Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ | Ирина Евгеньевна Лёвина. Работа №310563. Номер работы: №310563

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Содержание лекции:

 

1.

 

Оснований модернизации содержания физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главными считаются следующие:

необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;

необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.

 

Рассмотрим их подробнее:

 

Позиция созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих базируется на потребности индивида в здоровье, здоровом образе жизни, а также самооценке им состояния своего здоровья. Проблема заключается в том, что, как таковой, потребности в здоровье у ребенка нет. Она есть у родителей, школы, общества. Но у каждого малыша огромное желание скорее вырасти, стать сильным, не отличаться от сверстников, а еще лучше хоть в чем-то превосходить их.

 

Многие образовательные программы последнего поколения пытаются решить проблемы организации физкультурно-оздоровительной работы в новом ключе. Но, как показал анализ этих программ, все они имеют один существенный недостаток — в них очень слабо разработан вопрос формирования у ребенка отношения к своему здоровью, хотя в оздоровительных программах он должен быть центральным. Ребенок не замечает своего здоровья и воспринимает его как естественную данность. Он верит в его нерушимость. В психологии подобное считают нездоровым поведением, в основе которого лежит феномен «нереалистичного оптимизма». Пока ребенок мал, многое кажется ему достижимым. Но по мере взросления он начинает осознавать свои возможности, их неадекватность своим мечтам. Так начинают образовываться комплексы, зарождаться пессимистически-негативное настроение. Ребенок уже не в состоянии оценить правильно и свои потенциальные возможности, а тем более использовать их. Но главное, так постепенно формируется пассивное отношение к здоровью.

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
План
Основания модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Характеристика основных направлений оздоровительной деятельности.
Педагогика оздоровления: основные представления и принципы.
Основные принципы семейного воспитания и возможности их внедрения в оздоровительную деятельность дошкольного учреждения.
Основные понятия: физкультурно-оздоровительная деятельность, самооценка здоровья, узкоспециализированный подход к здоровьесбережению, современные здоровьесберегающие технологии, оздоровительная деятельность ДОУ, педагогика оздоровления, принципы семейного воспитания.
Содержание лекции:
1.
Оснований модернизации содержания физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главными считаются следующие:
необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.
Рассмотрим их подробнее:
Позиция созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих базируется на потребности индивида в здоровье, здоровом образе жизни, а также самооценке им состояния своего здоровья. Проблема заключается в том, что, как таковой, потребности в здоровье у ребенка нет. Она есть у родителей, школы, общества. Но у каждого малыша огромное желание скорее вырасти, стать сильным, не отличаться от сверстников, а еще лучше хоть в чем-то превосходить их.
Многие образовательные программы последнего поколения пытаются решить проблемы организации физкультурно-оздоровительной работы в новом ключе. Но, как показал анализ этих программ, все они имеют один существенный недостаток — в них очень слабо разработан вопрос формирования у ребенка отношения к своему здоровью, хотя в оздоровительных программах он должен быть центральным. Ребенок не замечает своего здоровья и воспринимает его как естественную данность. Он верит в его нерушимость. В психологии подобное считают нездоровым поведением, в основе которого лежит феномен нереалистичного оптимизма. Пока ребенок мал, многое кажется ему достижимым. Но по мере взросления он начинает осознавать свои возможности, их неадекватность своим мечтам. Так начинают образовываться комплексы, зарождаться пессимистически-негативное настроение. Ребенок уже не в состоянии оценить правильно и свои потенциальные возможности, а тем более использовать их. Но главное, так постепенно формируется пассивное отношение к здоровью.
В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:
знание правил гигиены и ухода за своим телом;
знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
В современных системах воспитания и обучения не отводится подобающего места тому, чтобы с детства последовательно учить человека умению оценивать состояние своего здоровья. Ребенка не учат умению прислушиваться к состоянию своего организма, понимать посылаемые им сигналы тревоги, описывать свое физическое и психическое состояние и уж тем более не учат своевременно предпринимать соответствующие меры.
Самооценка физического здоровья выявляет меру благополучия в функционировании организма. Гармония, функциональное равновесие в его жизнедеятельности отражаются в переживании нами хорошего самочувствия. Но хорошее самочувствие человека во многом зависит также от осознания им своей успешности и тех путей, которые могут обеспечить эту успешность. В этой связи дети должны уметь отслеживать свой путь в плане физического развития, развития физических качеств и физической подготовленности. Это помогает им создать образ себя будущего. Полюбив этот образ, дети стремятся к его реализации, а достигнув желаемого, ставят перед собой новые цели.
