«Современные требования к качеству урока в ДШИ» | Сафронова Анна Сергеевна. Работа №304172
методическое сообщение на тему:"Совеменные требования к качеству урока в ДШИ"
Идет 21 век. Цивилизация развивается. Информация становится самым выгодным и важным товаром. Возникают информационные технологии, позволяющие огромным массам людей общаться, видеть друг друга, спорить, оказывать влияние друг на друга, находясь на противоположных сторонах земного шара. Растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных, изобретательных. Для современной школы возникает главная задача: научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире. Количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться людям, резко возрастает. Учитель не может всех учащихся сделать гениями, но может многих из них вооружить способами решения новых задач.
В условиях образования искусство – единственная область, в которой может закономерно развиваться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям. Современное поколение, на мой взгляд, не имеет четкого представления о том, какую несомненную практическую пользу приносят занятия музыкой, поэтому к предмету «Музыка» относятся как к малозначимому, ненужному предмету
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Брасовского района
Локотская детская школа искусств
Методический доклад
на тему:
«Современные требования к качеству урока в ДШИ»
Преподавателя высшей квалификационной категории
Сафроновой Анны Сергеевны
Локоть 2022
Введение
«Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка».
В.А.Сухомлинский
Идет 21 век. Цивилизация развивается. Информация становится самым выгодным и важным товаром. Возникают информационные технологии, позволяющие огромным массам людей общаться, видеть друг друга, спорить, оказывать влияние друг на друга, находясь на противоположных сторонах земного шара. Растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных, изобретательных. Для современной школы возникает главная задача: научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире. Количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться людям, резко возрастает. Учитель не может всех учащихся сделать гениями, но может многих из них вооружить способами решения новых задач.
В условиях образования искусство – единственная область, в которой может закономерно развиваться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям. Современное поколение, на мой взгляд, не имеет четкого представления о том, какую несомненную практическую пользу приносят занятия музыкой, поэтому к предмету «Музыка» относятся как к малозначимому, ненужному предмету. А еще Пифагор, создавая свою «школу мудрости», положил в ее основу два искусства – музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга.
Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связанно, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, личностно-ориентированного подхода приоритета субъектных отношений.
Музыка, как всякое искусство, помогает учащимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине. Я считаю, что музыкальное развитие дает возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний) и, что самое главное, - это постоянная возможность самореализации.
Работая в ДШИ, я стремлюсь вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка, как все искусства, не просто развлечение, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника.
Качества и методы составляющие личность современного учителя
Какими личностными качествами должен обладать современный учитель музыки? К чему он должен стремиться?
С точки зрения науки и педагогики, главные качества, составляющие личность современного учителя, это:
профессиональная компетентность;
коммуникативная культура;
ответственность;
информационная грамотность;
готовность к обучению.
Профессиональная компетентность
В профессиональную компетентность входит:
знание возрастной психологии;
знание задач музыкального воспитания;
учет уровня общего и музыкального развития ребенка;
учет индивидуальных и возрастных особенностей;
знание этапа обучения;
этап работы над музыкальным произведением;
использование видов музыкальной деятельности;
знание типа, вида, структуры урока или музыкального занятия;
подбор репертуара;
проявление интереса детей к музыкальной деятельности;
знание различных методик музыкального воспитания.
Для создания эмоциональной, творческой атмосферы, которая необходима для занятий музыкой, учителю необходимо знать следующие методы, стимулирующие музыкальную деятельность:
метод эмоционального воздействия (умение учителя выражать свое отношение к музыке);
метод создания эффекта удивления (мастерство ситуаций) и создание ситуаций успеха (стимулирование интересов);
метод сравнения (в плане общности и различий по эмоциональным признакам и настроениям).
К методам стимулирования музыкальной деятельности педагога должны также относить создание проблемно-исковых ситуаций, когда перед учащимися ставятся различные творческие задания, создаются ситуации, вызывающие у них интерес.
В своей работе преподаватели школ искусств должны использовать методы, направленные на развитие у учащихся самовыражения в музыкальном искусстве. Это совместное (учителя и ученика) «проживание» музыкального образа, поиск собственных трактовок и интерпретаций в исполнении музыки, выразительный показ музыкальных произведений, сравнение, контрастное сопоставление «идеального» звучания и неправильного исполнения музыки.
Культура педагога
Учитель музыки должен быть прекрасно образованным специалистом, любящим музыку и детей.
Коммуникативная культура
Коммуникативная культура педагога – это:
умение реализовать способности каждого обучающегося, создать комфортный микроклимат в учебно-воспитательном процессе;
признание положительных качеств, сильных сторон, значимости обучающегося;
способность к пониманию и учету эмоционального состояния ученика;
способность контролировать свои эмоциональные состояния;
умение давать положительную обратную связь;
умение мотивировать учащихся на деятельность и достижения результата;
готовность к сотрудничеству с коллегами, с родителями, общественностью;
речевая культура.
Информационная культура – это:
умение осмысливать культурные объекты;
поиск новых знаний;
самостоятельная работа с информацией;
умение выделять ключевую информацию;
активное использование знаний на практике;
навыки самостоятельного обучения;
компьютерная грамотность;
владение специализированными программами обеспечения.
