Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Современные технологии в обучении детей составлению творческих рассказов по картине» | Перегудова Дарья Андреевна. Работа №347067

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности:

пересказ литературных произведений,

составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы,

создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения.

сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Рассказ по картине – одно из сложных заданий для детей дошкольного возраста. В соответствии с программой занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах. Но если дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога, то в старшей и подготовительной к школе группах основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.

Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов по картине, на основании этого педагоги ставят перед собой цель:

применяя разнообразные методы и приемы, добиться от детей творческого подхода к рассматриванию картины, используя в речи сложные предложения.

«Современные технологии в обучении детей составлению творческих рассказов по картине»

Актуальность:

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности:

пересказ литературных произведений,

составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы,

создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения.

сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Рассказ по картине – одно из сложных заданий для детей дошкольного возраста. В соответствии с программой занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах. Но если дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога, то в старшей и подготовительной к школе группах основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.

Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов по картине, на основании этого педагоги ставят перед собой цель:

применяя разнообразные методы и приемы, добиться от детей творческого подхода к рассматриванию картины, используя в речи сложные предложения.

Задачи:

1. Вовлечь детей в совместную деятельность через включение в самостоятельное познание окружающего мира.

2. Развитие психических процессов: мышление, внимание, память, речь; формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Формировать умение связно, последовательно описывать изображенное; активизировать и расширять словарный запас;

4. Поощрять умения целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные суждения об их рассказах.

5. Целенаправленно отрабатывать мыслительные операции по анализу картины как целостной системы и изображенных на ней отдельных объектов.

6. Воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам, учить правильно, понимать их содержание.

Соблюдая требования к организации работы с картиной.

-Работу по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить со 2 младшей группы.

-При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем меньше дети, тем меньше объектов.

- После первой игры картина остаётся в группе на всё время занятий с ней.

-Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы дети прошли через каждую игру с данной картиной.

-Итогом считается развёрнутый рассказ ребёнка, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приёмов. Педагог способен решить поставленные задачи.

Ребенок дошкольного возраста любит рассматривать картины и рассказывает о них живо и заинтересованно. Велико его желание поделиться своими впечатлениями с окружающими о том, что он видит.

Рассматривая картину, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком».

Таким образом, рассматривание картины побуждает ребенка к речевой активности, обусловливает тему и содержание рассказов, их нравственную направленность.

В обучении детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов.

В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя.

В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.

Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью педагога составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.

Нельзя не отметить, что в практике детских садов проведение занятий по обучению рассказыванию по картине вызывает значительные трудности. В основном это вызвано ошибками, которые допускают воспитатели в методике проведения таких занятий.

Например, из-за отсутствия вводной беседы дети оказываются неподготовленными к восприятию картины. Порою при рассматривании картины педагог не выделяет в ней с самого начала то, что является существенно важным и в то же время эмоционально привлекательным.

Особо необходимо остановиться на вопросе о речи педагога: она должна быть четкой, лаконичной, выразительной, так как произведение живописи, воздействуя на детей наглядными и красочными образами, требует, чтобы о нем говорили образно, эмоционально.

Одним из основных методических приемов являются вопросы педагога. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним-двумя словами. (Развернутый ответ может состоять из нескольких предложений.) Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков. Надо иметь в виду, что непринужденные, свободные высказывания позволяют детям живее выразить впечатления от увиденного, поэтому при рассматривании картин следует устранять все, что повлечет за собой скованность детских высказываний, снизит эмоциональную непосредственность речевых проявлений.

Для того чтобы занятие по рассказыванию проходило успешно, за два-три дня до него организуется занятие по рассматриванию картины. Такое сочетание занятий имеет место в основном в первом полугодии, когда дети приобретают первоначальный опыт самостоятельного составления рассказов по картинам. Это оживляет впечатления, полученные ими ранее, активизирует речь. Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Педагог проводит краткую беседу, в которой касается основных моментов сюжета.

При оценке рассказов педагог отмечает их соответствие содержанию картины; полноту и точность передачи увиденного, живую, образную речь; умение последовательно, логически переходить от одной части рассказа к другой и т. д. Он также поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей. Поощряется умение целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные суждения об их рассказах. Для полноты восприятия используются разные технологии:

Технология «Вхождение в картину» направлена на развитие речи и эстетического чувства дошкольников, формирования коммуникативной компетентности, а также формирования произвольного внимания, деятельности наблюдения и коллективной деятельности. Технология «Вхождение в картину «ориентирована на принцип развивающего образования, учитывает возрастные особенности дошкольников, обеспечивает единство целей и задач, строится с учётом принципа интеграции всех образовательных областей. Но самое главное – имеет оптимальную нагрузку. Сюжет любого занятия построен так, чтобы помогать ребёнку мотивационно и содержательно включаться в работу с текстом в качестве активного участника, проходящих в нём событий.

Технология «Вхождение в картину» описана в комплекте «Предшкола нового поколения» – это комплект взаимосвязанных учебно-методических пособий, цель которых подготовка ребенка к школе. Использование инструментов, в ходе занятий, позволяет ребёнку: практически осваивать пространство картины; воспитателю: контролировать процесс формирования универсальных учебных действий. В свете видения ФГОС ДОУ, для нас приобретает особое значение. На этапе дошкольной подготовки - это будет способствовать успешной адаптации и обучению в начальной школе.

