Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ | Давыдова Евгения Сергеевна. Работа №345463. Номер работы: №345463
Аннотация. В статье рассматриваются современные здоровьесберегающие технологии, применяемые в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Описаны основные принципы и методы работы по сохранению здоровья детей, направленные на профилактику заболеваний, укрепление физического и психоэмоционального состояния дошкольников. Приведены примеры практического использования здоровьесберегающих технологий в повседневной деятельности воспитателей.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, дошкольники, здоровье детей, физическое развитие, профилактика заболеваний, здоровый образ жизни, психоэмоциональное состояние.
Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Давыдова Евгения Сергеевна, воспитатель
МДОУ Детский сад «Звёздочка» пгт. Курорт-Дарасун Карымского района
Аннотация. В статье рассматриваются современные здоровьесберегающие технологии, применяемые в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Описаны основные принципы и методы работы по сохранению здоровья детей, направленные на профилактику заболеваний, укрепление физического и психоэмоционального состояния дошкольников. Приведены примеры практического использования здоровьесберегающих технологий в повседневной деятельности воспитателей.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, дошкольники, здоровье детей, физическое развитие, профилактика заболеваний, здоровый образ жизни, психоэмоциональное состояние.
Современная система дошкольного образования ориентирована не только на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, но и на сохранение и укрепление их здоровья. На фоне роста уровня заболеваемости среди детей дошкольного возраста, вопрос использования здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях становится всё более актуальным. Здоровье ребенка – это основа его полноценного развития, и задача воспитателей состоит в том, чтобы создать условия для сохранения этого здоровья на всех уровнях: физическом, психоэмоциональном и социальном.
Здоровьесберегающие технологии – это совокупность методов и приемов, направленных на сохранение здоровья детей, создание безопасной и благоприятной образовательной среды, а также профилактику заболеваний. Важно, чтобы эти технологии не были формальной частью образовательного процесса, а органично вплетались в повседневную жизнь детского сада. Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует повышению двигательной активности, развитию навыков самообслуживания и формированию культуры здорового образа жизни у детей с раннего возраста.
Одним из важнейших направлений является организация двигательной активности детей. Движение для дошкольников – это естественная потребность, и воспитателю важно правильно организовать режим дня так, чтобы физическая активность не только была регулярной, но и приносила удовольствие. Примером могут служить утренние гимнастики, физкультурные минутки в течение занятий, подвижные игры на свежем воздухе. Воспитателю следует также организовывать специальные занятия по физической культуре, адаптированные под возрастные особенности детей. Например, игры с мячом развивают координацию движений и укрепляют опорно-двигательный аппарат.
Особое внимание стоит уделять дыхательным упражнениям. Они помогают улучшить вентиляцию легких, повысить устойчивость организма к простудным заболеваниям, а также способствуют снятию психоэмоционального напряжения. Воспитатели могут использовать простые дыхательные упражнения в форме игры. Например, упражнение «Надуем шарик», когда дети представляют, что они надувают воображаемый воздушный шар, тренирует правильное дыхание, а также помогает развивать концентрацию внимания.
Помимо двигательной активности, важную роль играют технологии, направленные на обеспечение эмоционального благополучия детей. В условиях стрессов, с которыми дети могут сталкиваться в современном мире, воспитателям необходимо уделять внимание психоэмоциональной поддержке. Эффективным приемом является использование релаксационных техник. Например, после активных игр можно проводить с детьми спокойные занятия с элементами медитации или релаксации, во время которых дети учатся расслабляться, контролировать свое дыхание и эмоции. В практике работы воспитателя также могут быть использованы элементы арт-терапии: рисование, лепка, музыкальные занятия, которые способствуют снятию внутреннего напряжения и улучшению настроения.
Неотъемлемой частью здоровьесберегающих технологий являются мероприятия по профилактике заболеваний. Важно, чтобы воспитатели вместе с медперсоналом ДОУ следили за соблюдением режима дня, правильным питанием, чистотой и гигиеной в группах. Сюда же можно отнести закаливающие процедуры, такие как обтирание влажными полотенцами, воздушные ванны или контрастные ножные ванны. Эти процедуры помогают укреплять иммунитет ребенка, делать его организм более устойчивым к перепадам температур и вирусным инфекциям. Закаливание следует проводить постепенно, чтобы дети привыкали к новым условиям и чувствовали себя комфортно.
Для формирования культуры здорового образа жизни воспитателю важно проводить с детьми тематические занятия и игры, посвященные здоровью. Например, игра «Полезные и вредные продукты» помогает детям узнать, какие продукты полезны для их организма, а какие могут нанести вред. Во время таких занятий воспитатель должен не только давать информацию, но и формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Через рассказы, игры и наглядные примеры дети учатся понимать важность правильного питания, гигиенических процедур и регулярной физической активности.
Важную роль в организации здоровьесберегающей деятельности играет создание комфортной и безопасной образовательной среды. Помещение группы должно быть хорошо проветриваемым, с достаточным уровнем естественного освещения. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, чтобы избежать нарушений осанки. Воспитателю важно следить за организацией рабочих мест для занятий, а также за соблюдением санитарных норм.
Современные здоровьесберегающие технологии также предусматривают активное участие родителей в образовательном процессе. Воспитателю следует проводить регулярные консультации с родителями, рассказывать им о методах закаливания, организации правильного питания и двигательной активности детей. Семья и детский сад должны действовать в единой системе, направленной на поддержание здоровья ребенка. Например, воспитатель может рекомендовать родителям продолжать выполнять с детьми дома дыхательные упражнения или уделять больше времени прогулкам на свежем воздухе.
Таким образом, современные здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях представляют собой комплексную систему работы, направленную на поддержание и укрепление здоровья детей. В основе этой работы лежат двигательная активность, психоэмоциональная поддержка, профилактика заболеваний и формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью. Воспитателю важно интегрировать здоровьесберегающие технологии в повседневную жизнь детей, создавая благоприятные условия для их развития и формирования культуры здорового образа жизни, которая будет сопровождать их на протяжении всей жизни.
Список литературы
Боок
Л.М.
, Лебедева
Н.В.
,
Югансон
Я.В.
Развитие и совершенствование двигательных способностей, формирования основ здорового образа жизни у дошкольников в совместной деятельности родителей, детей и педагогов ДОУ // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2020. №VI. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-i-sovershenstvovanie-dvigatelnyh-sposobnostey-formirovaniya-osnov-zdorovogo-obraza-zhizni-u-doshkolnikov-v-sovmestnoy
(дата обращения:
01.10.2024
).
Втюрина
В.И. И
спользование
современных
здоровьесберегающих
технологийв
ДОУ
// Вестник науки. 2021. №11 (44). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sovremennyh-zdoroviesberegayuschih-tehnologiy-v-dou
(дата обращения: 01.10.2024).
Каргинова
Д.Х.
З
доровьесберегающие технологии в детском саду
// Педагогический вестник. 2023. №30. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-detskom-sadu
(дата обращения: 01.10.2024).
Хурвалиева
Т.Л.,
Абдужалилова
М.М. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста //
Academic
research
in
educational
sciences
. 2024. №NUU
Conference
1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta
(дата обращения:
01.10.2024
).