Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Современные технологии в преподавании биологии | Наталья Михайловна Евгеньева. Работа №343366

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Новое качество образования - это ориентация не только на усвоение учащимся определенного объема знаний, но и на развитие его личности, познавательных и творческих способностей, что влечет за собой пересмотр содержания, форм, методов и средств обучения.

В наши дни все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению себя не оправдывает, учащиеся в основном способны только воспроизводить знания, переданные им преподавателем, и не способны внедрять их в практическую жизнь. Обучение является эффективным и дает хорошие результаты, если учащиеся открыты и активно вовлечены во взаимоотношения и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса; они получают возможность анализировать свою деятельность и реализовывать собственный потенциал.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ

Новое качество образования - это ориентация не только на усвоение учащимся определенного объема знаний, но и на развитие его личности, познавательных и творческих способностей, что влечет за собой пересмотр содержания, форм, методов и средств обучения.

В наши дни все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению себя не оправдывает, учащиеся в основном способны только воспроизводить знания, переданные им преподавателем, и не способны внедрять их в практическую жизнь. Обучение является эффективным и дает хорошие результаты, если учащиеся открыты и активно вовлечены во взаимоотношения и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса; они получают возможность анализировать свою деятельность и реализовывать собственный потенциал.

Все эти требования выполняются при использовании интерактивного обучения, основанного на диалоге, сотрудничестве и кооперации всех субъектов образовательного процесса.

Продуктивный  урок должен формировать не только глубокие и прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания. Наилучшие результаты при решении этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции учащихся в учебном процессе.

              Урок остается основной организационной формой обучения и выполняет определенные функции: образовательную, воспитательную, развивающую. В настоящее время все большее значение приобретают его самообразовательная и стимулирующая функции. Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса.

             

              Групповая работа как форма коллективной учебной деятельности является способом организации совместных усилий учащихся по решению поставленной на уроке учебно-познавательной задачи.

              Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей - создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

              Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

              Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.

  Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д. Групповая работа на занятии стимулирует согласованное взаимодействие между обучающимися, отношения взаимоответственности и сотрудничества, позволяет формировать коммуникативные компетенции.

На уроках биологии технология интерактивного обучения является одной из наиболее подходящих для организации познавательной деятельности и повышения мотивации обучающихся на уроке, так как достаточное количество тем по предмету подходят для самостоятельного изучения. Имеются темы не несущие в себе сложные термины, учащиеся могут опираться на личный жизненный опыт каждого школьника Биология является больше устным предметом, поэтому важное значение имеет умение обучающегося логично, грамотно излагать материал. Данная технология обучения позволяет отработать у обучающихся навык монологического выступления, диалогической речи, способствует формированию коммуникативных компетенций.

Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока, многие из них универсальны, хорошо подходят для изучения материала по многим предметам. Применение интерактивных форм обучения позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения, они сами делают свой выбор, проявляют инициативу. Интерактивные технологии создают комфортные условия обучения, за которые каждый ученик ощущает свою успеваемость и интеллектуальную возможность, что и делает продуктивным сам процесс обучения. Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.

К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:

   «Мозговой штурм» (атака) 

   Ролевая игра

   Игровые упражнения

   Разработка проекта

   Решение ситуационных задач

   Дискуссия группы экспертов

   Интервью

   Инсценировка

   Проигрывание ситуаций

   Выступление в роли обучающего

   Обсуждение сюжетных рисунков

   Работа в парах.                   

  Работа в малых группах.

  Незаконченное предложение.

  Дискуссия.               

  Дебаты

  Диалог, полилог

  Решение проблемных ситуаций

  Анализ ситуаций морального выбора

  Дидактические игры

  Ролевые игры

  Драматизация

  Организационно-деятельностные игры

 

              Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на уроках или на собственном  опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.  Эта проблема должна быть актуальной, интересной и значимой для учащихся.

              Совместная деятельность учащихся эффективна не только для уроков формирования знаний или умений, не менее эффективно применение групповых форм для повторительно – обобщающих уроков. Изученный материал дает обширную информацию для повторного анализа, уточнений, систематизации, выводов по теме. Используются формы групповой работы: уроки-конференции, биологический бой, уроки-консультации.  Наиболее сложная, но зато и наиболее эффективная форма на этом этапе изучения темы - дискуссия.

              По окончании работы в группах во многих случаях необходима организация межгруппового общения (с целью выяснения общей картины, построения системы, обобщения, обеспечение возможности для рефлексии и взаимооценки). Это - дополнительная возможность организовать обучение общению (культура речи, логика, искусство спора и т.д.).

              Таким образом, использование интерактивных методов многое дает участникам образовательного процесса:

для каждого ученика:

-  осознание включенности в общую работу;

-  развитие ребенка как личности;

 - становление активной позиции в учебной (и иной) деятельности.

учебной группе:

 - развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

 -  принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

 - поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации.

классу:

 - формирование классного коллектива;

 - повышение познавательной активности класса.

Таким образом, технология интерактивного обучения – это, несомненно, интересное, творческое и перспективное направление в методике преподавания.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

             1.     Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 2005. – 208 с.

             2.     Молодан Е. О. Использование интерактивных методов обучения как средство формирования познавательной активности учащихся. – Минск, 2009. – 65 с.

             3.     Коростелева Н.М. Активные методы обучения // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: URL: http://festival.1september.ru/

             4.     Шелунц О.А. Активные методы обучения, используемые при обучении учащихся начальных классов // Социальная сеть работников  образования: URL:  http://nsportal.ru/

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×