Современные тенденции и перспективы развития дошкольного образования в условиях цифровизации | Чашкина Надежда Викторовна. Работа №345829
Аннотация. Статья посвящена современным тенденциям и перспективам развития дошкольного образования в условиях цифровизации. Рассматриваются ключевые изменения, которые произошли в образовательной среде благодаря внедрению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также влияние этих изменений на воспитание и обучение детей. Анализируются возможности и вызовы, которые цифровизация ставит перед педагогами и воспитателями. Представлены примеры успешного применения цифровых технологий в работе с дошкольниками и их потенциал для развития детей.
Ключевые слова: цифровизация, дошкольное образование, информационно-коммуникационные технологии, развитие детей, воспитание, современные тенденции.
Современные тенденции и перспективы развития дошкольного образования в условиях цифровизации
Чашкина Надежда Викторовна, воспитатель
МБДОУ «Новохопёрский Центр Развития Ребенка «Пристань детства»
Аннотация. Статья посвящена современным тенденциям и перспективам развития дошкольного образования в условиях цифровизации. Рассматриваются ключевые изменения, которые произошли в образовательной среде благодаря внедрению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также влияние этих изменений на воспитание и обучение детей. Анализируются возможности и вызовы, которые цифровизация ставит перед педагогами и воспитателями. Представлены примеры успешного применения цифровых технологий в работе с дошкольниками и их потенциал для развития детей.
Ключевые слова: цифровизация, дошкольное образование, информационно-коммуникационные технологии, развитие детей, воспитание, современные тенденции.
Цифровизация оказывает значительное влияние на все сферы жизни, включая систему образования. Дошкольное образование также не остается в стороне от этого процесса. Введение информационно-коммуникационных технологий в повседневную практику детских садов ставит перед воспитателями новые задачи и открывает новые возможности для воспитания и обучения детей. Основная цель этих изменений — не заменить традиционные формы взаимодействия, а дополнить их, обогащая образовательный процесс новыми методами, повышая интерес детей к обучению и развивая их цифровую грамотность с ранних лет.
Одной из ключевых тенденций в дошкольном образовании в условиях цифровизации является внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс. Это включает использование планшетов, интерактивных досок, обучающих приложений и игр, которые помогают детям развивать когнитивные, речевые и моторные навыки. Примером такого подхода может служить использование приложения для изучения букв и звуков, где дети в игровой форме учатся различать звуки, сопоставлять их с буквами и составлять простые слова. Подобные технологии позволяют сделать процесс обучения увлекательным и доступным для ребенка, особенно с учетом возраста и уровня подготовки.
Важной особенностью цифровизации дошкольного образования является также развитие навыков самостоятельности у детей. Использование интерактивных программ позволяет детям самостоятельно выбирать темп и сложность заданий, что помогает им учиться принимать решения и не бояться ошибаться. Например, программа, направленная на развитие логического мышления, предлагает детям решить серию головоломок разной сложности. При этом дети могут самостоятельно выбрать уровень сложности, что способствует их уверенности в своих силах и развивает умение принимать решения.
Одним из важных аспектов цифровизации является повышение компетентности педагогов в области использования цифровых технологий. Воспитатели должны уметь не только использовать ИКТ в своей работе, но и интегрировать их в образовательный процесс таким образом, чтобы технологии не заменяли традиционное взаимодействие с детьми, а лишь дополняли его. Например, использование интерактивных презентаций на занятиях по окружающему миру позволяет визуализировать сложные понятия, такие как цикл жизни растений или климатические явления, делая их более доступными для понимания дошкольников.
Цифровизация также предоставляет новые возможности для взаимодействия с родителями. Современные платформы позволяют воспитателям и родителям обмениваться информацией о ходе образовательного процесса, отслеживать успехи детей, а также получать рекомендации по дополнительным занятиям. Например, родители могут получать уведомления о прогрессе ребенка через специальное приложение, а также участвовать в обсуждении индивидуальных планов развития. Это помогает создать более тесную связь между семьей и детским садом, что является важным фактором успешного воспитания.
Однако, несмотря на все преимущества цифровизации, важно учитывать и вызовы, которые она ставит перед педагогами и воспитателями. Одним из таких вызовов является необходимость грамотного дозирования использования цифровых технологий. Важно помнить, что дети дошкольного возраста нуждаются в активной физической деятельности и живом общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому цифровые технологии должны использоваться не как основное средство обучения, а как один из инструментов, который помогает сделать образовательный процесс более разнообразным и увлекательным.
Примером успешного сочетания цифровых и традиционных методов работы может служить интерактивная игра, направленная на развитие мелкой моторики. В процессе выполнения заданий на планшете, дети одновременно участвуют в ручных упражнениях, таких как лепка из пластилина или рисование, что позволяет развивать и моторные навыки, и когнитивные способности. Такое комплексное развитие особенно важно на этапе дошкольного возраста, когда дети активно исследуют мир и учатся через взаимодействие с окружающей средой.
Перспективы развития дошкольного образования в условиях цифровизации включают в себя расширение использования виртуальных и дополненных реальностей для обучения детей. Эти технологии открывают новые возможности для изучения окружающего мира, которые ранее были недоступны в рамках традиционного образовательного процесса. Например, с помощью виртуальной реальности дети могут «посетить» другие страны, узнать о культуре и традициях разных народов, изучить животных, которые обитают в разных уголках планеты. Это способствует развитию у детей интереса к окружающему миру и расширению их кругозора.
Цифровизация также помогает внедрять персонализированный подход к обучению. С помощью современных программ воспитатель может адаптировать задания и упражнения под индивидуальные особенности каждого ребенка, что позволяет развивать у детей сильные стороны и уделять больше внимания тем областям, которые требуют дополнительной работы. Это особенно важно в условиях разновозрастных групп или при работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
В заключение, внедрение цифровых технологий в дошкольное образование предоставляет воспитателям новые инструменты для работы с детьми, которые позволяют сделать образовательный процесс более интересным, доступным и персонализированным. Однако важно помнить, что технологии не должны заменять живое взаимодействие с детьми, которое является основой их полноценного развития. Задача воспитателей в условиях цифровизации — находить баланс между традиционными методами работы и новыми возможностями, которые открывают современные технологии, создавая таким образом условия для всестороннего развития детей.
Список литературы
Комарова
И.И.
Будущее дошкольного образования в эпоху
цифровизации
// СДО. 2018. №8 (90). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/buduschee-doshkolnogo-obrazovaniya-v-epohu-tsifrovizatsii
(дата обращения: 03.10.2024).
Пустовойтова
О.В.
,
Шепилова
Н.А.
, Яковлева
Л.А.
, Курникова
Д.П.
Г
отовность дошкольной образовательной организации к цифровой трансформации // Концепт. 2022. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii-k-tsifrovoy-transformatsii
(дата обращения: 03.10.2024).
Пшеничных
Л. А. Цифровая образовательная среда как инструмент создания положительного имиджа дошкольной образовательной организации / Л. А. Пшеничных. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 6 (401). — С. 52-54. — URL:
https://moluch.ru/archive/401/88796/
(дата обращения: 03.10.2024).
Росткова
Т.И.
, Колесник
М.О.
П
ерспективы применения цифровых технологий в дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2023. №1 (17). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-primeneniya-tsifrovyh-tehnologiy-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii
(дата обращения: 03.10.2024).
Трофимова
Е. И. Влияние
цифровизации
на развитие личности современных детей / Е. И. Трофимова. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 34 (376). — С. 170-172. — URL:
https://moluch.ru/archive/376/83699/
(дата обращения: 03.10.2024).