Современный подход формирования экологической культуры детей дошкольного возраста | Муратова Евгения Сергеевна. Работа №345609. Номер работы: №345609
Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. Описаны эффективные методики и педагогические приёмы, направленные на развитие у детей бережного отношения к природе и осознания своей роли в сохранении окружающей среды. Приведены примеры занятий и проектов, которые можно использовать в дошкольных образовательных учреждениях для воспитания экологически ответственного поведения.
Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольники, экологическая культура, природа, педагогические приёмы, проектная деятельность.
Современный подход формирования экологической культуры детей дошкольного возраста
Муратова Евгения Сергеевна, воспитатель
МДОУ Детский сад № 241 «Дельфиненок»
Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. Описаны эффективные методики и педагогические приёмы, направленные на развитие у детей бережного отношения к природе и осознания своей роли в сохранении окружающей среды. Приведены примеры занятий и проектов, которые можно использовать в дошкольных образовательных учреждениях для воспитания экологически ответственного поведения.
Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольники, экологическая культура, природа, педагогические приёмы, проектная деятельность.
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач современного дошкольного образования. В условиях глобального изменения климата и ухудшения экологической ситуации роль педагогов возрастает, ведь именно в детстве закладываются основные поведенческие и ценностные установки, которые ребёнок будет применять в будущем. Современный подход к экологическому воспитанию предусматривает создание условий, в которых ребёнок сможет осознать важность сохранения природы, понять свою роль в этом процессе и научиться экологически безопасному поведению.
Один из ключевых элементов экологического воспитания дошкольников — это непосредственный контакт детей с природой. Практическое взаимодействие с окружающей средой помогает детям увидеть её красоту и разнообразие, осознать взаимосвязи в природе и почувствовать ответственность за её сохранение. Например, организуя экскурсии в парки, леса или даже в школьный двор, воспитатели могут познакомить детей с разными растениями и животными, объяснить их роль в экосистеме, обсудить, почему важно заботиться о них. Кроме того, воспитатель может предложить детям наблюдать за изменениями природы в разное время года, что также способствует развитию экологического мышления.
Одним из эффективных методов формирования экологической культуры является проектная деятельность, которая позволяет детям на практике применять полученные знания. Например, в дошкольных учреждениях можно организовать проект «Мой мини-огород», где дети вместе с воспитателем высаживают растения, ухаживают за ними и наблюдают за их ростом. Такой проект не только способствует развитию экологических знаний, но и учит детей терпению, ответственности и уважению к живым существам. Каждый ребёнок видит результат своего труда, что усиливает мотивацию и интерес к заботе о природе.
Важную роль в формировании экологической культуры играет игровая деятельность. Экологические игры позволяют детям в интересной и доступной форме усваивать базовые экологические принципы. Например, можно провести игру «Спасём планету», где дети будут собирать мусор в игровом пространстве, а затем сортировать его по разным контейнерам, учась основам переработки отходов. В ходе игры воспитатель может объяснить, как правильная сортировка мусора помогает сократить загрязнение окружающей среды и сохранить ресурсы. Кроме того, можно предложить детям создать поделки из переработанных материалов, что также будет способствовать формированию осознанного отношения к отходам и повторному использованию вещей.
Сказкотерапия также является эффективным инструментом экологического воспитания дошкольников. Примером может служить создание или использование уже существующих экологических сказок, где герои сталкиваются с проблемами загрязнения природы или её защиты. В таких сказках через приключения героев дети узнают о последствиях неправильного отношения к природе и о том, как можно сберечь окружающий мир. Например, воспитатель может прочитать детям сказку о лесных животных, которые страдают из-за вырубки деревьев, а затем предложить обсудить с детьми, как можно помочь животным и восстановить лес.
Современный подход к формированию экологической культуры требует также интеграции экологических тем в другие образовательные области. Например, на занятиях по рисованию дети могут изображать природу и её явления, на музыкальных занятиях — петь песни о природе, а на уроках математики — считать природные объекты. Такая интеграция позволяет детям глубже осознать связь между природой и различными сферами жизни, а также увидеть, что экологическая культура — это не отдельная дисциплина, а часть повседневной жизни.
Взаимодействие с родителями также играет важную роль в воспитании экологически грамотных детей. Педагоги могут проводить совместные мероприятия, направленные на формирование экологической культуры, такие как субботники или совместные проекты по озеленению детского сада. Вовлечение родителей в процесс экологического воспитания усиливает результативность работы, так как экологически ответственное поведение должно поощряться и поддерживаться не только в детском саду, но и дома. Можно предложить родителям регулярно обсуждать с детьми вопросы охраны окружающей среды, участвовать вместе с детьми в экологических акциях и проектах, что поможет закрепить у ребёнка полученные в детском саду знания и навыки.
Таким образом, современный подход к формированию экологической культуры у дошкольников основывается на комплексном подходе, который включает практическое взаимодействие с природой, использование проектной и игровой деятельности, интеграцию экологических тем в образовательный процесс и активное взаимодействие с родителями. Воспитание экологически ответственных граждан начинается с самого раннего возраста, и важно, чтобы педагоги создавали благоприятные условия для формирования у детей уважительного и бережного отношения к окружающему миру. Только через вовлечение детей в осознанные действия и воспитание экологической культуры с ранних лет можно достичь устойчивого результата в сохранении природы для будущих поколений.
Список литературы
Антонов В.П.,
Кольчикова
Н.В. Пути и средства экологического образования и воспитания дошкольников // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2019. №27. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/puti-i-sredstva-ekologicheskogo-obrazovaniya-i-vospitaniya-doshkolnikov
(дата обращения:
01
.
10
.2024).
Борокина
В.А.,
Ханова
Т.Г. Особенности формирования познавательного отношения детей к природе // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-poznavatelnogo-otnosheniya-detey-k-prirode
(дата обращения:
01
.
10
.2024).
Елецкая Н.М. Экологическое воспитание дошкольников посредством развития познавательного интереса к природе / Н. М. Елецкая, С. С. Зайцева. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 38 (433). — С. 205-207. — URL:
https://moluch.ru/archive/433/94980/
(дата обращения:
01
.
10
.2024).