Современные технологии в развитии познавательнпой активности дошкольников | Юлия Васильевна Кокорина. Работа №323028
Современные технологии ориентированы на развитие активности ребёнка и формируют умения взаимодействовать, представлять и прогнозировать собственную позицию, получать результат, овладевать социальными навыками и формами поведения. А все эти качества - основа готовности дошкольников к современной жизни.
Этими условиями, на мой взгляд, могут стать использование современных образовательных технологий и процесс обучения в основе которого лежит интерактивное обучение. Основная идея опыта:использование современных образовательных технологий и интерактивного обучения при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольника.
Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника
Содержание опыта
Цель: оптимизация образовательного процесса познавательного развития дошкольника через использование современных образовательных технологий и интерактивного обучения.
Основные задачи: 1. Отбор оптимальных методов педагогического воздействия на познавательное развитие дошкольников. 2. Адаптация методов с целью формирования познавательно-исследовательских навыков. 3. Организация педагогического опыта по внедрению современных образовательных технологий и интегративного обучения. 4. Создание педагогического мониторинга для изучения уровня познавательных процессов у детей дошкольного возраста.
Актуальность
Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения. Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков и др. Важно отметить, что в педагогике особую роль познавательного развития детей признавал еще Я.А. Коменский. В основу своей книги «Материнская школа» он положил принцип энциклопедичности знаний: признавал право ребенка воспринимать мир целостно, а не ограничивать познание ребенка какими-либо отдельными сторонами действительности. Как утверждает Я.А. Коменский, знания ребенка должны быть разнообразными: о природе, о труде, о небесных светилах, об экономике и др. В целом такие педагоги прошлого, как Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательное развитие как естественное стремление детей к познанию. Также многие авторы отмечают, что отношение к учебным предметам дифференцируется к моменту перехода детей в школу или в первые годы учебы. Практика школ и психолого-педагогические исследования убедительно доказывают, что одна из главных причин негативного отношения учащихся начальных классов к учению и низкой успеваемости слабое развитие познавательных интересов или их отсутствие. Экспериментальные данные Л.И. Божович, Л.А. Венгера, Н.Г. Морозовой свидетельствуют, что наличие устойчивых познавательных интересов один из показателей готовности ребенка к школьному обучению. ФГОС ДО трактует познавательное развитие, как образовательную область, основная цель которой заключается в развитии познавательных интересов и познавательных способностей дошкольников. Такое понимание сущности данной образовательной области предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относят: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса и развитие познавательной активности.
В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия». Познавательные интересы - это стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения. Главным образом, это становится очевидным по количеству и качеству вопросов, которые задают дети. Познавательные действия - это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора. Кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, это все исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребенок сам добывает нужные ему сведения о мире. Познавательное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности. Наиболее эффективной формой и методом развития умственных способностей дошкольника является наглядное моделирование.
В сюжетно-ролевой игре, в рисунках, в конструировании они моделируют жизнь окружающих людей, содержание литературных произведений, взаимоотношения между предметами, понятиями. Следует отметить, что Федеральный государственный образовательный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования (ФГОС пункт 2 ). Во втором разделе ФГОС (требования к структуре образовательной программы и ее объему) определяется, в числе других образовательных областей, содержание познавательного развития: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Формирование познавательных действий, становление сознания. Развитие воображения и творческой активности. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях). Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. В настоящее время идет активный поиск современных методов и приемов, которые могли бы эффективно решить задачи ФГОС и подготовить ребенка к жизни в будущем, к неизвестной нам жизни. Ребенок должен знать и уметь находить новую информацию, обрабатывать ее, и применять в жизни.
Возникает вопрос: каким образом строить образовательный процесс сегодня в нашем детском саду? Что реально можно изменить в системе образования детей, начиная с 3 летнего возраста. Некоторые ответы на этот вопрос дают педагогические направления: интерактивное обучение; информационно-коммуникационные технологии; методы ОТСМ-ТРИЗ-педагогики; метод проектов. Поиск новых методов обучения дошкольников привел к созданию педагогических условий для познавательного, коммуникативного, речевого развития дошкольников. Этими условиями, на мой взгляд, могут стать использование современных образовательных технологий и процесс обучения, в основе которого лежит интерактивное обучение. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все воспитанники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность дошкольников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет детям не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Воспитательные возможности интерактивных форм работы очень значительны. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между обучаемыми, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку дошкольников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Таким образом, организация познавательной деятельности детей в форме интерактивного обучения позволяет решать такие задачи, как: развивать мыслительные процессы дошкольников (анализ, синтез и т.д.); развивать способности решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; развивать речевую активность детей; развивать коммуникативные умения и навыки; формировать мотивационную готовность к межличностному взаимодействию дошкольников; формировать способность принимать нравственные нормы и правила при работе в команде. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность дошкольников в учебно-игровое взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Одна из форм интерактивного обучения, это способ сбора, обработки и сохранения информации так называемые «Лэпбуки». Мы называем их «умные книжки самоделки». Лэпбук - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лепбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволяет быстро освежить в памяти пройденные темы. Преимущество «Лепбука»: он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых Лэпбук хорошо подойдет для занятий в разновозрастных группах. Можно выбрать задания под силу каждому. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. Содержание лэпбука зависит от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной лексической теме. Работая над определённой темой, мы стараемся затронуть все образовательные области, поэтому содержание каждого лепбука отражает материал по всем пяти направлениям. Небольшой мой опыт работы в такой форме показывает, что интерес не только детей, но и родителей к непосредственно-образовательной деятельности возрастает. Совместная деятельность по наполняемости материала, оформлению содержания даёт положительные результаты во всех направлениях. Лепбук хорошая форма, позволяющая привлечь родительское сообщество к совместному сотрудничеству детей и взрослых и включению вторых в образовательный процесс. В нашей группе создана копилка «умных книжек самоделок», это и индивидуальные, созданные родителями и детьми лэпбуки, и групповые.
