Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Современный хоровой репертуар для ДМШ | Рогожина Светлана Владимировна. Работа №316485

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматриваются и анализируются вопросы и проблемы интерпретации и репетиционных методик современного хорового репертуара в работе с учебными хоровыми творческими коллективами. Анализ и выводы, приведенные в статье, основаны на более чем двадцатилетнем стаже работы с хоровыми коллективами в детской музыкальной школе, что позволяет преподавателю хора четко структурировать работу над репертуаром в процессе освоения, начиная с его выбора и анализа, и заканчивая репетициями и концертным выступлением. 

 

Рогожина Светлана Владимировна

СПб ГБУ ДО «ДШИ «ОЦЭВ»

Преподаватель

Современный хоровой репертуар: вопросы интерпретации и репетиционных методик с учебными творческими коллективами.

Репетиционный режим и методы репетиционной работы выбираются в зависимости от особенностей репертуара, уровня подготовки детского хора, количества репетиционных часов в неделю. Репетиционной работе предшествует изучение руководителем хора партитуры исполняемого произведения. Создается репетиционный план, который включает в себя формы и методы разучивания детского хорового произведения, определение технических трудностей и способов их преодоления.

Обычно репетиция состоит из таких разделов как распевание хорового коллектива (разогрев голосового аппарата, формирование и развитие вокально-хоровых навыков певцов, упражнения хорового сольфеджио), разбор нового произведения, вокально-техническое освоение произведений, находящихся в процессе разучивания, художественное освоение произведений, находящихся в процессе разучивания.

Значительное место в системе хорового обучения занимают вокальные упражнения. Упражнения это многократно повторяемое, специально организованное действие, которое направлено на улучшение качества его выполнения. Эти упражнения могут помогать решать также различные вокальные и учебные задачи. Главная задача - расширение диапазона. К высоким и к низким нотам можно и нужно подходить лишь последовательно. На вокальных упражнениях могут решаться задачи развития музыкального слуха, координации между слухом и голосом. Также вокальные упражнения прекрасно формируют основные вокальные навыки, начиная с кантилены и заканчивая ровностью диапазона, позволяют проработать различные исполнительские штрихи, приёмы.

Разучивать произведения a cappella лучше без инструмента, так как это способствует более внимательному восприятию детей к собственной интонации и помогает решению задачи установления чистого хорового строя. Можно подыграть в интервально сложных местах (модуляциях, неудобных гармонических оборотах). Обязательно разучивать партитуру сольфеджио, для осознанного и интонационно качественного исполнения.

Первоначальный разбор произведений можно проводить как на занятиях со всем составом хора, так и на занятиях с группами или отдельными партиями. Раздельные репетиции обеспечивают быстрое освоение материала это продуктивный метод работы над ансамблем, строем и дикцией каждой партии; способствуют достижению выразительного, рельефного звучания мелодических линий в многоголосии. Поэтому проведение раздельных репетиций широко применяется не только на стадии разбора произведения, но и в процессе всей работы.

Знание хоровых партий лучше периодически проверять в форме индивидуального опроса. Такой метод помогает воспитывать ответственность каждого учащегося перед коллективом и дает возможность руководителю осуществлять систематический вокальный контроль над каждым певцом хора. При изучении поэтического текста не следует целиком полагаться на способность детей быстро заучивать слова. Хормейстеры обычно применяют различные способы в облегчении процесса выучивания слов ритмическое чтение текста всем хором; чтение хором текста вне рисунка произведения; скороговоркой и т. д.

Очень важно правильно определить репетиционный темп. Он должен быть не слишком быстрым, чтобы обеспечивать возможность тщательного выполнения всех задач, и в то же время не слишком медленным, ибо может привести к выработке несоответствующих конечной цели характера звука и певческих приемов. При изучении подвижных произведений нужно осторожно и постепенно решать задачу ускорения темпа. Несвоевременно ускоренный темп может легко разрушить налаженный процесс исполнения. Работать над произведением следует по фразам или частям, в соответствии со смыслом литературного текста и музыки. Каждое повторение того или другого эпизода или произведения в целом должно быть творческим, иметь конкретные задачи и способствовать улучшению исполнения. Большое место в работе занимает работа над фразировкой. Его важнейшими средствами являются переменная динамика, цезуры, экспрессия метроритмического движения, характер произношения текста.

Внимание к ансамблю, слаженности звучания имеет чрезвычайно важное значение и, конечно, совершенствуются только в процессе активной и сознательной репетиционной работы. Ансамбль тембровый главной задачей ставит внимательное отношение обучающихся к общему звучанию партии хора, к той окраске тона, которая наиболее полно отвечает данной художественно исполнительской задаче. Дикционный ансамбль определяется правилами и манерой формирования гласных и согласных звуков, особенностями произношения тех или иных букв, слов, исходя из принятых законов орфоэпии.

Имеет значение и агогический ансамбль  небольшие отклонения от темпа в сторону его ускорения или замедления. Особенно часто агогические изменения определяются необходимостью выделить то или иное важное слово. В хоровом пении понятие «ансамбль» это единство, уравновешенность в тексте, мелодии, ритме, динамике; поэтому для хорового исполнения необходимы единообразие и согласованность в характере звукообразования, произношения, дыхания. Необходимо научить, обучающихся прислушиваться к звучащим рядом голосам. Хормейстеру необходимо рассаживать детей на репетициях так же, как они будут стоять на концерте. Каждый поющий должен привыкнуть к голосу соседа.

Последние две - три репетиции желательно проводить в том же концертном помещении, где предполагается выступление хора. На генеральных прогонах уточняется трактовка произведений, темповые соотношения, динамика, образная характеристика, определяются моменты организационного порядка выход коллектива на сцену, уход со сцены, расположение хора, солистов, аккомпаниатора в связи с акустикой зала. В моменты «прогонов» полезно записывать исполнение программы хора на аудио или видео устройства. Этот прием дает поразительный эффект. Когда дети поют в хоре, им кажется, что все хорошо, работать больше не над чем. Прослушав запись, дети вместе с руководителем отмечают недостатки исполнения и при последующей записи стараются их устранить.

На прогонах певцы должны исполнять концертную программу только стоя, причем обязательно на подставках (хоровых станках). При пении в привычном для певцов рабочем положении, сидя, закрепляются многие навыки по преодолению трудностей интонационных, тесситурных, динамических и т. д. Во время прогонов вокальный аппарат работает в другом режиме, т. е. стоя, возникают иные ощущения дыхания и вокальной опоры. Генеральные прогоны обычно проводятся накануне выступления, программа исполняется в том порядке, в котором будет потом звучать на концерте. После последнего прогона целесообразно предоставить коллективу небольшой отдых.

Предконцертная репетиция (перед выходом хора на сцену) должна длится недолго, она носит характер «разогревания» певческих голосов. В короткий отрезок времени руководитель хора должен собрать внимание певцов, успеть пропеть с ними наиболее важные фрагменты произведений, чтобы удостовериться в том, что коллектив готов к работе. Целиком поются лишь те сочинения, которые вызывают какие либо трудности. Завершить предконцертный прогон лучше песней, с которой будет начинаться выступление хора. В этом просматривается фактор «психологического удобства», потому что к началу концерта в памяти певцов отложится только что прозвучавшая музыка.

Использованные источники:

1. https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=13874

2. Г.П. Стулова «Хоровое пение». «Планета музыки», 2014

3. https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=13874

4. https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/01/18/metodika-raboty-s-detskim-khorom

5. Д. Е. Огороднов. Методика музыкально-певческого воспитания. 2014.

6. В. В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренинг. СПб, 2010.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×