Современные тенденции в преподавании | Максимова Татьяна Николаевна. Работа №340424
Современному преподавателю для успешной работы необходимо учитывать все реалии современной жизни, находить новые формы работы с учеником, не бояться экспериментировать и ошибаться. Помните – тот, кто ни разу не ошибся, не достигнет результата.
Многое зависит от активности преподавателя, его личных качеств и стремлений. Если педагог готов к восприятию инновационных форм работы и применения их в своей практике, то не имеет значения, работает он в столице или на периферии.
Современные тенденции в преподавании на р.н.и.
На современном этапе развития музыкальной педагогики в сфере обучения на народных инструментах, общие тенденции таковы, что с одной стороны наблюдается ужесточение требований к технической составляющей исполнения музыкальных произведений, расширение музыкального репертуара, а с другой – падение творческой активности учащихся на фоне снижения интереса к народным инструментам. Причины, вызвавшие такое положение мы знаем, об этом много сейчас говориться на педагогических форумах и в статьях известных педагогов, таких, как С.Лукин, Ш.Амиров, А.Горбачев и др. Так, в статье зав.кафедрой струнных народных инструментов РАМ им.Гнесиных Андрея Горбачева «к вопросу о мерах по преодолению кризиса с набором учащихся в музыкальные училища», выявляются основные факторы, негативно сказывающиеся на процессе музыкального образования и рассматриваются пути их преодоления. Поэтому, мы сейчас не будем подробно останавливаться на этих проблемах в сфере музыкального и профильного образования. Отметим лишь то обстоятельство, что кризисные явления в осуществлении набора учащихся на народные инструменты затронули не только средние и высшие учебные заведения, но и музыкальная школа, как кузница кадров, также переживает не лучшие времена. Престижу профессии за последние два десятилетия нанесен серьезный урон, поэтому родители не спешат отдавать ребенка в музыкальную школу на «не престижные» по их мнению, инструменты, такие, как домра, балалайка, фортепиано. Возникли явления, которые двадцать лет назад просто не представлялись возможными, такие, как - конкурс на вокальное отделение и ударные инструменты, при отсутствии поступающих на народные и струнные инструменты. Но повторяю, сейчас наша задача не обсуждать эти проблемы, а заострить внимание слушателей на тех тенденциях в современной педагогике, которые на наш взгляд могут принести пользу в формировании успешного и всесторонне развитого музыканта. Инновационные педагогические технологии как средство современной музыкальной педагогики. Итак, инновационные педагогические технологии. Как звучит! Красиво, правда? Модное слово «инновационный» звучит сейчас чаще, чем слово «Ленинский» в советские времена. Хотя не все мы представляем себе роль инноваций в сфере образования, а тем более в сфере музыкального образования. Ведь задача педагога - музыканта заключается не только в донесении до ученика определенных знаний и умений. Музыка - это не продукт и не товар, а сложный творческий процесс, наполненный личностью ее создателя. Между тем, создатель, то есть человек, мало изменился со времен сотворения мира. Поэтому к обучению музыке в системе музыкального профессионального образования вряд ли в полной мере относится все то, что подразумевается под словосочетанием «инновационные технологии». Но есть отдельные аспекты, позволяющие определить комплекс инноваций в сфере музыкального образования, о которых мы с вами и поговорим. Это в первую очередь – использование новых компьютерных технологий в практике обучения. Применение в работе электронных нотных редакторов, использование возможностей глобальной сети Интернет, информационные сайты и обмен опытом через электронные каналы связи, - все это элементы современного педагогического процесса, без которых сегодня невозможно работать результативно. Кроме того, сеть Интернет, это еще и эффективная возможность педагога для популяризации своего инструмента или коллектива (ансамбля, например). Вся молодежь в возрасте до 16-и лет не вылезает из Интернета. Информационные возможности его просто огромны. Необходимо создавать сайты музыкальных учебных заведений, с современным дизайном, ориентированные на молодежную аудиторию и новые тенденции в разработке интернет - ресурсов. В практике обучения в структуре общего школьного образования сейчас все большее распространение получает электронная система общения педагога – классного руководителя и родителей учеников, через электронный дневник. Сейчас я уже совершенно спокойно, сидя у домашнего компьютера, могу зайти на нужную страницу школьного дневника своего ребенка и получить самую свежую информацию не только о полученных им оценках, но и о школьных новостях, мероприятиях, и многом другом. Для родителей на сайтах музыкальных школ также должны создаваться информационные блоки, рассказывающие об истории инструментов, на которых будут обучаться их дети, дополнительная информация методического характера и пр. Второй аспект – это связь музыкальной школы с музыкальным училищем. За последние годы, в связи с уменьшением числа абитуриентов на отделении народных инструментов в музыкальных училищах, и в целом по причинам, описанным нами выше, происходит снижение взаимодействия педагогов музыкальных школ и училищ. Необходимо создать систему мер для упрочения такой связи, например: проведение мастер классов для учеников музыкальных школ с