Навыки самооценки физического здоровья и напрямую связанных с ним показателей физического развития и физической подготовленности являются предпосылками приобретения детьми дошкольного возраста навыков самооценки своего психического состояния в старшем возрасте.
Самооценка здоровья возможна только в том случае, если дети в состоянии осмыслить сущность этого понятия. Четырех-пятилетние дети к критериям здоровья относят не только физические, но также и психические и социальные признаки:
эмоциональные;
психической уравновешенности;
интеллектуальные.
Как и взрослые, дети в определении здоровья отдают приоритеты признакам физического здоровья. Но представление дошкольников о критериях физического здоровья нелогичны и бессистемны. Дети не соотносят занятия физкультурой с укреплением здоровья, несмотря на то что в этих дошкольных учреждениях реализуются оздоровительные программы.
Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов к сохранению и укреплению здоровья детей является одной из важнейших задач на современном этапе модернизации дошкольного образования. Комплексный подход в оздоровлении детей осуществляют многие дошкольные образовательные учреждения.
Физкультурные занятия в подавляющем своем большинстве не имеют оздоровительной направленности. Проводя лечебно-профилактическую работу, детьми попросту манипулируют. Для чего с ними проводят те или иные мероприятия, дети толком сказать не могут или повторяют все как один (часто хором) заученные фразы. Да и сама лечебно-профилактическая деятельность, нередко из-за отсутствия должного медицинского обоснования, носит спонтанный характер.
К другим основаниям модернизации содержания физкультурно-оздоровительной деятельности являются новейшие исследования в области педиатрии, спортивной медицины, валеологии, психологии здоровья. В свете этих исследований многие технологии физического воспитания и лечебно-профилактической работы должны быть пересмотрены.
Таким образом, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии Здоровье, самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).
3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
2.
К основным направлениям оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении следует отнести:
организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
организацию питания;
обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду;
организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;
физическое воспитание детей.
Система общеоздоровительных мероприятий включает:
обучение детей уходу за своим телом,
закаливание,
витаминизацию блюд,
фитопрофилактику,
натуропатию,
освоение упражнений психосаморегуляции состояния,
оптимизацию двигательной деятельности детей.
Таким образом, любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена информация о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка.
Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников, а также от комплексного подхода к ее организации с учетом имеющихся условий и профессиональных навыков коллектива. Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно.
При проведении оздоровительных мероприятий должны быть усилены их психолого-педагогические аспекты. Это предполагает воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью и выработку автоматизированных навыков заботы о своем теле.
Организация ухода за детьми должна стать предметом особой заботы и контроля со стороны руководителя дошкольного учреждения. Отличный уход за детьми — это, по существу, главный компонент оздоровительной деятельности.
3.
Модернизация содержания физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения связана с разработкой особого междисциплинарного научно-практического направления, которое доктор психологических наук, директор Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО В.Т. Кудрявцев назвал развивающей педагогикой оздоровления.
Основные характеристики педагогики оздоровления следующие:
представления о здоровом ребенке как идеальном эталоне и практически достижимой норме детского развития;
здоровый ребенок рассматривается как целостный телесно-духовный организм;
оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей;
работа по оздоровлению детей не может осуществляться только медицинскими методами;
эффективность применения медицинских методов возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами.
Основные идеи педагогики оздоровления реализуются в Программе развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4—7 лет, а ее ключевым принципом является индивидуально-дифференцированный подход. К числу других основных принципов педагогики оздоровления относятся:
развитие творческого воображения. Развитие воображения становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками. Недостаток существующих медико-педагогических практик состоит в попытках получения непосредственного оздоровительного эффекта. При этом ребенок условно предстает лишь объектом тех или иных медицинских и педагогических воздействий, поскольку в действительности такого не бывает. Связь между этими воздействиями, состоянием здоровья и уровнем физического развития в принципе не может быть прямой и однозначной, она всегда носит опосредованный характер. И опосредует эту связь развивающаяся психика ребенка, ядром которой служит воображение.
формирование осмысленной моторики. Движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным.
создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности;
формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.
Таким образом, формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки, креативности и коммуникативности.
На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.
Возраст с 5 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.
Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.
4.
К основным принципам семейного воспитания относятся:
принцип наследования и индивидуализации;
принцип активности;
принцип органичности и преемственности в освоении знаний;
принцип использования комментариев;
принцип резонанса.
Базовые принципы семейного воспитания формировались не одно столетие. Семью рассматривают и как ячейку общества, и как организованную общность. В первом случае семья предоставляет подрастающему поколению возможность наследования, а во втором — возможность включения в социальные отношения.
