СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ | Михалева Юлия Валерьевна. Работа №350829
Аннотация: в статье представлено описание современных подходов к формированию духовно-нравственных ценностей у младших школьников с задержкой психического развития. Описывается современная проблематика исследуемого вопроса, а также дается характеристика задач данного процесса. На основании выделенного ряда задач предлагается характеристика некоторых современных подходов к формированию духовно-нравственных ценностей у младших школьников с задержкой психического развития.
Михалева Ю.В.
Национальный исследовательский
Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского
(Арзамасский филиал),
г.Арзамас, Россия
Научный руководитель: Жесткова Е.А., к.ф.н., доцент
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация: в статье представлено описание современных подходов к формированию духовно-нравственных ценностей у младших школьников с задержкой психического развития. Описывается современная проблематика исследуемого вопроса, а также дается характеристика задач данного процесса. На основании выделенного ряда задач предлагается характеристика некоторых современных подходов к формированию духовно-нравственных ценностей у младших школьников с задержкой психического развития.
Ключевые слова: задержка психического развития, формирование, духовно-нравственные ценности, развитие, уровень, влияние.
Abstract: the article describes modern approaches to the formation of spiritual and moral values in younger schoolchildren with mental retardation. The modern problems of the studied issue are described, as well as the characteristics of the tasks of this process are given. Based on the identified set of tasks, the characteristics of some modern approaches to the formation of spiritual and moral values in younger schoolchildren with mental retardation are proposed.
Keywords: mental retardation, formation, spiritual and moral values, development, level, influence.
Чем младше ребенок, тем больше можно влиять на его эмоции и поведение, вне зависимости от того, развивается ли он согласно нормам или нет. Духовно-нравственное воспитание должно основываться на том, чтобы у детей было положительное эмоциональное отношение к своим родственникам и сверстникам, а также к окружающему миру. Эмпирическая ориентация детей на эмоциональное состояние взрослых (в основном родителей и сверстников) помогает им проникнуть во внутренний мир близких и установить с ними надежную связь.
Развитие духовно-нравственной стороны человека берет свое начало с момента его рождения. Более того, уровень данного развития оказывает влияние в дальнейшем на все стороны жизни человека.
В тот период, когда дети с ЗПР только начинают посещать школу, они не раскрывают свои чувства и эмоции до конца, и ведут себя крайне замкнуто. В это время взаимодействие с такими детьми затруднено, и требуется огромный профессионализм со стороны педагога, чтобы установить контакт. Если взаимодействие будет продолжительным и систематическим, то оно даст свои плоды, и дети с ЗПР начнут достигать определенных успехов.
Также, если процесс взаимодействия педагога с детьми продуман, то меняется и личность детей с ЗПР: среди качеств личности преобладает доброта и любовь. Поэтому можно сказать об огромной ответственности, которая лежит на педагогах в вопросе воспитания у детей чувств сострадания и гуманизма.
На сегодняшний день успешный процесс воспитания детей с ЗПР дает детям с задержкой психического развития возможность получать образование в обычных общеобразовательных учреждениях наравне с другими детьми.
Но не все так просто, и важно сказать о том, что усвоение определенного материала (как практического, так и теоретического), гораздо лучше происходит у детей с нормальным развитием. Именно этим и обусловлена важность индивидуального подхода к мероприятиям по формированию духовно-нравственных ценностей у детей с ЗПР.
Прежде, чем говорить о подходах к формированию духовно-нравственных ценностей у детей с ЗПР, необходимо остановиться на задачах духовно-нравственного воспитания, ведь именно от поставленных задач и зависит выбор методов.
Итак, к задачам относят[1]:
Рисунок 1- Задачи духовно-нравственного воспитания
Начать обзор подходов к управлению процессом формирования духовно-нравственных ценностей хотелось бы с религиозной составляющей.
