Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Современные требования к качеству урока в ДШИ» | Сафронова Анна Сергеевна. Работа №304172

Дата публикации:
Автор:
Описание:

методическое сообщение на тему:"Совеменные требования к качеству урока в ДШИ"

 

Идет 21 век. Цивилизация развивается. Информация становится самым выгодным и важным товаром. Возникают информационные технологии, позволяющие огромным массам людей общаться, видеть друг друга, спорить, оказывать влияние друг на друга, находясь на противоположных сторонах земного шара. Растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных, изобретательных. Для современной школы возникает главная задача: научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире. Количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться людям, резко возрастает. Учитель не может всех учащихся сделать гениями, но может многих из них вооружить способами решения новых задач.

В условиях образования искусство – единственная область, в которой может закономерно развиваться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям. Современное поколение, на мой взгляд, не имеет четкого представления о том, какую несомненную практическую пользу приносят занятия музыкой, поэтому к предмету «Музыка» относятся как к малозначимому, ненужному предмету

 

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Брасовского района

Локотская детская школа искусств

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический доклад

на тему:

«Современные требования к качеству урока в ДШИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподавателя высшей квалификационной категории

Сафроновой Анны Сергеевны

 

 

 

 

Локоть 2022

Введение


«Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка».

В.А.Сухомлинский

Идет 21 век. Цивилизация развивается. Информация становится самым выгодным и важным товаром. Возникают информационные технологии, позволяющие огромным массам людей общаться, видеть друг друга, спорить, оказывать влияние друг на друга, находясь на противоположных сторонах земного шара. Растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных, изобретательных. Для современной школы возникает главная задача: научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире. Количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться людям, резко возрастает. Учитель не может всех учащихся сделать гениями, но может многих из них вооружить способами решения новых задач.

В условиях образования искусство – единственная область, в которой может закономерно развиваться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям. Современное поколение, на мой взгляд, не имеет четкого представления о том, какую несомненную практическую пользу приносят занятия музыкой, поэтому к предмету «Музыка» относятся как к малозначимому, ненужному предмету. А еще Пифагор, создавая свою «школу мудрости», положил в ее основу два искусства – музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга.

Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связанно, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, личностно-ориентированного подхода приоритета субъектных отношений.

Музыка, как всякое искусство, помогает учащимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине. Я считаю, что музыкальное развитие дает возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний) и, что самое главное, - это постоянная возможность самореализации.

Работая в ДШИ, я стремлюсь вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка, как все искусства, не просто развлечение, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника.

 

Качества и методы составляющие личность современного учителя

Какими личностными качествами должен обладать современный учитель музыки? К чему он должен стремиться?

С точки зрения науки и педагогики, главные качества, составляющие личность современного учителя, это:

профессиональная компетентность;

коммуникативная культура;

ответственность;

информационная грамотность;

готовность к обучению.

Профессиональная компетентность

В профессиональную компетентность входит:

знание возрастной психологии;

знание задач музыкального воспитания;

учет уровня общего и музыкального развития ребенка;

учет индивидуальных и возрастных особенностей;

знание этапа обучения;

этап работы над музыкальным произведением;

использование видов музыкальной деятельности;

знание типа, вида, структуры урока или музыкального занятия;

подбор репертуара;

проявление интереса детей к музыкальной деятельности;

знание различных методик музыкального воспитания.

Для создания эмоциональной, творческой атмосферы, которая необходима для занятий музыкой, учителю необходимо знать следующие методы, стимулирующие музыкальную деятельность:

метод эмоционального воздействия (умение учителя выражать свое отношение к музыке);

метод создания эффекта удивления (мастерство ситуаций) и создание ситуаций успеха (стимулирование интересов);

метод сравнения (в плане общности и различий по эмоциональным признакам и настроениям).

К методам стимулирования музыкальной деятельности педагога должны также относить создание проблемно-исковых ситуаций, когда перед учащимися ставятся различные творческие задания, создаются ситуации, вызывающие у них интерес.

В своей работе преподаватели школ искусств должны использовать методы, направленные на развитие у учащихся самовыражения в музыкальном искусстве. Это совместное (учителя и ученика) «проживание» музыкального образа, поиск собственных трактовок и интерпретаций в исполнении музыки, выразительный показ музыкальных произведений, сравнение, контрастное сопоставление «идеального» звучания и неправильного исполнения музыки.


 

Культура педагога

Учитель музыки должен быть прекрасно образованным специалистом, любящим музыку и детей.

Коммуникативная культура

Коммуникативная культура педагога – это:

умение реализовать способности каждого обучающегося, создать комфортный микроклимат в учебно-воспитательном процессе;

признание положительных качеств, сильных сторон, значимости обучающегося;

способность к пониманию и учету эмоционального состояния ученика;

способность контролировать свои эмоциональные состояния;

умение давать положительную обратную связь;

умение мотивировать учащихся на деятельность и достижения результата;

готовность к сотрудничеству с коллегами, с родителями, общественностью;

речевая культура.

Информационная культура – это:

умение осмысливать культурные объекты;

поиск новых знаний;

самостоятельная работа с информацией;

умение выделять ключевую информацию;

активное использование знаний на практике;

навыки самостоятельного обучения;

компьютерная грамотность;

владение специализированными программами обеспечения.