Соблюдение принципа наследования позволяет научить ребенка подчиняться авторитету взрослого, а через него — норме, традиции, закону. Но в семье существует еще одна традиция. Она противоположна наследованию и даже разрушает его. Это стремление ребенка к индивидуализации своего сознания, своего отношения к Миру. Оно направлено на преодоление существующего закона, авторитета, на создание своего смысла данного закона. И только при реализации двух важнейших традиций: наследования и индивидуализации — происходит не только сохранение, но и обогащение культуры. Именно соблюдение принципов наследования и индивидуализации предопределяет в семье нормальное физическое развитие ребенка, развитие его личности и индивидуальности.
Принцип активности предполагает создание условий для реализации устремлений ребенка, в том числе и в удовлетворении его естественных потребностей. Семья удовлетворяет потребность ребенка в пище, тепле, отдыхе, ласке. В ней он удовлетворяет потребность в движении, она предоставляет ему возможность на доступном его пониманию уровне изучать окружающий мир.
Одним из значимых принципов семейного воспитания является принцип органичности и преемственности в освоении знаний предыдущему опыту ребенка. Знание всегда вырастает из опыта ребенка, оно тесно связано с его переживаниями и устремлениями. И в этом смысле знание никогда не может быть навязано ребенку. Оно всегда выстраивается на мироощущении и миропонимании ребенка, его личном опыте. В семье чаще интуитивно, нежели сознательно, следуют этому принципу. А вот в практике общественного воспитания чаще бывает иначе. Знание навязывается со стороны и должно быть (а почему должно, ребенку не объясняют) им усвоено.
Следование принципу органичности и преемственности позволяет ребенку выращивать свое знание на основе своего опыта и тех понятий, которые у него к этому времени сформировались. Задача педагога — помочь ребенку выстроить в своем сознании новые понятия, помочь ему организовать свою деятельность и в результате получить свои новые знания как следствие движения по его индивидуальному пути.
Принцип использования комментариев требует от педагога демонстрации ребенку своего хода рассуждений по поводу выхода из проблемной ситуации. Родители и другие члены семьи так поступают довольно часто. По существу, они ничего не рекомендуют ребенку, а только лишь демонстрируют ему свой смысл, свое знание, свой ход мыслей. Благодаря реализации этого принципа семейного воспитания дети овладевают различными видами комментария, как типа речевой деятельности:
а) рефлексивным, помогающим ребенку осознать скрытые мотивы своих поступков;
б) логическим, дающим возможность поразмышлять над различными вариантами своих действий;
в) целевым, позволяющим сопоставить смысл деятельности с ее целями и результатами, и т.д.
Создание бесчисленного множества ситуаций для бесконечной демонстрации ребенком своих возможностей называют принципом резонанса. Это очень важный принцип семейного воспитания. Благодаря его реализации ребенок видит свои растущие возможности. Он начинает создавать образ себя будущего и стремиться к его воплощению. Так начинается путь саморазвития. Становление сознания ребенка во многом определяется средой обитания ребенка и зависит главным образом от образа жизни и мыслей окружающих его взрослых, а также от того, насколько они могут сделать этот образ жизни и мыслей понятным, видимым для ребенка.
Использование принципов семейного воспитания в практике дошкольного образования и особенно в физкультурно-оздоровительной работе требует организации системы специальных проблемных педагогических ситуаций. Суть их не в передаче знаний о здоровом образе жизни или обучении уходу за своим телом или физическим упражнениям, а в характере организуемой деятельности, в характере комментариев взрослого, в возможности продемонстрировать детьми своих растущих возможностей.
Ребенок должен осознать:
получил ли он удовлетворение от физкультурной деятельности;
ожидал ли он конкретных результатов и добился ли их;
удовлетворен ли он этими результатами;
в чем он видит смысл своей деятельности;
отличается ли ситуация, в которой он сейчас находится, от той, в которой он был в прошлый раз.
Другими словами, следует постоянно работать с собственными смыслами ребенка, помогая ему осознавать себя как человека со своими намерениями, целями, желаниями, симпатиями и антипатиями, человека, наделенного способностями чувствовать, мыслить, понимать, выстраивать свою деятельность.
Разумеется, в три-четыре года такая мыслительная деятельность ребенку еще не под силу. Но это не означает, что начинать ее следует в старшем дошкольном возрасте. Каждый раз после физкультурного занятия, водной процедуры, игры, гимнастики и т.п. следует спрашивать малышей о том, понравилось ли им заниматься, хорошо ли они себя чувствовали, не устали ли они и т.п. Ведь именно так и делают каждый раз их родители. А через некоторое время, например вечером, попросить рассказать о том, чем они занимались днем. Если подобная работа ведется в системе, то постепенно малыши научаются запоминать свои действия, размышлять над ними.