Согласно требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.
Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса. Использование компьютерных технологий помогает: - привлекать пассивных детей к активной деятельности; - делать НОД более наглядными, интенсивными; - активизировать познавательный интерес; - активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.); - реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности. Целесообразность использования информационных технологий в развитии дошкольников подтверждают и работы зарубежных и отечественных исследователей. Например, педагоги Г.А. Репина и Л.А. Парамонова высказывают мнение, что использование компьютерных средств в ДОУ позволяет развивать психофизиологические функции, обеспечивающие готовность ребёнка к обучению в школе (мелкая моторика, оптикопространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.
Основными формами использования ИКТ в моей практике являются:
- Оформление групповой документации (списки детей, диагностика развития, планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов).
- Подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к совместной образовательной деятельности, оформление стендов, групп, кабинетов.
- Создание презентаций в программе Microsoft РowerРoint в различных образовательных областях.
Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям. Для большей эффективности презентации строю с учетом программы детского сада и возрастных особенностей дошкольников, в них включаю занимательные вопросы, анимационные картинки, игры, просмотр познавательных мультфильмов. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.
- Создание персонального сайта для более тесного сотрудничества с коллегами и родителями. На сайте предоставлена возможность следить за жизнью группы, получать информацию в форме педагогических советов, а также сайт позволяет лучше узнать меня как педагога (мои интересы, педагогические взгляды). Это очень актуально в настоящее время: не всегда родители могут сами приводить ребенка в детский сад, забирают детей обычно с прогулки, часто родители торопятся и не успевают прочитать информацию в группе. А дома вместе с ребенком всегда интересно заглянуть на сайт, посмотреть вместе новые фотографии, выслушать сообщение ребенка о прошедших событиях.
- Использование сети интернет в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса. Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное образование. Информационные технологии значительно расширяют возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно способствует повышению качества образовательного процесса.
Я выявляю следующие преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:
1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала.
2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат своих действий, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления.
3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков работы с ними позволяет педагогу намного эффективнее выполнять поставленные задачи.
4. Использование ИКТ значительно повысило культуру труда педагога; способствует изменению имиджа как педагогов, так и ДОУ в целом; повысило качество проводимых организационно-методических мероприятий, а также качество предоставляемых сопроводительных материалов; мотивировало и стимулировало познавательную и творческую активность педагогов и детей; расширило возможности для самореализации.
«ОТСМ-ТРИЗ-педагогика педагогическое направление, которое раскрывает сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения и основано на теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и общей теории сильного мышления (ОТСМ).
Наработанные технологии нелинейного обучения по применению моделей и правил ОТСМ - ТРИЗ, обеспечивают достаточно высокий уровень формирования исследовательских умений у обучающихся, развития у них самостоятельности в познавательной деятельности». (Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. Педагогика и психология: Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов. М.: Гардарики, 2001) Исходя из более чем 15 летнего опыта использования в практике детских садов России общей теории сильного мышления (ОТСМ) и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), педагогические коллективы экспериментальных МДОУ считают оптимальными средствами педагогического воздействия на развитие познавательных способностей дошкольников, работу с проблемными ситуациями и с творческими задачами. Именно технологии работы с проблемными ситуациями способствуют социализации детей. Считаем необходимым создание педагогической среды, в которой формируются навыки работы с разного рода проблемами, навыки сбора и обработки информации, проведения мысленных экспериментов, необходимые для анализа проблем и синтеза решений (решение проблем коммуникации с другими людьми в процессе совместной деятельности).