приглашением на них родителей. Роль родителей в педагогическом процессе, в их отношении к инструменту и педагогу, чрезвычайно велика, поэтому, необходимо, прежде всего, налаживать взаимодействие с ними. Необходимо использовать все возможности для популяризации исполнительства на народных инструментах, особенно того инструмента, который вы преподаете. Третий аспект – изменения в репертуарном плане исполнителей на народных инструментах. Педагогу совершенно необходимо быть в курсе событий, происходящих на конкурсах исполнителей и обращать внимание на то, как меняются от года в год конкурсные программы. Современные тенденции находят свое воплощение в развитии репертуара для народных инструментов. Сейчас, наряду с обработками народных мелодий все чаще звучат классические произведения, произведения разнообразных форм и стилей, от классики до современной музыки. Джазовые формы уже давно подвластны народным инструментам. Исполнение произведений классических форм, конечно, накладывает отпечаток на приемы игры, характер и уровень подготовленности исполнителя. Поэтому педагог в современных условиях, не должен делать ставку на исполнение только народных мелодий, а методично готовить ученика к исполнению разноплановых произведений. Четвертый аспект – применение новых форм сценического действия, так называемая театрализация выступлений музыкантов. Особенно часто применяется театрализация в выступлениях оркестровых и ансамблевых коллективов исполнителей на народных инструментах. Современному педагогу необходимо знать художественные элементы, синтезируемые из других жанров искусства, которые позволят создать наиболее яркий художественный образ на сцене. Практически во всех музыкальных стилях, кроме классики, можно найти дополнительные формы сценического действия. Это делает выступление музыкантов интересным и ярким, как для исполнителей, так и для зрителя. А детское восприятие отличается повышенной чувствительностью к игровым образам, в том числе и на сцене.Например, из моей практики работы с ансамблем р.н.и., можно заключить, что с применением сценических форм музыкальный материал усваивается быстрее и развивает творческую фантазию ребенка. Педагог – наставник или воспитатель? Музыкальная школа - это фундамент для построения личности музыканта. И во многом характер этой личности будет на долгие годы определять педагог по классу специальности. Поэтому, очень важно стать для своего ученика духовно близким, понимающим человеком. Творческий диалог педагога и ученика - вот идеальная форма проведения занятий. Особое внимание на начальных уроках должно уделяться репертуарной политике, а следовательно подбору предлагаемых произведений. Юный музыкант с самого раннего возраста должен приобщаться только к качественной музыке, основанной на лучших образцах классики и народного творчества. Разножанровость, разнохарактерность музыкальных пьес, знакомство с музыкой разных стилей, эпох, народов, способствует пониманию основ исполняемого сочинения и положительно влияет на развитие юного музыканта. Такой подход к репертуару поможет развить эрудицию и интеллект исполнителя, будет способствовать развитию творческой личности, способной к самовыражению. Помимо непосредственных занятий в школе для ребенка важна и та культурномузыкальная атмосфера, которая его окружает. И здесь на ближний план выступает роль педагога – воспитателя. Прежде всего, с самых первых занятий, необходимо наладить контакт с родителями, так как основное время ребенок проводит дома и важно, какие ценности культивируются в его семейной среде, в каких условиях он занимается, и какие приоритеты являются для него определяющими. Если усилия педагогов и желания родителей идут вразрез (бывает и такое), необходимо искать компромисс, не задевая интересы ребенка. Иначе, без взаимодействия родителей ребенка и педагога, воспитательный процесс не только не даст положительных результатов, но и ребенок может разочароваться в процессе обучения («а мама говорит, что лучше пойти на хоккей»).
Таким образом, роль педагога в учебном процессе заключается не только в формировании знаний, навыков и умений, но и воспитании интеллектуально развитого, современного, воспитанного человека.
3. Заключение. В заключении хотелось бы обобщить сказанное и привести несколько примеров, характеризующих воспитательный процесс в музыкальном образовании.
1. Современному преподавателю для успешной работы необходимо учитывать все реалии современной жизни, находить новые формы работы с учеником, не бояться экспериментировать и ошибаться. Помните – тот, кто ни разу не ошибся, не достигнет результата.
2. Инновационные педагогические технологии могут внедряться там, где кроме административного ресурса, есть возможности для переподготовки квалифицированных кадров. На периферии вопросы профессиональной переподготовки преподавателей, особенно специального инструмента, оставляют желать лучшего. Отсюда следует, что:
3. Многое зависит от активности преподавателя, его личных качеств и стремлений. Если педагог готов к восприятию инновационных форм работы и применения их в своей практике, то не имеет значения, работает он в столице или на периферии. 4. Применение инноваций не означает изменения традиционных методик преподавания, или иного толкования музыкальных произведений. Оно раскрывает перед педагогом новые возможности в информационном поле, помогает ему в организации учебного процесса и позволяет быть востребованным в современном обществе.