В старшем дошкольном возрасте работу над поиском ребенком своего смысла и целей в общей для всех детей физкультурно-оздоровительной деятельности должна быть предельно целенаправленной. Она предваряет физкультурные мероприятия и завершает их. Следует особо отметить, что ход подобных образовательных ситуаций заранее не планируется, поскольку напрямую зависит от внутренней логики развития физкультурно-оздоровительной деятельности в конкретный временной период времени.
Успех в осознании ребенком своей позиции созидателя в отношении своего здоровья во многом зависит от профессионально-личностных установок воспитателя или физорга, от того, как они понимают основную направленность своего общения, своего совместного проживания различных образовательных ситуаций с ребенком.
Этот тест основан на материалах трех первых лекций по курсу В.Г. Алямовской Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении (Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. - №17-24.) или
http://www.1september.ru
Тест следует выполнять на приведенном ниже бланке:
Фамилия
Имя
Отчество
1. Выберите правильный ответ (подчеркнуть):
1.1. Чье определение здоровья в настоящее время является общепринятым?
а) Г.Спенсера;
б) В.П. Казначеева;
в) Всемирной организации здравоохранения.
1.2. Какой концептуальной модели соответствует определение здоровья ВОЗ?
а) медицинской;
б) биосоциальной;
в) ценностно-социальной.
1.3. Социальное здоровье определяется как:
а) количество и качество межличностных связей индивидуума и степень его участия в жизни общества;
б) вовлеченность в общение, в социальное взаимодействие;
в) способность к саморегуляции состояния.
1.4. Наиболее важным критерием психического здоровья принято считать:
а) критический подход к обстоятельствам жизни;
б) состояние нервной системы;
в) психическое равновесие.
1.5. Заслуга в привлечении внимания к проблеме здоровой личности принадлежит:
а) И.Павлову;
б) Г.Никифорову;
в) В.Бехтереву.
2. Заполните пропуски
2.1. Наличие базовой оздоровительной программы позволяет ….......……..................….. процесс оздоровительной деятельности и обеспечивать ее ……………........................…......... .
2.2. Здоровье — это многоаспектное ......................................……………….. понятие, сущностными характеристиками которого являются физическое, ………...........................………., …….......……..................……… и …...........…….....................…… благополучие человека.
2.3. Сознательные воздействия человека на присущие ему психические явления, выполняемую деятельность, собственное поведение характеризуется в психологии как способность к ……….............................……….. ………...................................………….. .
2.4. Значительная часть самоохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их ……..................................………… о ………...........................………….. .
2.5. Перечислите основные условия развития у ребенка потребности в здоровом образе жизни:
1. .............................................................................................................................
2. ............................................................................................................................. 3. ............................................................................................................................. 4. ............................................................................................................................. 2.6. Перечислите основные принципы педагогики оздоровления:
1. .............................................................................................................................
2. ............................................................................................................................. 3. ............................................................................................................................. 4. ............................................................................................................................. 5. ............................................................................................................................. 2.7. Перечислите обязательные разделы программы лечебно-профилактической работы:
1. .............................................................................................................................
2. ............................................................................................................................. 3. ............................................................................................................................. 4. ............................................................................................................................. 3. Верно или неверно:
3.1. Научных обоснований необходимости комплексного подхода к организации оздоровительной деятельности не существует — .................................... .
3.2. При организации оздоровительной деятельности необходимо учитывать ее психолого-педагогические аспекты — ..................................... .
3.3. Серьезным стрессовым фактором может стать чрезмерность авторитаризма воспитателя, а также непрофессиональный подход к организации межличностного общения детей — ............................... .
3.4. Наличие стрессоров может не вызывать стрессового состояния — ............................... .
3.5. Степень устойчивости настроения показывает наличие стрессорного воздействия — .................... .
4. Вычеркните лишнее:
4.1. Раскрывают характеристики психического состояния такие понятия, как:
а) активация;
б) тонус;
в) настроение;
г) напряжение;
д) стресс.
4.2. Принято характеризовать психические состояния как:
а) положительные;
б) нейтральные;
в) отрицательные.
4.3. В структуре стресса различают:
а) стрессорное воздействие;
б) адаптацию;
в) интерпретацию;
г) дифференциацию;
д) стрессовые изменения.
Список литературы
Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. - №17-24.
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
Зедгенидзе, В.Я. Формирование здоровья ребенка /В.Я. Зедгенидзе //Современный детский сад. - 2007. - №1. - С.25-30.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007.
Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.
Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.
Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. -М., 2002.
Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.
Сергиенко, Т.Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т.Е. Сергиенко //Методист. - 2006. - №10. - С.63-68.
Сивцова, А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. - 2007. - №2. - С.65-68.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003.
