Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Современный педагог в условиях развития инклюзивного образования | Рамазанова Светлана Викторовна. Работа №278842

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Рамазанова Светлана Викторовна
Из личного опыта работы в качестве учителя домашнего дистанционного обучения: особые условия работы с детьми с ОВЗ, психологическая и техническая готовность к работе с такой категорией обучающихся. Плюсы и минусы такого формата обучения и необходимость перехода  к инклюзивной форме оучения детей с ОВЗ. Положительные моменты инклюзивного образования, но в переходный период не избежать трудностей. Это закономерный процесс любого крупномасштабного нововведения. Но как известно, дорогу осилит идущий.

Современный педагог в условиях развития инклюзивного образования

Учительство всегда считалось и считается наиболее передовой частью общества, восприимчивой к новым идеям и новым веяниям, диктуемым временем и прогрессом. Ведь в последствии учитель сам становится носителем этих идей и знаний. Чтобы соответствовать своему званию, учителю приходится постоянно совершенствоваться как в профессиональном, так и в личностном плане, быть мобильным и гибким в своём мышлении и практической направленности. Не всегда это проходит гладко… Я хочу поделиться некоторыми мыслями по этому поводу, основываясь на собственном опыте.

Закончив педагогический вуз, я пришла работать в школу, страшно сказать, 30 лет тому назад, в самую обычную, общеобразовательную школу. Знаний, полученных в вузе, вроде бы, было достаточно, но школьная практика показала, что мне, молодому учителю, не хватает педагогического опыта, было налицо расхождение теории и практики, личностная и профессиональная адаптация проходили непросто. Я не буду перечислять все трудности, с которыми я столкнулась, назову лишь коммуникативные: незнакомая среда – педагогический коллектив, проблемы с, так называемыми, «трудными» детьми, порой непонимание со стороны родителей. Ещё хочу отметить недостаточную сформированность организационных навыков, как следствие этому отсутствие дисциплины на уроках и налаженной учебной деятельности. Выше перечисленные трудности напрямую были связаны с отсутствием психологической готовности к работе в школе.

Был в моей педагогической практике бесценный опыт, когда я на протяжении нескольких лет работала учителем домашнего дистанционного обучения. Этим опытом я и хочу поделиться. Другая ученическая среда, другие условия, другие методы и темпы обучения… В общем, всё иначе. Поначалу приходилось трудно: пришлось осваивать работу в I – классе, посещать различные курсы и семинары по дистанционным формам обучения и т. д. Это, как говорится, техническая сторона вопроса. С ней было всё более-менее понятно… Что касается детей, здесь был абсолютно незнакомый контингент – дети с ОВЗ, или дети с особыми потребностями: разные диагнозы, уровни развития, характеры, условия проживания, обстановка в семье Страха не было, присутствовала некая настороженность: как примут? чего ожидать? будет ли налажен контакт? Дети были особые, но и я была уже другой: психологически более зрелой, с немалым жизненным опытом, каким-то своим внутренним миром. Хочу поделиться радостью: всё состоялось, всё сложилось… Я стала для этих детей не только учителем, но ещё и другом, которому можно доверить самое сокровенное, а для родителей советчиком. Порой приходилось разрешать конфликты, возникающие между «отцами и детьми», выступая в роли семейного психолога. Вот здесь и пригодился мой жизненный опыт и багаж накопленных знаний, почерпанных из книг и других источников. Итак, ключевую роль в моём успешном старте в качестве учителя домашнего дистанционного обучения сыграла внутренняя готовность (опять психологический аспект). Ещё один важный момент. Дети с ОВЗ, находясь с учителем наедине, более открыты и естественны, чем дети в классном коллективе, где им приходится играть навязанную большинством или лидирующим меньшинством роль, порой им несвойственную (так называемое, чувство толпы). Это облегчает общение учитель - ученик в первом случае и затрудняет во втором.

Сегодня же мы говорим об инклюзивном образовании, как о приоритетном направлении развития образования на ближайшие годы. Ребенок с особыми потребностями, обучаясь в специализированном учреждении или находясь на домашнем обучении, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает его в развитии. Порой учитель выступает одной из немногих ниточек, связывающих его с внешним миром. А ведь он, этот ребёнок, как и любой другой, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми. Инклюзия взаимовыгодна как для детей нетипичных, так и для здоровых. Последние, проходя через инклюзивное образование, становятся более развитыми в психологическом и социальном плане: у них появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания (эмпатия), становятся общительными и терпимыми… Это очень важно в условиях  общества, нацеленного на толерантность. Положительных моментов много… Но в переходный период ожидает и немало трудностей…

