Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Современный урок английского языка в системе духовно-нравственного воспитания обучающихся" | Мой кабинет. Работа №348989

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Это прописано в основополагающих документах. Согласно пункту 42.1.2. приказа Министерства просвещения Российской Федерации №287 от 31.05.2021 г Патриотическое воспитание заключается в: осознании учащимися российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявлении интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностном отношении к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважении к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

МБОУ «Верхнемедведицкая СОШ»

Курского района Курской области

 

 

 

 

ДОКЛАД

«Современный урок английского языка в системе духовно-нравственного воспитания обучающихся»

 

 

 

 

 

Подготовил: учитель

английского языка

МБОУ «Верхнемедведицкая СОШ»

Курского района Курской области

Тукуреев И.А.

Рассмотрено на заседании

РМО учителей иностранного языка

 

2024г.

 

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Это прописано в основополагающих документах. Согласно пункту 42.1.2. приказа Министерства просвещения Российской Федерации №287 от 31.05.2021 г Патриотическое воспитание заключается в: осознании учащимися российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявлении интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностном отношении к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважении к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Согласно пункту 42.1.3. того же приказа духовно-нравственное воспитание заключается в: ориентации на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовности оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активном неприятии асоциальных поступков, свободе и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Духовно-нравственное воспитание на уроках иностранного языка – широкая сфера деятельности и требует от учителя соответствующей подготовки и компетенции и должно проводиться в системе. Разумеется, что подобная система выстроится не сразу, а по мере приобретения опыта в данном аспекте. Поэтому начать необходимо с введения некоторых элементов или компонентов нацеленных на духовно-нравственное развитие.

Сперва в данной статье будет освящен весь потенциал, возможный для применения в целях духовно-нравственного развития на уроках иностранного языка. Далее мы остановимся на конкретных практических моментах или компонентах, с которых возможно начать учителю строить систему духовно-нравственного воспитания. Автором выбрано формирование толерантности и негативной установки к проявлениям ксенофобии, национализма и пренебрежительное отношение к другим народам, языкам и культурам, как одной из составляющих духовно-нравственного развития личности.

Понимание духовных ценностей становится важным фактором развития общественного и национального самосознания. Каждый школьный предмет, по сути, является инструментом становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров. Не являясь исключением, учебный предмет «Иностранный язык» имеет существенную особенность: он как бы «беспредметен»: он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний, содержания других учебных предметов.

В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстра лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.

 

Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи и молодежи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней.

К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всему классу, в то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.

Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра. В отличие от групповой работы в ролевой игре каждый ученик несет индивидуальную ответственность за принятое решение, возможность анализировать уместность, необходимость и эффективность той или иной модели поведения, нравственная направленность оказывает влияние на предполагаемый вариант поведения

Ролевая игра – одновременно и учебная и игровая практика. Для обучающихся – это творчество, и учебный характер данной деятельности для них не осознанный. Для учителя – это уникальная возможность добиваться поставленных целей и задач на уроке иностранного языка: овладение новыми лексическими единицами, развитие навыков диалогической речи, отработка монологических высказываний, обучение правилам этикета, воспитание духовно-нравственной и толерантной личности и т. д.

Таким образом, в ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.

В наш век перед учителем английского языка стоят современные задачи, открывающие дорогу инициативе, проявлению креативности, мотивирующие на поиск нового активного педагогического инструмента обучения. Учитывая тот факт, что сегодняшние учащиеся увлечены компьютером, таким мощным инструментом может быть использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. ИКТ рассматриваются как «наиболее перспективное направление, интегративным составляющим обучения, поскольку оно изначально ориентировано по своей, как технологической, так и социокультурной сути, на свободное, в достаточной мере самостоятельное и ответственное проективно-гибкое обучение».

Одним из наиболее перспективных является использование информационно-коммуникативных технологий в сфере духовно-нравственного воспитания учащихся. Многие учащиеся знакомы с информационными технологиями, активно пользуются компьютером как в школе, так и дома. Через интерес к компьютерным технологиям можно изменить формы и методы духовно-нравственного воспитания школьников.

К сожалению, мы не можем часто вывозить школьников на экскурсии за пределы нашей страны и посещать знаменитые театры и музеи, но благодаря современным информационно-коммуникативных технологиям это стало возможным. Благодаря Интернету, находясь в классе, мы можем совершать виртуальные экскурсии по Эрмитажу и Британскому музею, по Третьяковской галерее и галерее Тэйт в Лондоне; смотреть постановки в Большом театре и Шекспировском театре и т.д.

При этом учащиеся не пассивно воспринимают представленную им информацию, а активно включаются в процесс сбора, обработки и систематизации электронного материала для подготовки презентаций и проектов. Эта работа способствует воспитанию чувства товарищества, развивает умение работать в группах, а также воспитывает учащихся толерантности, проявлению уважения как к друг другу, так и к представителям других культур. Так, учащиеся 5 класса успешно выполняют проекты и создают презентации на темы «That is what I like about my school», “My pet”, “Traditions in my family”, “Let’s travel together”. Учащиеся 10 класса разрабатывают презентации по темам “We are what we eat”, “Teenagers in Great Britain”, “School uniforms ”. Ребята 8 классов защищают проекты по темам “How to break the ice”, “Tasty traditions”, “New Images For You”.

Работая в группах над проектами и презентациями, учащиеся учатся уважать друг друга, уважать право других людей отличаться от них, а также осознают, что принадлежать не только к окружающему им сообществу, но и являются субъектами всего мира.

Наблюдения и сопоставительный анализ результатов обученности классов, где информационно-коммуникативные технологии применятся в системе, показывают следующее: учащиеся показывают более высокую степень мотивации, заинтересованности английским языком, демонстрируют достаточно хороший уровень коммуникативной компетенции и воспитанности, а также отличаются информационной компетентностью и умением работать в группах, коллективе.

Безусловно, применение информационно-коммуникативных технологий способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, ведет к раскрытию и развитию личностных качеств учащихся, но надо придерживаться правила золотой середины - только разумное сочетание традиционных и активных форм и методов обучения с применением информационно-коммуникативных технологий способствует достижению успеха.

Проектная методика обучения иностранным языкам, которая лежит в основе обучения по учебно-методическому комплекту «Английский в фокусе», даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Этому способствуют задания под рубриками “ Culture Corner” , “Extensive Reading”, “Spotlight on Russia”. В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, обычаям и традициям.

Итак, мы рассмотрели огромный теоретический, содержательный и методический потенциал средств духовно-нравственного воспитания на уроках иностранного языка.

 

 

Скачать работу
Что нового в аттестации 2025? Знаем все изменения и подготовим документы за вас!
Пожалуйста, подождите.
x
×