Солдатченко С.С., Кащенко Г.Ф. и др. Ароматерапия. Профилактика и лечение заболеваний эфирными маслами. "Таврида", Симферополь, 1999.
Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.
Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.
Шарманова, С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни /С.Б. Шарманова //Управление ДОУ. - 2006. - №4. - С.40-45.
Создание условий для сохранения здоровья воспитанников ДОУ
Автор: Хамидуллина В.С.
заведующий МДОУ №1 г. Зеленодольска,
Высшая квалификационная категория
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения-одна из главных задач развития страны. Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллектив детского сада целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт. Стараемся органически соединить между собой все элементы комплекса:
Образовательного
Медико-профилактического
Физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового
Психологического
Из выше указанного вытекают основные направления создания здоровьесберегающего пространства в детском саду:
Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.
Физическое воспитание
Организация лечебно-профилактической работы с детьми
Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду
Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий регламентируются целой серией нормативно-правовых и инструктивных документов, которые обязаны знать не только руководители, но и рядовые работники дошкольного учреждения, а с некоторыми извлечениями из них нужно знакомить и родителей дошкольников. Основными документами для нас являются СаНПиН и Гигиенические требования к максимальной учебной нагрузке на занятиях с детьми дошкольного возраста.
Гигиенисты отмечают увеличение умственной нагрузки на детей, так как почти каждые три-четыре года вводятся новые предметы, увеличивается риск перегрузки детей, а любая перегрузка ведет к потере здоровья. В нашем детском саду возникают трудности в составлении сетки занятий оттого, что имеются три логопедические группы, а это дополнительные занятия логопедов. Но мы стараемся так составить сетку, чтобы не нарушать требования СаНПиНа (представить сетку занятий).
Работа с нормативными документами отражена в годовом плане и месячных планах работы нашего детского сада. Регулярно на производственных совещаниях проводится изучение инструкций и СаНПиНа. В приемной каждой группы имеется Уголок здоровья, где воспитатели помещают не только рекомендации по укреплению здоровья детей, но и извлечения из СаНПиНа и методических рекомендаций.
В здоровьесберегающем пространстве детского сада особое, самое важное место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы детского сада. Физкультурный зал, физкультурная площадка и спортивные групповые уголки оборудованы в соответствии с требованиями СаНПиНа. Педагоги успешно используют в своей работе такие здоровьесберегающие программы Здоровье В.Г. Алямовской, Здравствуй М.Л.Лазарева, но с учетом соматического здоровья и психофизиологических особенностей детей. В детском саду отработана система физкультурно-оздоровительных мероприятий в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Разработаны упражнения для детей часто-болеющих ОРЗ, физические упражнения для исправления осанки и исправления плоскостопия. С каждой группой таких детей инструктор по физкультуре проводит дополнительные занятия в вечернее время.
Каждый день ребенка в детском саду начинается с утренней гимнастики по возможности на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, дает стимул к рабочей активности на занятии. В утренний отрезок времени на детей ложится наиболее сильная нагрузка в это время проходят занятия. Занятия требуют от детей длительного напряжение, связанного с поддержанием определенной позы и значительными зрительными нагрузками. В связи с этим в учебно-воспитательный процесс мы включаем оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физминутки, которые необходимы для снятия психо-эмоционального напряжения.
Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:
Традиционные
Игровые в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности.
Сюжетно-ролевые, дающие более эмоциональные впечатления, например: Экскурсия в весенний лес.
Тематические занятия: Осень в гости к нам пришла, или с одним предметом Поиграй со мной мяч.
Занятия – тренировки это закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.
Занятия – зачеты для проведения диагностики по основным видам движений и развития физических качеств (2 раза в год).
Спортивные праздники, дни здоровья, праздник Папа, мама и я - спортивная семья.
В нашем детском саду с 2001 года функционирует кабинет ОБЖ, где освобожденный специалист учит детей не только правилам поведения на дорогах, но также дает представление о здоровом образе жизни сюда входят занятия:
Разговор о правильном питании
Формирование привычки ежедневных физкультурных представлений
Формирование представлений о том что полезно и что вредно для организма
Выработка знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
Крайне важно и необходимо формировать у детей каждой возрастной группы спокойную мотивацию выработки гигиенических навыков, умений, привычек, ведущих к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни. Подобная задача может быть решена только совместными усилиями медиков, воспитателей, специалистов и родителей.
После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому наши прогулки состоят из подвижных и спортивных игр, эстафет и соревнований, для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование: лестницы, змейки, дорожки для бега, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, площадки для подвижных игр, игровое оборудование.
Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей. В начале оздоровительного периода проводится беседа с родителями, что позволяет выяснить отношение их к оздоравливающим мероприятиям и составить план оздоровительной работы, учитывая запросы родителей. В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:
Соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа.