В нашей стране подавляющее число населения – христиане. Христианство как религия имеет огромнейшую многотысячелетнюю историю, и знакомить с ней детей просто необходимо.
Здесь следует сделать оговорку о том, что дети с ЗПР и их нормально развивающиеся сверстники в целом имеют сходный процесс развития, хотя процесс физического развития у детей с ЗПР существенно отличается от процесса физического развития у нормальных детей.
Поэтому для того, чтобы формировать духовно-нравственные ценности у детей с ЗПР, можно использовать православный календарь. Этот же метод может быть применен и для развития духовно-нравственных ценностей у детей без отклонений. С помощью календаря детям можно рассказать историю возникновения такой религии, как христианство, познакомить их с традициями данной веры, особенностях поведения в период христианских праздников.
Но нужно отметить, что информация будет гораздо охотнее восприниматься и успешнее усваиваться в тех случаях, когда сам процесс познания организован в легкой и увлекательной форме. Также важно, чтобы участие в данном процессе принимали все дети, и здоровые, и с ЗПР. Ключевой аспект здесь именно создание атмосферы праздника и тепла православного христианства, которое зарождает в детях доброту и стремление стать лучше.
Ведь познание традиций поможет здоровым детям стать более внимательными и заботливыми к тем, кто в этом нуждается, например, к детям с ЗПР. Познание традиций поможет скорректировать равнодушие либо чрезмерную опеку, что тоже немаловажно.
Немаловажное значение в системе формирования духовно-нравственных ценностей отводится искусству и музыке. Ведь именно они могут оказывать влияние на ребенка изнутри, способствовать формированию этики и морали, а также крайне важны не только в воспитании обычных детей, но и детей с ЗПР.
Нужно отметить, что посредством познания плодов искусства и музыкальных произведений дети знакомятся с тем миром, в котором им предстоит жить в дальнейшем. И знакомство несет в себе практический смысл: усваиваются те ценности, которыми живет общество.
С помощью музыки формируется восприятие, коммуникативные навыки, а также стимулируется потребность в познании. Музыка сама по себе не столько выступает в качестве носителя информации, сколько в качестве инструмента для формирования тех или иных черт и социальных навыков.
Также для детей с ЗПР необходимо формировать интерес к изобразительному искусству, поскольку именно оно помогает в становлении эмоционального фона[2].
Дети с ЗПР, как правило, при осуществлении действий руками демонстрируют несформированность техники. Это может выражаться в неумении и затрудненном обучении держать карандаш либо ручку, неловких движениях рук. Также дети с ЗПР затрудняются и в осуществлении самого процесса рисования непосредственно.
Для становления личности и формирования тех или иных ценностей крайне важна командная работа. И здесь на первый план выходит театральная деятельность. как ни странно, но дети с ЗПР, как правило, крайне увлечены театральной деятельностью, поскольку в процессе они могут не только чему-то учиться, взаимодействовать со сверстниками, но и играть.
Помощь детям с отклонениями в развитии - это не только работа специалистов (логопедов, физиотерапевтов, психологов), но и, самое главное, ежедневная работа родителей, с любовью, самоотверженностью и специальными знаниями, приобретенными ими самими.
Приобретая собственный моральный опыт, дети могут совершать ошибки.
Педагог должен помочь ребенку понять ошибки, принять их и исправить; конечно, ему нужно не только корректировать свое поведение, но и влиять на направление мотивации, порождаемой тем или иным движением.
Нравственное воспитание детей школьного возраста в основном происходит в процессе обучения. Обучение детей только на первый взгляд кажется очень личным делом. На самом деле – это продукт взаимосвязи направленной деятельности семьи, школы и общества.
Список литературы
Петракова, Г. М. Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ / Г. М. Петракова. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 398-399. — URL: https://moluch.ru/archive/183/47095/ (дата обращения: 24.05.2024).
Чугунова В.В.,
Кисова
В.В. К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19503 (дата обращения: 24.05.2024).