Ответственность:

Под ответственностью понимается:

социальная ответственность;

юридические нормы;

этические нормы;

готовность принять иную позицию;

субъективная ответственность;

ответственность за качество проведения уроков;

качество созданного продукта, в том числе и интеллектуального;

безопасное использование Интернета;

задумываться о целях и важности знаний.

Готовность к обучению

Каким бы компетентным специалистом не был преподаватель, он должен:

постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества;

быть заинтересованным;

быть активным;

понимать важность приобретаемых знаний.



Технология - предмет

Одной из ведущих технологий, используемой на уроках музыки, является технология проектов. Ее называют также методом проблем. Сегодня метод проектов применяется каждым педагогом. В основе метода лежит умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Метод всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся.

Требования к использованию метода проектов:

- Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения (например: исследование современности классической музыки; изучение творчества композиторов разных стран; сравнение идей музыки минувших эпох и современности; решение проблемы современности «настоящее искусство бессмертно – это родник общей человеческой духовности»).

- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например: доклад о музыке великих наших «современников», искусство которых, независимо от эпохи, в которой было создано, отвечает нашим современным идеалам; показ компьютерной презентации; выпуск газеты; проведение музыкальных лекториев с выступлением творческих групп по данной проблеме).

- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

- Использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.

Проектную деятельность можно применять и на уроках освоения материала, и на уроках по применению знаний, а также на уроках обобщения.

Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения новых информационных технологий, компьютерных. Большой интерес к современным компьютерным системам является мотивационной основой учебной деятельности. Именно информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции методов, реализовывать заложенные в них потенциальные возможности; они становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

В процессе использования ИКТ на уроке музыки дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков.
Что касается общеобразовательной школы?

Актуальным для преподавания музыки в общеобразовательной школе становится широкое использование технических средств обучения: музыкального центра, телевизора, видеомагнитофона, синтезатора, которые могут быть применены на уроках музыки, при звуковом оформлении школьных праздников и мероприятий. 
К безусловным достоинствам цифрового электронного инструмента – синтезатора относятся: тембровое многообразие, насыщенность и объемность звучания, относительная техническая простота исполнения на нем.

Во внеклассных мероприятиях синтезатор можно применять в музыкальном оформлении спектаклей, используя разнообразные звуковые эффекты, а также при вокально-хоровой работе с учащимися. Исполнение песен становится интересным, так как звуковое оформление становится современным.

В своей работе я использую технологии коммуникативно -развивающего обучения в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию. Основными задачами в личностно-ориентированном образовании являются:

- оптимистический подход к ребенку и умение максимально стимулировать его развитие;

- опора на познавательный интерес каждого ребенка;

- создание позитивной психологической атмосферы;

- саморазвитие личности;

- личностная направленность.

Личностно – ориентированный подход в обучении на уроках музыки способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминании, внимании, в проявлении инициативы, творчества. При усвоении нового материала каждый ребенок обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои.
Эта технология имеет следующие преимущества:

развитие коммуникативных умений обучающихся;

повышение интереса к изучению предмета и познавательной активности обучающихся;

предоставляет возможность развивать творческую активность обучающихся;

повышение эффективности обучения;

объективность оценки;

расширение возможностей предъявления информации

Условиями успешности обучения на уроках музыки является технология проблемного проектного изложения учебного материала.

Эта технология имеет следующие преимущества:


познавательная активность учащихся,

связь обучения с жизнью,

организация обучения как деятельности.





 

Заключение

Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в учебе способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает творческую личность. Главное в деятельности учителя музыки – развиваться вместе с учениками, быть постоянно в творческом поиске.

Отзвук детских впечатлений, связанный с миром звуков, неотъемлем от образа педагога. От того, кто будет учителем, зависит музыкальная судьба ребенка. Поэтому труд учителя-музыканта отличается особой ответственностью и особой значимостью.

Как важно заинтересовать тех детей, которые пришли в музыкальную школу, полюбить их, найти индивидуальный подход, видеть перспективу обучения и выстроить верную обучающую программу, чтобы в конце обучения - можно было увидеть выпускника, который приобрел ценные знания, овладел навыками музицирования, научился мыслить самостоятельно, раскрыл и осознал себя, приобщившись к миру прекрасного. Это и есть цель, которой руководствуется учитель. Это и есть смысл его творческого труда.











Список литературы

Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 2005г. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании», редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г. М.,Просвещение,2000г.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.,Педагогика,1989г.

Волков И.П. Учим творчеству. М., Педагогика, 1982г.

Границкая

А.С. Научить думать и действовать М., 1991г.

Гузеев

В.В. Лекции по

педтехнологии

, М., Знание, 1992г

Гузеев

В.В. Образовательная технология: от приема до философии - М.: Сентябрь, 1996.

.Т.А.Замятина «Современный урок музыки», учебно-методическое пособие -М., Изд-во «Глобус»-2010г.

Лихачев Т.Б. Простые истины воспитания- М., «Педагогика».

3.Лобанова Е.А. «Возможности урока как средства реализации

здоровьесберегающих

технологий». Журнал «Музыка в школе», 2005 г. №3.

Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий: монография. – Волгоград: перемена, 2006.

Селевко

Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2005

.«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×