Ответственность:
Под ответственностью понимается:
социальная ответственность;
юридические нормы;
этические нормы;
готовность принять иную позицию;
субъективная ответственность;
ответственность за качество проведения уроков;
качество созданного продукта, в том числе и интеллектуального;
безопасное использование Интернета;
задумываться о целях и важности знаний.
Готовность к обучению
Каким бы компетентным специалистом не был преподаватель, он должен:
постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества;
быть заинтересованным;
быть активным;
понимать важность приобретаемых знаний.
Технология - предмет
Одной из ведущих технологий, используемой на уроках музыки, является технология проектов. Ее называют также методом проблем. Сегодня метод проектов применяется каждым педагогом. В основе метода лежит умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Метод всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся.
Требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения (например: исследование современности классической музыки; изучение творчества композиторов разных стран; сравнение идей музыки минувших эпох и современности; решение проблемы современности «настоящее искусство бессмертно – это родник общей человеческой духовности»).
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например: доклад о музыке великих наших «современников», искусство которых, независимо от эпохи, в которой было создано, отвечает нашим современным идеалам; показ компьютерной презентации; выпуск газеты; проведение музыкальных лекториев с выступлением творческих групп по данной проблеме).
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.
Проектную деятельность можно применять и на уроках освоения материала, и на уроках по применению знаний, а также на уроках обобщения.
Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения новых информационных технологий, компьютерных. Большой интерес к современным компьютерным системам является мотивационной основой учебной деятельности. Именно информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции методов, реализовывать заложенные в них потенциальные возможности; они становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
В процессе использования ИКТ на уроке музыки дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков.
Что касается общеобразовательной школы?
Актуальным для преподавания музыки в общеобразовательной школе становится широкое использование технических средств обучения: музыкального центра, телевизора, видеомагнитофона, синтезатора, которые могут быть применены на уроках музыки, при звуковом оформлении школьных праздников и мероприятий.
К безусловным достоинствам цифрового электронного инструмента – синтезатора относятся: тембровое многообразие, насыщенность и объемность звучания, относительная техническая простота исполнения на нем.
Во внеклассных мероприятиях синтезатор можно применять в музыкальном оформлении спектаклей, используя разнообразные звуковые эффекты, а также при вокально-хоровой работе с учащимися. Исполнение песен становится интересным, так как звуковое оформление становится современным.
В своей работе я использую технологии коммуникативно -развивающего обучения в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию. Основными задачами в личностно-ориентированном образовании являются:
- оптимистический подход к ребенку и умение максимально стимулировать его развитие;
- опора на познавательный интерес каждого ребенка;
- создание позитивной психологической атмосферы;
- саморазвитие личности;
- личностная направленность.
Личностно – ориентированный подход в обучении на уроках музыки способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминании, внимании, в проявлении инициативы, творчества. При усвоении нового материала каждый ребенок обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои.
Эта технология имеет следующие преимущества:
развитие коммуникативных умений обучающихся;
повышение интереса к изучению предмета и познавательной активности обучающихся;
предоставляет возможность развивать творческую активность обучающихся;
повышение эффективности обучения;
объективность оценки;
расширение возможностей предъявления информации
Условиями успешности обучения на уроках музыки является технология проблемного проектного изложения учебного материала.
Эта технология имеет следующие преимущества:
познавательная активность учащихся,
связь обучения с жизнью,
организация обучения как деятельности.
Заключение
Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в учебе способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает творческую личность. Главное в деятельности учителя музыки – развиваться вместе с учениками, быть постоянно в творческом поиске.
Отзвук детских впечатлений, связанный с миром звуков, неотъемлем от образа педагога. От того, кто будет учителем, зависит музыкальная судьба ребенка. Поэтому труд учителя-музыканта отличается особой ответственностью и особой значимостью.
Как важно заинтересовать тех детей, которые пришли в музыкальную школу, полюбить их, найти индивидуальный подход, видеть перспективу обучения и выстроить верную обучающую программу, чтобы в конце обучения - можно было увидеть выпускника, который приобрел ценные знания, овладел навыками музицирования, научился мыслить самостоятельно, раскрыл и осознал себя, приобщившись к миру прекрасного. Это и есть цель, которой руководствуется учитель. Это и есть смысл его творческого труда.
Список литературы
Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 2005г. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании», редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г. М.,Просвещение,2000г.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.,Педагогика,1989г.
Волков И.П. Учим творчеству. М., Педагогика, 1982г.
Границкая
А.С. Научить думать и действовать М., 1991г.
Гузеев
В.В. Лекции по
педтехнологии
, М., Знание, 1992г
Гузеев
В.В. Образовательная технология: от приема до философии - М.: Сентябрь, 1996.
.Т.А.Замятина «Современный урок музыки», учебно-методическое пособие -М., Изд-во «Глобус»-2010г.
Лихачев Т.Б. Простые истины воспитания- М., «Педагогика».
3.Лобанова Е.А. «Возможности урока как средства реализации
здоровьесберегающих
технологий». Журнал «Музыка в школе», 2005 г. №3.
Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий: монография. – Волгоград: перемена, 2006.
Селевко
Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2005
.«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г