Современный хоровой репертуар для ДМШ | Рогожина Светлана Владимировна. Работа №316485
В статье рассматриваются и анализируются вопросы и проблемы интерпретации и репетиционных методик современного хорового репертуара в работе с учебными хоровыми творческими коллективами. Анализ и выводы, приведенные в статье, основаны на более чем двадцатилетнем стаже работы с хоровыми коллективами в детской музыкальной школе, что позволяет преподавателю хора четко структурировать работу над репертуаром в процессе освоения, начиная с его выбора и анализа, и заканчивая репетициями и концертным выступлением.
Рогожина Светлана Владимировна
СПб ГБУ ДО «ДШИ «ОЦЭВ»
Преподаватель
Современный хоровой репертуар: вопросы интерпретации и репетиционных методик с учебными творческими коллективами.
Репетиционный режим и методы репетиционной работы выбираются в зависимости от особенностей репертуара, уровня подготовки детского хора, количества репетиционных часов в неделю. Репетиционной работе предшествует изучение руководителем хора партитуры исполняемого произведения. Создается репетиционный план, который включает в себя формы и методы разучивания детского хорового произведения, определение технических трудностей и способов их преодоления.
Обычно репетиция состоит из таких разделов как распевание хорового коллектива (разогрев голосового аппарата, формирование и развитие вокально-хоровых навыков певцов, упражнения хорового сольфеджио), разбор нового произведения, вокально-техническое освоение произведений, находящихся в процессе разучивания, художественное освоение произведений, находящихся в процессе разучивания.
Значительное место в системе хорового обучения занимают вокальные упражнения. Упражнения – это многократно повторяемое, специально организованное действие, которое направлено на улучшение качества его выполнения. Эти упражнения могут помогать решать также различные вокальные и учебные задачи. Главная задача - расширение диапазона. К высоким и к низким нотам можно и нужно подходить лишь последовательно. На вокальных упражнениях могут решаться задачи развития музыкального слуха, координации между слухом и голосом. Также вокальные упражнения прекрасно формируют основные вокальные навыки, начиная с кантилены и заканчивая ровностью диапазона, позволяют проработать различные исполнительские штрихи, приёмы.
Разучивать произведения a cappella лучше без инструмента, так как это способствует более внимательному восприятию детей к собственной интонации и помогает решению задачи установления чистого хорового строя. Можно подыграть в интервально сложных местах (модуляциях, неудобных гармонических оборотах). Обязательно разучивать партитуру сольфеджио, для осознанного и интонационно качественного исполнения.
Первоначальный разбор произведений можно проводить как на занятиях со всем составом хора, так и на занятиях с группами или отдельными партиями. Раздельные репетиции обеспечивают быстрое освоение материала – это продуктивный метод работы над ансамблем, строем и дикцией каждой партии; способствуют достижению выразительного, рельефного звучания мелодических линий в многоголосии. Поэтому проведение раздельных репетиций широко применяется не только на стадии разбора произведения, но и в процессе всей работы.
Знание хоровых партий лучше периодически проверять в форме индивидуального опроса. Такой метод помогает воспитывать ответственность каждого учащегося перед коллективом и дает возможность руководителю осуществлять систематический вокальный контроль над каждым певцом хора. При изучении поэтического текста не следует целиком полагаться на способность детей быстро заучивать слова. Хормейстеры обычно применяют различные способы в облегчении процесса выучивания слов – ритмическое чтение текста всем хором; чтение хором текста вне рисунка произведения; скороговоркой и т. д.
Очень важно правильно определить репетиционный темп. Он должен быть не слишком быстрым, чтобы обеспечивать возможность тщательного выполнения всех задач, и в то же время не слишком медленным, ибо может привести к выработке несоответствующих конечной цели характера звука и певческих приемов. При изучении подвижных произведений нужно осторожно и постепенно решать задачу ускорения темпа. Несвоевременно ускоренный темп может легко разрушить налаженный процесс исполнения. Работать над произведением следует по фразам или частям, в соответствии со смыслом литературного текста и музыки. Каждое повторение того или другого эпизода или произведения в целом должно быть творческим, иметь конкретные задачи и способствовать улучшению исполнения. Большое место в работе занимает работа над фразировкой. Его важнейшими средствами являются переменная динамика, цезуры, экспрессия метроритмического движения, характер произношения текста.
Внимание к ансамблю, слаженности звучания имеет чрезвычайно важное значение и, конечно, совершенствуются только в процессе активной и сознательной репетиционной работы. Ансамбль тембровый главной задачей ставит внимательное отношение обучающихся к общему звучанию партии хора, к той окраске тона, которая наиболее полно отвечает данной художественно – исполнительской задаче. Дикционный ансамбль определяется правилами и манерой формирования гласных и согласных звуков, особенностями произношения тех или иных букв, слов, исходя из принятых законов орфоэпии.
Имеет значение и агогический ансамбль – небольшие отклонения от темпа в сторону его ускорения или замедления. Особенно часто агогические изменения определяются необходимостью выделить то или иное важное слово. В хоровом пении понятие «ансамбль» — это единство, уравновешенность в тексте, мелодии, ритме, динамике; поэтому для хорового исполнения необходимы единообразие и согласованность в характере звукообразования, произношения, дыхания. Необходимо научить, обучающихся прислушиваться к звучащим рядом голосам. Хормейстеру необходимо рассаживать детей на репетициях так же, как они будут стоять на концерте. Каждый поющий должен привыкнуть к голосу соседа.
Последние две - три репетиции желательно проводить в том же концертном помещении, где предполагается выступление хора. На генеральных прогонах уточняется трактовка произведений, темповые соотношения, динамика, образная характеристика, определяются моменты организационного порядка – выход коллектива на сцену, уход со сцены, расположение хора, солистов, аккомпаниатора в связи с акустикой зала. В моменты «прогонов» полезно записывать исполнение программы хора на аудио или видео устройства. Этот прием дает поразительный эффект. Когда дети поют в хоре, им кажется, что все хорошо, работать больше не над чем. Прослушав запись, дети вместе с руководителем отмечают недостатки исполнения и при последующей записи стараются их устранить.
На прогонах певцы должны исполнять концертную программу только стоя, причем обязательно на подставках (хоровых станках). При пении в привычном для певцов рабочем положении, сидя, закрепляются многие навыки по преодолению трудностей – интонационных, тесситурных, динамических и т. д. Во время прогонов вокальный аппарат работает в другом режиме, т. е. стоя, возникают иные ощущения дыхания и вокальной опоры. Генеральные прогоны обычно проводятся накануне выступления, программа исполняется в том порядке, в котором будет потом звучать на концерте. После последнего прогона целесообразно предоставить коллективу небольшой отдых.
Предконцертная репетиция (перед выходом хора на сцену) должна длится недолго, она носит характер «разогревания» певческих голосов. В короткий отрезок времени руководитель хора должен собрать внимание певцов, успеть пропеть с ними наиболее важные фрагменты произведений, чтобы удостовериться в том, что коллектив готов к работе. Целиком поются лишь те сочинения, которые вызывают какие – либо трудности. Завершить предконцертный прогон лучше песней, с которой будет начинаться выступление хора. В этом просматривается фактор «психологического удобства», потому что к началу концерта в памяти певцов отложится только что прозвучавшая музыка.
Использованные источники:
1. https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=13874
2. Г.П. Стулова «Хоровое пение». – «Планета музыки», 2014
3. https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=13874
4. https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/01/18/metodika-raboty-s-detskim-khorom
5. Д. Е. Огороднов. Методика музыкально-певческого воспитания. 2014.
6. В. В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб, 2010.