого «даваемого» материала. Он передается не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали его в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта.
Приведу примеры заданий, реализованных в процессе обучения английскому языку в рамках данных УМК.
Отметим обоснованно частое обращение авторов анализируемого УМК к методу визуализации, который способствует развитию познавательного интереса обучающихся и позволяет внести элемент «угадывания», «открытия» в таких заданиях, как например: Догадайтесь о теме сегодняшнего урока, внимательно рассмотрев картинки. Тема любая – 5кл. «Животные со всего света»,6 кл. «Поехали!», «На досуге Развлечения», «Праздники»
Задание 1.(6кл) Look at Bill’s family tree .What information can you get from it? Who is who? What can be the headlines of the lesson? Make as more sentences as possible.
Рассмотрим игру «Члены семьи Энди», организованную в форме соревнования групп.
Задание 2.(6кл) Look at the slides representing different members of Andy’s family at the table. Tell what they are and how they look like. You are student A. Ask student B questions to add the missing information about Andy’s family from Brighton, UK. Draw members of Andy’s family.
Целью данного задания является создание условий интерактивного взаимодействия между обучающимися для реализации игровой деятельности. С помощью этого вида работы представляется возможным активизация изученного лексического материала, а также закрепление нового.
A
Name
Andy
Helen
Bob
Patricia
Age
35
37
Job
Student
Architect
Student
Hobby/ interests
Swimming
Piano
Computer games
Weight
47
54
78
Height
164
182
147
Hair
Brown
Red
Fair
Eyes
Blue
Green
Green
You are student B. Look at the table. Ask student B questions to add the missing information about Andy’s family from Brighton, UK
B
Name
Andy
Helen
Bob
Patricia
Age
35
9
Job
Student
Doctor
Student
Hobby/ interests
Chess
Weight
47
54
78
32
Height
158
164
182
147
Hair
Brown
Blonde
Fair
Eyes
Green
Blue
Green
Эвристические методы: метод прогнозирования, метод вживания, метод планирования.
Задание 3.(5кл. - модуль «Животные») Метод эмпатии (вживания).
Учащиеся разбиваются на группы по 3-4 человека. На работу отводится 6-7 минут, затем каждая команда озвучивает свой рассказ.
а) Представь, что ты слон (носорог, кенгуру, лев). Расскажи о себе. Продукт учащегося может быть выражен в устной и письменной форме + рисунок.(Imagine yourself that you are a lion.How can you describe yourself?)
б)5 кл. – модуль «Школьные дни» - учащиеся рассказывают от имени школьных принадлежностей (пенала, ручки, тетради).
Задание 4. Метод «Mind-Map»(Карта памяти», «Дерево идей»)
а) 6 кл. – модуль «Праздники», урок «Шотландские игры». Работа с текстом.
б) 5 кл. – модуль «Времена года» - введение в тему.
Этот метод – запись мыслей и идей. Тема находится в центре. Это ключевое слово, а вокруг нее ребята записывают мысли, идеи. Сделанная работа может быть индивидуальным продуктом или продуктом целой группы.
Этот метод можно использовать при введении в новую тему, при повторении, систематизации и контроле материала.
Задание 5.Метод «Мозговой штурм»
6кл. – модуль «День за днем», урок «Жизнь подростков в Великобритании». Слайды презентации.What do you think will be the theme of our lesson? Объявляется тема урока.
Цель задания: научить обозначить главные проблемы в данной теме, находить возможные способы решения этой проблемы.
Когда обсуждают выявленные проблемы, для выбора главной проблемы можно составить маркировочную таблицу K/W/L (знаю – хочу узнать - узнал)
Продолжают заполнять таблицу при поисково-просмотровом чтении.
Учащиеся называют все, что они знают по данной проблеме, все идеи принимаются.
Затем учащиеся творчески работают в группе: составляется кластеры (Cluster – Method - гроздь) – «Жизнь подростков в Великобритании» и «Жизнь подростков в России»; учащиеся отмечают сходство и находят отличия в жизни подростков двух стран.
Составляют Синквейн.
Задание 6. (к любой теме). Метод эвристического наблюдения. Метод рецензии.
Прокомментировать просмотренный видеоролик или мультфильм.
Цель: формирование творческого и критического мышления.
Задание 7.Метод символического видения. Метод сравнения.
5кл. - модуль «Моя семья» - описание членов семьи, их занятий.
Задание 8. Метод эвристических вопросов.
а)5 кл. – модуль «Дома», урок «Моя комната». Чтобы ученику узнать что-либо об объекте (например, расположение мебели в комнате), он должен задать семь ключевых вопросов: Кто? Что? Где? Зачем? Когда? Как?
б) Представь, что к вам приезжает двоюродный брат (сестра). В какой комнате вы его поселите и почему?
Цель задания: учащиеся получают возможность высказать свое мнение, приводя аргументы.
Задание 9.Метод исключения лишнего. Метод сравнения.
В разделе «Progress check» есть задания такого рода. Их цель – формирование критического мышления.
Задание 10. (5кл – модуль «Животные») Метод вживания. Метод эвристических вопросов.
Вы знаете язык животных. Задайте вопросы своим домашним питомцам.
Цель заданий: формирование творческого мышления, закрепление изученного лексического материала, научить задавать содержательные вопросы.
Использование технологии «Вариант» в 6 классе по теме «Еда»
Характеристика обучающихся: в классе обучаются разные категории школьников: имеющие положительную, среднюю и низкую мотивацию к обучению и интерес к английскому языку.
Сценарий урока.
Класс делится на четыре подгруппы по 3 – 4 человека в каждой. Каждая группа разрабатывает меню на завтрак, обед и ужин и обосновывает свой выбор. Группа представляет свое меню, делает кластер. Учащиеся других групп комментируют работу одноклассников.
На занятии проводится работа с мыслительным инструментом P.M.I. – Плюс. Минус. Интересно. Продолжительность занятия составляет 40 минут.
Задание для обучающихся.
Скажите, что обычно мы едим на завтрак, обед и ужин. Какие продукты мы используем? Учащиеся получают карточки-картинки с изображением еды
Предполагаемые ответы по выделению минусов
В меню на завтрак нет каши.
Очень мало молочных продуктов.
Овощи невкусные.
Необходимо добавить рыбу и больше фруктов.
Мало десертов.
Много вредных продуктов.
Предполагаемые ответы по выделению плюсов
Овощи и фрукты полезны, мы активно добавляем их в меню
Молочные продукты разнообразны и вкусны.
Вареный картофель полезнее, чем жареный
.
Сладкие блюда повышают настроение.
Дети растут, им полезно есть мясо.
Предполагаемые интересные моменты
дети вспоминают, что каша очень полезна;
высказывают мнение о пословице «Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, а ужин отдай врагу»;
обосновывают свое мнение о вредности газированных напитков
Выводы
Дети делают вывод, что еда бывает здоровая и нездоровая. Мы можем питаться правильно, чтобы быть здоровыми и стройными. Завтракать надо обязательно, даже если ты торопишься в школу. Жареная еда вредная. Вредно для зубов есть много сладкого.
Домашнее задание
Творческая работа – рецепт блюда, который любим в твоей семье.