Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Современный подход формирования экологической культуры детей дошкольного возраста | Кобзарь Лариса Николаевна. Работа №351279. Номер работы: №351279

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к формированию экологической культуры у дошкольников, подчеркивается важность экологического воспитания в раннем возрасте. Анализируется значение экологического образования для развития личности ребенка и его мировоззрения. В статье приводятся методы и приемы, позволяющие привить детям любовь и бережное отношение к природе, развить у них осознанное восприятие окружающей среды. Подчеркивается роль педагога в организации экологической среды, способствующей формированию у детей устойчивого интереса к природоохранной деятельности.

Ключевые слова: экологическая культура, дошкольное образование, экологическое воспитание, дети дошкольного возраста, бережное отношение к природе, экология, природоохранная деятельность, экологическое образование, воспитатель, ДОУ.

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Кобзарь Лариса Николаевна, воспитатель

ГБОУ ХО «Клиновский детский сад «Калиночка» Алешкинского МО», с. Клины

 

Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к формированию экологической культуры у дошкольников, подчеркивается важность экологического воспитания в раннем возрасте. Анализируется значение экологического образования для развития личности ребенка и его мировоззрения. В статье приводятся методы и приемы, позволяющие привить детям любовь и бережное отношение к природе, развить у них осознанное восприятие окружающей среды. Подчеркивается роль педагога в организации экологической среды, способствующей формированию у детей устойчивого интереса к природоохранной деятельности.

Ключевые слова: экологическая культура, дошкольное образование, экологическое воспитание, дети дошкольного возраста, бережное отношение к природе, экология, природоохранная деятельность, экологическое образование, воспитатель, ДОУ.

 

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста сегодня является важнейшей задачей образовательной деятельности. В условиях роста глобальных экологических проблем развитие у детей понимания окружающей среды и бережного отношения к природе приобретает особую значимость. Заложенные в раннем возрасте основы экологической культуры формируют у ребенка осознанное отношение к природе, понимание её ценности и необходимости сохранения. Современный подход к экологическому воспитанию в детских садах направлен на развитие у детей устойчивого интереса к природе и активного участия в её охране.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте способствует формированию у ребенка таких качеств, как отзывчивость, наблюдательность и любознательность. Дошкольник воспринимает мир через эмоционально-чувственное восприятие, и именно на этом этапе закладывается основа для экологического мировоззрения, которое станет фундаментом для дальнейшего экологически ориентированного поведения. При этом современный подход к экологическому воспитанию предполагает создание условий, в которых дети смогут взаимодействовать с природой и изучать её через личный опыт, что позволяет максимально эффективно донести до них важные экологические принципы.

Одним из ключевых методов формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста является метод погружения в природу. Воспитатели организуют занятия и прогулки, которые позволяют детям наблюдать за изменениями в окружающей среде, изучать растения, животных и сезонные изменения. Такое погружение в природную среду позволяет детям не только лучше понять процессы, происходящие в природе, но и развивает у них эмоциональную привязанность к ней. Воспитатель, обращая внимание детей на красоту природы и объясняя её значимость, помогает формировать у них осознанное и бережное отношение к окружающему миру.

Экологические проекты и тематические занятия также играют важную роль в формировании экологической культуры у дошкольников. Проектная деятельность позволяет детям активно участвовать в изучении природы, что способствует развитию познавательных и практических навыков. Например, создание мини-огородов, уход за растениями, наблюдение за ростом цветов — такие занятия дают детям возможность самостоятельно ухаживать за живыми существами, изучать условия, необходимые для их жизни, и видеть результаты своего труда. В процессе такой деятельности дети начинают понимать, что они могут внести вклад в природу и почувствовать свою ответственность за её состояние.

Важную роль в формировании экологической культуры играет экологическая среда, созданная в дошкольном учреждении. Современный подход предполагает, что ДОУ должно быть наполнено элементами природного мира: уголки с растениями, аквариумы с рыбками, мини-зоны с живыми растениями и природными материалами. Такие элементы помогают детям ощущать природу как часть своей повседневной жизни и позволяют постоянно поддерживать их интерес к окружающей среде. Кроме того, наличие природных объектов в ДОУ развивает у детей эстетическое восприятие и учит их ценить красоту окружающего мира.

Одним из наиболее эффективных способов формирования экологической культуры у дошкольников является привлечение их к природоохранной деятельности. Дети с удовольствием участвуют в коллективных акциях по уборке территории, высаживанию растений, сбору природных материалов. Эти мероприятия формируют у ребенка чувство ответственности за чистоту и порядок, побуждают его заботиться о своем окружении. Участие в таких природоохранных акциях развивает у детей позитивное отношение к природе и помогает осознать, что каждый человек вносит вклад в сохранение экологии.

Роль воспитателя в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста заключается в организации экологической среды и в выборе форм и методов экологического воспитания, соответствующих возрастным особенностям детей. Педагог становится примером экологически ответственного поведения для ребенка, что особенно важно, так как дети в этом возрасте склонны подражать взрослым. Воспитатель должен проявлять бережное отношение к природе, соблюдать правила экологического поведения и объяснять их детям. Это позволит дошкольникам понять, что сохранение природы — это не только слова, но и конкретные действия, которые они могут выполнять в своей повседневной жизни.

Эффективное экологическое воспитание требует от воспитателя постоянного поиска новых форм работы, таких как экологические экскурсии, опыты с природными материалами, наблюдения и беседы. Благодаря такому подходу у детей формируется осознанное понимание необходимости беречь природу и сохранять её для будущих поколений. Важно, чтобы воспитатель мотивировал детей на самостоятельные наблюдения и исследования, побуждал их задавать вопросы, искать ответы и делать выводы. Это развивает у детей исследовательские навыки, учит их анализировать информацию, что является основой для формирования экологического мировоззрения.

Таким образом, современный подход к формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста основан на создании условий, способствующих осознанному восприятию окружающего мира и формированию ответственного отношения к природе. Экологическое воспитание в детском саду — это процесс, направленный на развитие у детей любви и уважения к природе, понимания её ценности и значимости для жизни человека. Воспитатель, организующий экологическую деятельность, играет ключевую роль в этом процессе, закладывая в дошкольниках основы экологического сознания, которые станут прочной базой для формирования их личностных качеств и поведения в будущем.

 

Список литературы

 

1. Дерепаскина Т. В. Современный взгляд на проблему экологического образования детей дошкольного возраста / Т. В. Дерепаскина, Е. А. Корякина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 310-312.

2. Симонова Е. Н. Творческий подход к организации экологического воспитания дошкольников / Е. Н. Симонова, О. В. Москалева, Л. В. Елисеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 178-181.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×