Правила вхождения в картину:

1. Заходить в картину нужно не там, где вздумается! Надо искать подходящее место. Чаще всего художник сам подсказывает: либо солнечную полянку, тропинку нарисует, либо веточку положит, либо красивый дом изобразит на переднем плане или еще как-нибудь. А если нет ни тропинки, ни веточки, тогда что-нибудь другое искать, каждый раз надо думать! ( на картине Саврасов «Грачи прилетели много таких мест дети выбрали дом из которого идет дым, значит там живет кто-то)

2. Ходить внутри картины нужно не там где хочешь, а там только где художник разрешает! Нужно включать всю свою наблюдательность и ходить осторожно. И не нарушать жизнь местных жителей.

3. Но есть еще одно правило: попасть в картину вдвоем или втроем «не просто»! Нужно быть «РЯДОМ», т.е. думать и чувствовать в одном направлении!

Попав в картину мы используем все органы чувств ребенка(зрение, слух, обоняние) Что услышали? Что увидели? Что мы почувствовали? «Я слышу, как …»«Я чувствую запах…»«Когда я трогаю руками…». Какое настроение у вас вызывает эта картина? Почему? Как вы относитесь к главному герою(объекту) картины?

Детям очень нравится эта технология, так как она позволяет проявить фантазию, высказать личное отношение к тому или иному объекту, проявить наблюдательность и т.д. Выход из картины так же не менее важен. Побывав в картине дети должны высказать свое отношение к работе художника в целом, что понравилось? Что удивило? Что бы вы добавили, изменили в картине? Почему?

Продолжить работу над этой же картиной можно с помощью методики  «Рассказ от имени героя»

- Сейчас мы с вами попробуем рассказать об этой картине с точки зрения  любого героя. Например березы, птицы, облачка и т.д.

«Я — берёза. Расту на опушке леса. Земля тут мягкая. Мои корни берут из нее воду и всякие нужные мне вещества

С помощью денных методов и приемов (музыкальное сопровождение, чтение стихов, ИКТ технологии) можно добиться хороших результатов не только в речевой деятельности детей но и в коммуникативной т.к данная работа сближает детей, позволяет им почувствовать свою значимость в коллективе.

Давайте рассмотрим еще некоторые игровые приемы обучения творческому рассказыванию на примере картины 

«Подзорная труба». Через подзорную трубу нужно посмотреть на картину, увидеть и назвать только один предмет. Для этой игры нам нужен альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы. Каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект по окончанию определения состава картины необходимо подвести итог: быстро перечислить все названное;

«Кружок  в котором живёт…».

А сейчас посмотрите на картину и вы поможете мне вспомнить, что на ней нарисовано. А для того, чтобы вам не забыть никого, я буду рисовать те предметы, которые вы назовёте.

«Ищу родственников».

Хорошо, когда все вокруг дружат друг с другом. Я прошу вас подружить те предметы, которые живут на картине. ( По мере нахождения связей между объектами чертятся мини-соединения).

«Живые картинки».

Наша картина сейчас оживёт здесь на коврике. А мы будем изображать предметы, которые нарисованы на картине.

Кто будет снеговиком? Где стоит снеговик?

-В центре.

Где стоит девочка?

Справа от снеговика. И т.д.

А теперь 1,2,3 картина оживи.

Волшебник «Я только слышу».

Закройте на минуту глаза, представьте, что вы попали в то, что здесь изображено. Послушайте внимательно, что вы слышите?

Волшебник «Я только вижу и ощущаю руками». 

А сейчас мы будем учиться ощущать картину. 

Снег мягкий, пушистый, мокрый, холодный, лёгкий ит.д.

Волшебник «Я только нюхаю».

Представьте, что мы с вами  в парке.

Я чувствую запах смолы, хвои, дует свежий ветерок.

Проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой, если педагог, предъявляя детям новую картину, целенаправленно отрабатывает с ними мыслительные операции по анализу картины как целостной системы и изображенных на ней отдельных объектов. Приемы обучения рассказыванию многообразны, методика их использования зависит от этапа обучения, от уровня умений детей, степени их активности и самостоятельности. Таким образом, при формировании речевых навыков у детей очень важно развить творческие и мыслительные способности детей, углубить знания об окружающем мире, развить в детях желание творить, изменяя мир к лучшему. Выполнение этих задач возможно через ознакомление детей с искусством, художественной литературой, которые положительно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Поощряется умение целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные суждения об их рассказах.

 

 

Используемая литература:

Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2008. - с.27-43.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1985. - 160 с.

Бородич А. М. Методика развития речи у детей / А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 2006. - С. 49.

Выгодский Л.И. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д.Б.Элькомин. Психология игры. - М.: Просвещение, 2009. - 398 с.

Выготский Л.С. “Воображение и творчество в детском возрасте” - М.Просвещение, 1991г. - 210 с.

Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса / А. Н. Гвоздев. - М.: КомКнига, 2006. - 320 с.

Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе детского сада / В. В. Гербова. - М.: Просвещение, 2009. - С. 40.

Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2010. - N 1. - с. 18-23.

Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок//журнал дошкольное воспитание. 1998. № 2. - с.18-21

Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 9. - с. 28-34.

Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2008. - 107 с.

Карпова С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет / С. И. Карпова. - СПб.: Речь, 2007. - С. 86.

Киселева, О.И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству / О. И. Киселева. - Томск : Изд. ТГПУ, 2006. - 84 с.

Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. / Короткова Э.П. - М.: Просвещение, 1982.

Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М.:Педагогика, 1974. - 256с.

Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 9. - с. 49-55.

Седов К. Ф. «Речь и мышление» в отечественной психологии / Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин // Научно-методический журнал Мир Психологии. - 2009. - № 1. - С. 4-10.

Ушакова О.С. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин / О. С. Ушакова, Е. А. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 12. - С. 3-5.

Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2010. - 147 с.

Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2012. - N 11. - с. 8-12.

Чемортан, С.М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников. / Чемортан, С.М. - Кишинёв, 1986.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×