Начало моей работы в данном направлении было с простых игр и упражнений: "На что похожи?", "Волшебные картинки". Анализируя детские работы, было видно, что знакомые уже детям геометрические фигуры они видят по-разному (квадрат мог стать домом, вагончиком). Кроме того, по-разному дети объясняют результаты своей деятельности. Любой ответ считали правильным, принимали и признавали. Дети, даже те, которые раньше были замкнутыми, почувствовали уверенность в себе, желание проявить себя еще где-то. Затем для детей была приготовлена волшебная копилка, в которой они в повседневной деятельности могли найти образцы или чистые листы с половиной изображения. У них стала проявляться творческая смекалка. Следующим этапом внедрения ОТСМ-ТРИЗ стало знакомство детей с играми "Хорошо-плохо", "Наоборот". Такие игры использовались в работе с детьми, начиная со среднего возраста. В них дети учились находить множество противоположных значений у предметов и явлений. Рассматривая объекты или явления, предусмотренные тематикой занятия, много неожиданных заключений было услышано от детей. В познавательных занятиях этического содержания использовали игру "Наоборот". Всестороннему знакомству с различными предметами помог «системный оператор». Начали с простейших предметов, которые находились вокруг детей и интересовали их. Этот оператор помог нам дать необходимый объем знаний в последовательности: от простого к сложному. Например, в подготовительной группе мы с детьми уже рассматриваем явления природы и окружающей жизни (зима, прилет птиц и другие), социальные структуры (семья, детский сад), что очень помогает в познавательных занятиях исследовательского цикла. На этом этапе дети учатся не только находить и разрешать противоречия, но и видеть мир во взаимосвязи его компонентов. Отправляясь с детьми в "Мир загадок" мы продолжали развивать творческое воображение: предлагалось детям рассмотреть части различных предметов, функции предметов, противоречия, составляли таблицы и придумывали свои неординарные, индивидуальные загадки. На занятиях по теме "По дороге сказок" дети не только воспроизводили содержание сказок, но и высказывали свое отношение к их героям, перемешивая и соединяя вместе добрых и злых героев в разных ситуациях. Знания и умения, полученные детьми на занятиях с методами ОТСМ- ТРИЗ помогают им в других видах деятельности, в решении, казалось бы неразрешимых вопросов и проблем. Работа с дошкольниками по технологии ОТСМ-ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по основной общеобразовательной программе ДОУ, дополняет ее с получением большей эффективности в результатах.
Одним из перспективных методов, способствующих развитию познавательной активности, является метод проектной деятельности, который развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, практические умения, а также является уникальным способом сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Именно проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, помогает заинтересовать его, увлечь его в эту деятельность. Данная технология позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, даёт возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей, помогает осваивать воспитанникам окружающую действительность.
Осуществляя проектно-исследовательскую деятельность в рамках работы ДОУ, выделяю следующие этапы разработки и проведения проекта: Постановка цели, исходя из потребностей и интересов детей. Вовлечение детей в решение проблемы (обозначение «детской цели»). Составление плана достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей. Обсуждение плана с семьями воспитанников. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск). Сбор информации, материала по проекту совместно с родителями и детьми. Проведение экспериментов, занятий, игр, наблюдений мероприятий основной части проекта. Домашние задания детям и родителям выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации). Организация презентаций проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН, выставки работ, мультимедийные презентации). Важнейшим видом поисковой деятельности является экспериментирование. Детское экспериментирование - это особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н. Н. Поддьяков) При работе над проектом считаю необходимым научить детей основам самостоятельной мыслительной деятельности. С этой целью использую специальные игры и упражнения, разработанные А. И. Савенковым, Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной. Работу над проектом строю в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Совместно обсудив план - проект и нацелившись на дальнейшую работу, родители становятся активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. Вместе с детьми они принимают участие в изготовлении умных книжек-самоделок, плакатов, коллажей, выпуске газет, создании мультимедийных презентаций. С их помощью центр экспериментирования в группе пополняется новыми материалами и оборудованием, познавательной литературой для детей. Выстраивание отношений с родителями по принципам взаимосвязи, взаимодополнения, позволяет создать максимальные условия для личностного роста и развития детей. Таким образом, использование метода проектов в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации стараюсь убедить родителей в необходимости повседневного внимания к развитию познавательной активности детей. Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Используя познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной активности. Знакомство ребёнка с различными явлениями служит не только средством накопления впечатлений об окружающем мире, но и выступает как инструмент развития его умственной деятельности.
Применение современных образовательных технологий и интерактивного обучения дает положительную динамику роста уровня познавательного развития воспитанников, которую я прослеживаю при проведении мониторинга. Это исследование по определенному набору методик, по наблюдению деятельности ребенка на занятии, в свободной деятельности, в игре дало возможность проанализировать результаты диагностирования как в целом по детскому коллективу, так и по личности каждого ребенка. Результаты мониторинга дают основания утверждать о правильности выбранных форм и методов работы с детьми. Высокий уровень развития интеллекта согласно возрастным требованиям увеличился.
Результативность опыта подтверждается тем, что:
- значительно возрос уровень познавательного развития у воспитанников;
- формируется познавательный интерес к новым видам деятельности; - развиваются память, логическое и творческое мышление, внимание и способность концентрации внимания на том или ином виде деятельности;
- воспитывается желание самостоятельно усваивать знания и использовать их на практике. - повышается способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели.
Таким образом, применяя современные образовательные технологии и интерактивное обучение с целью развития познавательной активности дошкольников, при тесном сотрудничестве с родителями можно добиться позитивных результатов с детьми. Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальное развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности. Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.
В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».