Правильная организация прогулок и их длительность: сетка занятий составлена с учетом длительности прогулки не менее полутора часов
Соблюдение сезонной одежды (индивидуальная работа с родителями)
Облегченная одежда в детском саду
Гимнастика после сна
Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей)
Солевые дорожки – младший возраст
Мытье прохладной водой рук по локоть – средний возраст
Комплекс контрастных закаливающих процедур – старший возраст
Полоскание рта лечебными настоями т прохладной водой
Летом ходьба босиком по спортивной площадке
Самомассаж
Витаминотерапия
Фитотерапия
Массаж по назначению врача
Перспектива: продолжать лечебно-оздоровительную работу, разделив ее на три этапа:
1 этап – интенсивная профилактика – подготовка ребенка к самому неблагоприятному в сезоне времени (витаминотерапия, фитотерапия, дыхательная гимнастика, закаливание)
2 этап – восстановительный, на котором используется система защитных мер по предупреждения ОРВИ, ангины – полоскание горла и рта лечебными травами и настоями.
3 этап – реабилитационный – фито- и витаминотерапия, щадящий режим занятий, индивидуальный подход по группе здоровья.
Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду строится на сотрудничестве психолога со всеми структурными подразделениями учреждения. Психолог выявляет факторы, способствующие возникновению и развитию стрессовых, невротических состояний у детей и помогает воспитателям в предупреждении нежелательных аффектных реакций детей. Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребенку. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных и спальных комнат, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке. Большую роль в психо-коррекционной работе психолог отводит музыкотерапии, психогимнастики и театрализованной деятельности. Для этого в каждой группе детского сада и в кабинете психолога оформлены театрализованные уголки с разными видами театров, набором пальчиковых гимнастик. Больше всего дети любят играть с Ласковым дождиком, который успокаивает и поднимает настроение ребенку.
Развивающая среда, современное дидактическое и игровое оборудование, экологический кабинет, цветник, огород дают массу положительных эмоций, душевное равновесие. В детском саду создана логопедическая служба, функционируют 3 логопедические группы. Логопеды проводят групповые и индивидуальные занятия по исправлению дефектов речи. Эти занятия способствуют улучшению психического самочувствия детей, мы стараемся неукоснительно выполнять главную заповедь дошкольного воспитания – не навреди. Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей. Для этого мы используем различные формы работы:
Семинары: Ребенок и здоровье, Нетрадиционные формы оздоравливания детей,
Консультации: Формирование здорового образа жизни дошкольников: использование природных факторов в укреплении здоровья детей, Лето, семья, ребенок
Открытые просмотры: Ежегодно 7 апреля и 21 июня – День здоровья, Папа, мама и я – спортивная семья, спортивное развлечение Мы - спортсмены и другое.
Педсоветы: Оздоровительная работа в детском саду, Организация режима двигательной активности в ДОУ, Азбука питания.
Контроль и руководство:
Тематический контроль. Создание здоровьесберегающей и развивающей среды, Организация режима двигательной активности, Закаливание, конкурс физкультурных уголков в группах. Внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного воспитания.
Самообразование и внедрение ППО: разработаны планы прогулок с учетом двигательной активности детей в старших группах. Внедрены в работу авторские программы: Театральные логоминутки Хисамутдиновой Л.Р., Дорога и дети Кузнецовой Е.В.
Важным направлением деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с семьёй. Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:
Повышение педагогической культуры родителей.
Установка на совместную работу с целью решения здоровьесберегающих задач.
Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Вооружить родителей психолого-педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.
Для этого используем следующие формы работы с родителями:
проведение родительских собраний, семиниров-практикумов, консультаций, дней открытых дверей.
педагогические беседы (индивидуальные и групповые)
совместные занятия и развлечения, труд.
круглые столы с привлечением специалистов детского сада (логопедов, медсестры, врача, инструктора по физкультуре, психолога, музыкантов).
организация совместных дел.
Методы, используемые педагогами в работе с родителями:
анкетирование
посещение семьи
наблюдение за ребенком
беседы с родителями
беседы с ребенком
изучение рисунков на тему: Наша семья и их обсуждение с детьми
Таким образом, одним из основных условий в укреплении здоровья дошкольников является теснейшее сотрудничество педагогов, психологов, медиков, родителей и детей.
Перспектива работы по данной проблеме:
Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний, за счет реализации индивидуального подхода к каждому воспитаннику и системы оздоравливающих мероприятий.
Совершенствование системы физического воспитания на основе внедрения новых методик и технологий.
Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка.