В связи с этим возникает масса вопросов: Что несёт инклюзия учителю? Чего ожидать от инклюзивного образования? Какова роль учителя в условиях перехода на инклюзив? Идея инклюзивного образования по-настоящему займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если ею «переболеет» каждый учитель, пропустит через себя и сделает составной частью своего профессионального мышления. Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя не сразу включаются в инклюзию. Они проходят несколько стадий: сначала сопротивление, затем пассивное, а после активное принятие. Они испытывают страх… Страх - естественное состояние любого организма в условиях перемен. А инклюзив – это перемены, да ещё какие! Когда речь идет о правах большой группы детей (более 2 млн.), перемен не избежать. Боязнь не справиться, боязнь ответственности и риска, боязнь потери контроля над процессом и, как следствие, вынужденный поиск помощи на стороне, признание тем самым своей профессиональной несостоятельности – всё это временные явления. Вам понадобится, по мнению специалистов, около шести недель, чтобы адаптироваться в новых условиях… Совет один, и он прост: нужно делать свое дело, несмотря ни на что. Взгляните своим страхам в лицо и не останавливайтесь, тогда они рассеются, как туман… И снова вам понадобится внутренняя работа над собой… Знайте, школьники и нетипичные дети, родители тех и других – все они тоже испытывают страх, причём не меньший. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и благоприятного климата в классе в целом. И тут всё зависит от учителя: его психологической и профессиональной зрелости и готовности к инклюзии, умении объяснять и убеждать, способности контролировать процесс перехода и, если понадобится, корректировать его.

Хочу закончить своё повествование отрывком из собственного рассказа «Девочка и море». Девочка в инвалидном кресле и дама благородных кровей глубоко преклонного возрасте (тоже в инвалидном кресле) знакомятся на палубе корабля, плывущего в Россию…

«…- Море? Ты когда-нибудь разговаривала с ним? Так вот, если ты ответишь на этот вопрос, поймёшь главное: и про море, и про себя, и про жизнь вообще…

- Но я же никогда не видела море… Я в первый раз ездила отдыхать…

- А сейчас?

- Пока оно мне постоянно что-то шепчет, - ответила, немного подумав, Тася.

- Значит, ты всё же слышишь его? – обрадовалась дама.

- Конечно, слышу. Только мама почему-то мне не верит, - в словах Таси звучала лёгкая досада

- Деточка, море хочет сказать, что ты особенная, ни такая, как все: замученная, обозлённая, испуганная… В тебе есть свет… А море не обманешь…

- Свет? – удивилась девочка. – Почему я его не вижу?

- Его видят другие, дитя моё…

- И море тоже?

- И море тоже, - повторила Ксения Андреевна. – Море знает всё… Ему же столько лет!

- Так вот что оно мне хотело сказать! – обрадовалась Тася

- Ксения Андреевна! … А почему море не со всеми говорит?

- Оно говорит с теми, кто умеет слушать и хочет быть услышанным.

- Всего-то? – удивилась Тася. – Это же так просто.

- Просто, на первый взгляд… Сейчас, дружок, всё больше людей, которые предпочитают разговаривать не с себе подобными, не с живыми существами, а с бумажками, на которые всё покупается… Таких море игнорирует, - произнесла невесело Ксения Андреевна.

- Оно же большое, его на всех хватит…

- Было бы желание… Есть и такие, что ведут беседы с вещами: кто с чайником, кто с письменным столом, а кто и с пылесосом… Так что море – не самый худший вариант, - усмехнулась Ксения Андреевна. - Но это всё от одиночества или от безумства… Таких много, их жаль… Но они не безнадёжны…

- А мама? Почему она не слышит?

- Я же говорю, от одиночества…

- Но у неё есть я! - возразила решительно Тася.

- Значит, у неё всё получится!

- Тася! – закричала издалека темноволосая женщина в длинном розовом сарафане и помахала рукой.

- Мама! – отозвалась радостно девочка и «шляпка мухомора» опять заплясала в воздухе.

- Тасик, ты не устала? – спросила заботливо мать, едва приблизившись

- Мама, мама, - затараторила Тася, - я же говорила, говорила, что море живое и умеет говорить! А ты мне не верила! Вот и Ксения Андреевна слышит море! Это правда!

- Успокойся, деточка, у мамы всё ещё впереди, - вставила дама с камеей.

- Я попробую, милая, ты только не волнуйся, - сказала мать разгорячённой девчушке.

- Тогда пойдём, я научу тебя, как разговаривать с морем… Пойдём? – спросила с надеждой Тася.

- Ну, пойдём, - ответила нерешительно мать, поглядывая на седую женщину с благородным лицом и пытаясь найти в её глазах поддержку. Та только предупредила:

- Дитя моё, с первого раза может не получиться…

- «Было бы желание…», - сказала на прощание девочка, заговорщически подмигнув Ксении Андреевне и крепко сжав мамину руку…»

Рамазанова Светлана Викторовна,

Учитель математики МБОУ «СШ №29»,

Г. Нижневартовск

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×