Современные тенденции воспитательной деятельности в образовательных учреждениях СПО | Бородачева Наталья Александровна. Работа №349433
Основной акцент в современном образовании отводится на эффективность образовательного процесса, что напрямую связано с проблемой качества воспитания. Воспитательная деятельность Шахтинского медицинского колледжа им. Г.В. Кузнецовой направлена на удовлетворение образовательных потребностей личности, подготовку конкурентоспособных специалистов среднего звена. Одной из тенденций современной воспитательной деятельности в системе СПО является стремление педагогов перевести процесс воспитания студентов в плоскость самовоспитания. «Воспитание и образование — единственное средство, ведущее к идеалу человека разумного и добродетельного». Эти слова Сократа, сказанные в V веке до н.э., стали девизом для современных педагогов.
«Современные тенденции воспитательной деятельности в образовательных учреждениях СПО»
Бородачева Наталья Александровна, преподаватель
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Шахтинский медицинский колледж им. Г.В. Кузнецовой»
(ГБПОУ РО «ШМК»), город Шахты
Основной акцент в современном образовании отводится на эффективность образовательного процесса, что напрямую связано с проблемой качества воспитания. Воспитательная деятельность Шахтинского медицинского колледжа им. Г.В. Кузнецовой направлена на удовлетворение образовательных потребностей личности, подготовку конкурентоспособных специалистов среднего звена. Одной из тенденций современной воспитательной деятельности в системе СПО является стремление педагогов перевести процесс воспитания студентов в плоскость самовоспитания. «Воспитание и образование — единственное средство, ведущее к идеалу человека разумного и добродетельного». Эти слова Сократа, сказанные в V веке до н.э., стали девизом для современных педагогов.
Современное среднее профессиональное учебное заведение — важнейший институт воспитания подрастающего поколения. В Концепции модернизации российского образования отмечается возросшая необходимость повышения воспитательной роли образовательного процесса в колледжах. Основная задача воспитания — противопоставить стихийным каналам формирования контркультуры другие формы активности, в которых молодежь могла бы решать свои проблемы, содержательно проводить досуг, расширять образовательные перспективы, участвовать в проектировании и созидании культурной среды. В соответствии с государственной политикой в сфере воспитания молодежи основными направлениями воспитательной работы в колледже являются следующие:
- создание условий для социализации личности, развитие студенческого самоуправления в воспитательной системе учреждения образования;
- идеологическое воспитание учащихся, формирование активной гражданской позиции;
- формирование здорового образа жизни учащихся и профилактика вредных привычек;
- создание системы работы по воспитанию нравственных качеств личности, профилактике противоправного поведения учащихся;
- формирование информационной культуры как важнейшего фактора развития личности будущего специалиста.
Воспитание эффективно, когда оно системно. Проблема создания и развития гуманистических отношений в колледже — одна из важнейших. Деятельность колледжа направлена на создание воспитательной системы гуманистического типа, главная цель которой — максимальное развитие личности студента и подготовка к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры: Отечество, семью, культуру, физическое и психическое здоровье. Несмотря на изменение государственных устоев, в колледже задачи воспитания не были выведены из содержания педагогического процесса, все педагоги продолжают опираться на традиции воспитания личности в коллективе, методику коллективных творческих дел, обновляя содержание, используя новые формы организации жизнедеятельности студентов. Это доказало, что традиции не могут быть отвергнуты чьим-то субъективным решением, что при вдумчивом подходе к прошлому опыту можно найти значимые научные идеи, методический материал и использовать их в конструировании новых воспитательных систем. Ключевые положения воспитательных систем: профессиональное образовательное учреждение выполняет свои задачи, и выпускники колледжа востребованы на рынке труда; главная ценность и основной объект педагога — личность студента.
В воспитательной системе колледжа все аспекты деятельности и общения подчинены
управлению развитием личности студента, все субъекты системы (методическая, психологическая, воспитательная службы и коллектив студентов) работают на воспитание. Планируя воспитывающую деятельность, используется девиз синергетики «не навреди!», так как наряду с педагогическими целями существуют еще и цели самих студентов. Для нас важно гармонизировать воспитательный процесс относительно противоречивого единства этих целей. Подростку, входящему во взрослую жизнь, необходимо выбрать и выстроить собственный мир ценностей, овладеть знаниями, научиться решать жизненные проблемы, открыть рефлексивный мир собственного «я» и научиться управлять им. Ценности — это обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм, которые обеспечивают интеграцию знаний, помогая индивидам осуществлять одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Воспитательное воздействие на студентов колледжа оказывает участие в городских, краевых, региональных олимпиадах, конференциях, смотрах-конкурсах, фестивалях, форумах, выставках. Внеаудиторная работа стимулирует раскрытие индивидуальных способностей, которые не всегда удается рассмотреть на занятиях, формирует личный опыт студентов посредством включения их в различные виды деятельности, способствует развитию продуктивной, одобряемой обществом деятельности, обогащает опыт коллективного взаимодействия, что в совокупности дает воспитательный эффект. Входящему в жизнь подростку необходимо выстроить собственный мир ценностей, овладеть знаниями, научиться решать жизненные проблемы. Воспитательная система не может быть застывшей, замкнутой. В движении — жизнь, поэтому основной путь совершенствования в саморазвитии, создании ценностных установок, содействующих раскрытию индивидуальностей студентов и педагогов колледжа.
Список использованных источников:
1. Аттестация руководителей и работников воспитательной сферы общеобразовательных учреждений: методические рекомендации и материалы / Авт.-сост.
Т. Т. Соколова; под общ. ред. Л. Я. Олиференко. — М., АР- КТИ, 2017. — 64 с.
2. Лукьянова М. И. Развитие компетентности учителя в реализации личностно-ориентированной педагогической деятельности. —Ульяновск, УИПК и ПРО, 2018. — 264 с.
4. Сергеева С. В. Педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу: учебно-методическое пособие / С. В. Сергеева, О. А. Воскрекасенко. — Пенза: Изд-во Пенз. гос. технол. акад., 2019. — 116 с. Размещено на Allbest.ru