Улучшение материально-технической базы:
Приобретение сухого бассейна
Обновление и пополнение физкультурного оборудования
Дополнить и обновить медоборудование
Приобрести новые бактерицидные лампы
Педагогическое совещание
"Физкультура - это сила и здоровье"
Форма проведения - викторина
Повестка дня
Визитная карточка команд "Спутник" и "Ракета"
Воспитатель-эрудит
использование массажа
гимнастика после дневного сна
закаливающие процедуры
слово-эстафета
Воспитатель должен уметь все.
Составить план-конспект прогулки-похода в зимнее время
Изготовить физкультурное пособие для похода
Придумать игровую ситуацию к предложенному пособию
Воспитатель- физкультурник. "Кто первый?" (составить полосу препятствий)
Анализ просмотренного занятия.
Ход занятия
В современных программах значительное место отводится вопросам охраны и укрепления здоровья детей, создания благоприятных условий для нормального развития.
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность детей, ДА - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является условием всестороннего развития детей. Благоприятное воздействие на организм оказывает только ДА, находящаяся в пределах оптимальных величин. Для этого необходимо соблюдение индивидуально-дифференцированного подхода к детям с учетом уровня ДА. Этим вопросам будет посвящен наш педсовет.
Визитная карточка команд "Спутник" и "Ракета"
Воспитатель-эрудит.
От чего зависит ДА детей? (от времени года, от части суток)
Что такое ДР? (вся динамическая деятельность детей)
Перечислите физкультурно-оздоровительные мероприятия в детском саду (гимнастика, физ. минутки, подвижные игры, индивидуальная работа, прогулки, походы, гимнастика после сна)
Перечислите физкультурно-массовые мероприятия (неделя здоровья, физкультурный досуг, праздник, игры-соревнования)
Перечислите направления работы, входящие в ДР детского сада (занятия, самостоятельная деятельность, детский сад и семья)
Охарактеризуйте детей с высокой ДА
Охарактеризуйте детей с низкой ДА
Воспитатель - практик:
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов ДР.
Назовите вариативные формы проведения утренней гимнастики (традиционная, сюжетная, игрового характера, аэробика, с включением оздоровительных пробежек, с использованием полосы препятствий).
Использование полосы препятствий позволяет предлагать упражнения с увеличением нагрузки, усложнять двигательные задачи, включать различные виды движений.
Создайте полосу препятствий!
Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус.
Назовите разные варианты гимнастики (разминка в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера, гимнастика с использованием тренажеров, пробежки по массажным дорожкам, дыхательная гимнастика, коррекционные игровые упражнения)
Покажите один из видов массажа.
Пополните упражнениями для профилактики плоскостопия, упражнениями и массажем для глаз.
Воспитатель должен уметь все.
Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организационных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, но и повышается ДА, укрепляется здоровье.
Составьте план-конспект прогулки-похода в зимнее время.
Обратите особое внимание на:
сбор и движение
остановка, привал
самостоятельная деятельность детей
движения, комплекс игр и физических упражнений
сбор и возвращение.
Кто первый?
-За 1 минуту необходимо разгадать ребус.
Необходимо найти в нем название спортивного инвентаря (лыжи, маска, коньки, весло, круг, велосипед, ласты, мяч, прыгалки).
Анализ занятия.
Решение
Шире использовать в практике работы детского сада индивидуально-дифференцированный подход при организации и проведении физкультурных занятий.
Учитывать уровень ДА детей при организации физкультурно-оздоровительной работы
Активизировать работу по проведению закаливающих процедур с включением элементов массажа, корригирующей гимнастики.
Организовать во время каникулярной недели прогулку-поход за пределы детского сада.
"Движение как таковое может по своему действию заменить любое средство,
но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения".
Ж. Тиссо
2. Технологии здоровьесберегающей среды в ДОУ
Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий
Время проведения в режиме дня
Особенности методики проведения
Ответственный
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Стретчинг
Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении
Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы
Руководитель физического воспитания
Ритмопластика
Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста
Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка
Руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, педагог ДО
Динамические паузы
Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей
Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия
Воспитатели
Подвижные и спортивные игры
Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп
Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр
Воспитатели, руководитель физического воспитания
Релаксация
В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп
Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы
Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог
Технологии эстетической направленности
Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп
Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса
Все педагоги ДОУ
Гимнастика пальчиковая
С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
Воспитатели, логопед
Гимнастика для глаз
Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
Все педагоги
Гимнастика дыхательная
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры
Все педагоги
Гимнастика бодрящая
Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ
Воспитатели
Гимнастика корригирующая
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей
Воспитатели, руководитель физического воспитания
Гимнастика ортопедическая
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы
Воспитатели, руководитель физического воспитания
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие
2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.
Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение
Воспитатели, руководитель физического воспитания
Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия)
В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом
Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности
Воспитатели, психолог
Коммуникативные игры
1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Воспитатели, психолог
Занятия из серии Здоровье
1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста
Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития
Воспитатели, руководитель физического воспитания, педагог-валеолог
Самомассаж
В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания
Точечный самомассаж
Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста
Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал
Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания
Биологическая обратная связь (БОС)
От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со старшего возраста
Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников
Педагог-валеолог, специально обученный педагог
3. Коррекционные технологии
Арттерапия
Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы
Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий
Воспитатели, психолог
Технологии музыкального воздействия
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей
Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Все педагоги
Сказкотерапия
2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста
Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей
Воспитатели, психолог
Технологии воздействия цветом
Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач
Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка
Воспитатели, психолог
Технологии коррекции поведения
Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста
Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий
Воспитатели, психолог
Психогимнастика
1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.
Занятия проводятся по специальным методикам
Воспитатели, психолог
Фонетическая ритмика
2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин.
Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений
Воспитатели, руководитель физического воспитания, логопед
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Сохранение здоровья детей в процессе обучения и воспитанияИскусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужна врождённая способность и умение, то есть навык, но весьма не многие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы специальные знания.
К. Д. Ушинский
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего,— к ценностям здорового образа жизни.
Основные компоненты здорового образа жизни
Рациональный режим.
Правильное питание.
Рациональная двигательная активность.
Закаливание организма.
Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).
Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
Формирование культурно-гигиенических навыков.
Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей биоритмического портрета ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении.
В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Основные принципы рационального питания:
Обеспечение баланса
Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
Соблюдение режима питания.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
Культура здоровья и культура движения — два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.
Основными условиями формирования двигательной культуры являются:
Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.
Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.
В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.
Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, в частности, метеорологических, повышается выносливость организма.
Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.
Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.
Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников
Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Реализация данного направления обеспечивается:
направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);
комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;
формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.
Планомерное сохранение и развитие здоровья необходимо осуществлять по нескольким направлениям.
Лечебно-профилактическое (профилактика заболеваний, национальный календарь профилактических прививок, витаминизация и др.).
Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов: элементы аутотренинга, психогимнастика, музыкотерапия).
Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных способностей и интересов; предоставление свободы выбора, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.)
Формирование валеологической культуры ребенка, основ валелогического сознания (знания о здоровье, умение сберегать поддерживать и сохранять его, воспитание осознанного отношения к здоровью и жизни).
Методические рекомендации педагогам – психологам ДОУ и ОУ
для проведения родительских собраний на тему:
Роль семьи в формировании здорового образа жизни
Тихая полноводная река, в ней купаются дети, не умеющие хорошо плавать. Впереди – огромный водопад. Неожиданно течение подхватывает и уносит детей. Они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть, а мы взрослые стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение и учить их плавать. Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша общая задача – научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего укреплению и сохранению здоровья.
Состояние здоровья наших детей оставляет желать лучшего. И рост заболеваемости связан не только с неблагоприятной экологической обстановкой, с постоянным ростом нагрузок, психоэмоционального перенапряжения и гиподинамии, но и с отказом родителей вести здоровый образ жизни X
Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в
семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня
их образования. В результате мы имеем формирование у детей вредных привычек, от которых избавиться бывает очень трудно.
Часто уровень знаний и умений родителей в области
воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок, а интерес к данной
проблеме возникает лишь тогда, когда ребёнку уже требуется
психологическая или медицинская помощь. Большинство родителей не
понимают самой сущности понятия здоровье, рассматривая его только как
отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физического,
психического и социального благополучия.
Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.
Необходимо донести родителям значение ежедневного воспитания своего ребенка, обучения искусству укрепления здоровья.
Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.
Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.
Для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".
Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:
- знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
- умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;
- понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;
- знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;
- умение правильно строить режим дня и выполнять его;
- знание основных правил рационального питания с учетом возраста;
- понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;
- знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
- знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;
- знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;
- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
- умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;
- знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни;
- умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни.
Формирование ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи.
Родители должны развивать интерес ребенка к профессиональной и бытовой деятельности членов своей семьи, формировать понимание их социальной значимости. Воспитывать в ребенке доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, положительную самооценку, оптимистическое отношение к жизни, умение выражать свои чувства, способность верить в собственные силы и доверять миру. Развивать у него навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, умение понимать чувства другого, общаться и взаимодействовать в группе.
Осваивая эти знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это улучшает психологическое самочувствие в школе, способствует более успешному обучению.
Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:
- положительная динамика физического состояния вашего ребенка;
- уменьшение заболеваемости;
- формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;
- снижение уровня тревожности и агрессивности.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз