Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ | Давыдова Евгения Сергеевна. Работа №345463. Номер работы: №345463

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются современные здоровьесберегающие технологии, применяемые в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Описаны основные принципы и методы работы по сохранению здоровья детей, направленные на профилактику заболеваний, укрепление физического и психоэмоционального состояния дошкольников. Приведены примеры практического использования здоровьесберегающих технологий в повседневной деятельности воспитателей.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, дошкольники, здоровье детей, физическое развитие, профилактика заболеваний, здоровый образ жизни, психоэмоциональное состояние.

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ

 

Давыдова Евгения Сергеевна, воспитатель

МДОУ Детский сад «Звёздочка» пгт. Курорт-Дарасун Карымского района

 

Аннотация. В статье рассматриваются современные здоровьесберегающие технологии, применяемые в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Описаны основные принципы и методы работы по сохранению здоровья детей, направленные на профилактику заболеваний, укрепление физического и психоэмоционального состояния дошкольников. Приведены примеры практического использования здоровьесберегающих технологий в повседневной деятельности воспитателей.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, дошкольники, здоровье детей, физическое развитие, профилактика заболеваний, здоровый образ жизни, психоэмоциональное состояние.

 

Современная система дошкольного образования ориентирована не только на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, но и на сохранение и укрепление их здоровья. На фоне роста уровня заболеваемости среди детей дошкольного возраста, вопрос использования здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях становится всё более актуальным. Здоровье ребенка – это основа его полноценного развития, и задача воспитателей состоит в том, чтобы создать условия для сохранения этого здоровья на всех уровнях: физическом, психоэмоциональном и социальном.

Здоровьесберегающие технологии – это совокупность методов и приемов, направленных на сохранение здоровья детей, создание безопасной и благоприятной образовательной среды, а также профилактику заболеваний. Важно, чтобы эти технологии не были формальной частью образовательного процесса, а органично вплетались в повседневную жизнь детского сада. Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует повышению двигательной активности, развитию навыков самообслуживания и формированию культуры здорового образа жизни у детей с раннего возраста.

Одним из важнейших направлений является организация двигательной активности детей. Движение для дошкольников – это естественная потребность, и воспитателю важно правильно организовать режим дня так, чтобы физическая активность не только была регулярной, но и приносила удовольствие. Примером могут служить утренние гимнастики, физкультурные минутки в течение занятий, подвижные игры на свежем воздухе. Воспитателю следует также организовывать специальные занятия по физической культуре, адаптированные под возрастные особенности детей. Например, игры с мячом развивают координацию движений и укрепляют опорно-двигательный аппарат.

Особое внимание стоит уделять дыхательным упражнениям. Они помогают улучшить вентиляцию легких, повысить устойчивость организма к простудным заболеваниям, а также способствуют снятию психоэмоционального напряжения. Воспитатели могут использовать простые дыхательные упражнения в форме игры. Например, упражнение «Надуем шарик», когда дети представляют, что они надувают воображаемый воздушный шар, тренирует правильное дыхание, а также помогает развивать концентрацию внимания.

Помимо двигательной активности, важную роль играют технологии, направленные на обеспечение эмоционального благополучия детей. В условиях стрессов, с которыми дети могут сталкиваться в современном мире, воспитателям необходимо уделять внимание психоэмоциональной поддержке. Эффективным приемом является использование релаксационных техник. Например, после активных игр можно проводить с детьми спокойные занятия с элементами медитации или релаксации, во время которых дети учатся расслабляться, контролировать свое дыхание и эмоции. В практике работы воспитателя также могут быть использованы элементы арт-терапии: рисование, лепка, музыкальные занятия, которые способствуют снятию внутреннего напряжения и улучшению настроения.

Неотъемлемой частью здоровьесберегающих технологий являются мероприятия по профилактике заболеваний. Важно, чтобы воспитатели вместе с медперсоналом ДОУ следили за соблюдением режима дня, правильным питанием, чистотой и гигиеной в группах. Сюда же можно отнести закаливающие процедуры, такие как обтирание влажными полотенцами, воздушные ванны или контрастные ножные ванны. Эти процедуры помогают укреплять иммунитет ребенка, делать его организм более устойчивым к перепадам температур и вирусным инфекциям. Закаливание следует проводить постепенно, чтобы дети привыкали к новым условиям и чувствовали себя комфортно.

Для формирования культуры здорового образа жизни воспитателю важно проводить с детьми тематические занятия и игры, посвященные здоровью. Например, игра «Полезные и вредные продукты» помогает детям узнать, какие продукты полезны для их организма, а какие могут нанести вред. Во время таких занятий воспитатель должен не только давать информацию, но и формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Через рассказы, игры и наглядные примеры дети учатся понимать важность правильного питания, гигиенических процедур и регулярной физической активности.

Важную роль в организации здоровьесберегающей деятельности играет создание комфортной и безопасной образовательной среды. Помещение группы должно быть хорошо проветриваемым, с достаточным уровнем естественного освещения. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, чтобы избежать нарушений осанки. Воспитателю важно следить за организацией рабочих мест для занятий, а также за соблюдением санитарных норм.

Современные здоровьесберегающие технологии также предусматривают активное участие родителей в образовательном процессе. Воспитателю следует проводить регулярные консультации с родителями, рассказывать им о методах закаливания, организации правильного питания и двигательной активности детей. Семья и детский сад должны действовать в единой системе, направленной на поддержание здоровья ребенка. Например, воспитатель может рекомендовать родителям продолжать выполнять с детьми дома дыхательные упражнения или уделять больше времени прогулкам на свежем воздухе.

Таким образом, современные здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях представляют собой комплексную систему работы, направленную на поддержание и укрепление здоровья детей. В основе этой работы лежат двигательная активность, психоэмоциональная поддержка, профилактика заболеваний и формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью. Воспитателю важно интегрировать здоровьесберегающие технологии в повседневную жизнь детей, создавая благоприятные условия для их развития и формирования культуры здорового образа жизни, которая будет сопровождать их на протяжении всей жизни.

 

 

Список литературы

Боок

Л.М.

, Лебедева

Н.В.

,

Югансон

Я.В.

Развитие и совершенствование двигательных способностей, формирования основ здорового образа жизни у дошкольников в совместной деятельности родителей, детей и педагогов ДОУ // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2020. №VI. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-i-sovershenstvovanie-dvigatelnyh-sposobnostey-formirovaniya-osnov-zdorovogo-obraza-zhizni-u-doshkolnikov-v-sovmestnoy

(дата обращения:

01.10.2024

).

Втюрина

В.И. И

спользование

современных

здоровьесберегающих

технологийв

ДОУ

// Вестник науки. 2021. №11 (44). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sovremennyh-zdoroviesberegayuschih-tehnologiy-v-dou

(дата обращения: 01.10.2024).

Каргинова

Д.Х.

З

доровьесберегающие технологии в детском саду

// Педагогический вестник. 2023. №30. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-detskom-sadu

(дата обращения: 01.10.2024).

Хурвалиева

Т.Л.,

Абдужалилова

М.М. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста //

Academic

research

in

educational

sciences

. 2024. №NUU

Conference

1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta

(дата обращения:

01.10.2024

).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×