Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе | Костылева А.А.. Работа №338273
Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе
Урок – организационная форма учебного процесса при классно-урочной системе обучения. В уроке в сложной динамической взаимосвязи аккумулируются цели, содержание и формы и средства обучения. Для урока как формы организации учебного процесса обязательны четкие цели, неразрывность образовательных, воспитательных и развивающих задач, рациональное сочетание коллективной и индивидуальной работы студентов и руководящая роль педагога.
Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе
Урок – организационная форма учебного процесса при классно-урочной системе обучения. В уроке в сложной динамической взаимосвязи аккумулируются цели, содержание и формы и средства обучения. Для урока как формы организации учебного процесса обязательны четкие цели, неразрывность образовательных, воспитательных и развивающих задач, рациональное сочетание коллективной и индивидуальной работы студентов и руководящая роль педагога.
Формула эффективности компетентностного урока состоит из двух частей: тщательности подготовки и мастерства проведения.
Подготовка урока — это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат. В подготовке педагога к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования.
Структура процесса усвоения знаний представляет собой логическую цепочку: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация, рефлексия. Типология урока зависит от этапа организации деятельности по усвоению знаний. Существуют различные подходы к типологии урока. В своей работе я отдаю предпочтение деятельностному подходу, поэтому для себя я выбрала типологию уроков Т. И. Шамовой:
1. Организационный урок.
2. Изучение и первичное применение знаний и способов деятельности.
3. Закрепление знаний и способов деятельности.
4. Комплексное применение знаний и способов деятельности.
5. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
6. Проверка и оценка знаний и способов деятельности.
7. Коррекция знаний и способов деятельности.
Планирование урока зависит от его типа, так как каждый из уроков имеет свою дидактическую цель и задачи.
Определение целей урока
Цель – это заранее запланированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.
Выделяются обучающие (когнетивные) цели и цели, направленные на развитие ребёнка (аффективные).
Существует ряд требований к постановке целей:
• Ставить так, чтобы её можно было проверить (диагностичность цели).
• Указывать, с помощью чего мы будем её достигать (операциональность).
• Указывать, какие уровни усваиваем на уроке (уровневая постановка цели).
• Реальная выполнимость цели.
Образовательная цель определяется на основе раздела программы, что должны знать иуметь учащиеся. Для формулирования образовательной цели я пользуюсь следующим клише:
Организовать деятельность учащихся по … (изучению и первичному закреплению, по применению знаний, по обобщению и систематизации знаний и т. д. (в зависимости от типа урока)) по теме …, в результате чего учащиеся будут знать …, уметь …
Прописывая образовательную цель таким образом, я всегда знаю, что хочу увидеть в конце урока.
Так как за один урок невозможно развить и воспитать ребенка, то для формулирования целей воспитания и развития можно использовать следующие клише:
- Создать условия для…
- Содействовать…
- Способствовать…
- Поддерживать…
- Предоставлять возможность…
- Организовать ситуацию…
Определение последовательности и планирование результатов каждого этапа урока
В основе любого урока лежит всё та же логика процесса усвоения знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация, рефлексия. В связи с этим выделяют набор этапов урока:
Организационный этап.
Этап проверки домашнего задания.
Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
Этап первичной проверки понимания изученного.
Этап закрепления.
Этап применения изученного.
Этап обобщения и систематизации.
Этап контроля и самоконтроля.
Этап коррекции.
Этап информации о домашнем задании.
Этап подведения итогов учебного занятия.
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
№
Этапы занятия
Цель
Время
1
Организационный этап
(проверка готовности аудитории и студентов к занятию, отметка отсутствующих на занятии)
Организация начала занятия, настраивание студентов на учебную деятельность
2 мин
2.
Целевая установка. Мотивация учебной деятельности ОК 1.
Раскрыть теоретическую и практическую значимость темы
3 мин
3
Актуализация опорных знаний
Выявление имеющихся знаний, оценка степени подготовленности студентов к занятию
10 мин
4.
Усвоение новых знаний (организация внимания; сообщение преподавателем нового материала; систематизация и обобщение этого материала студентами)
Формирование теоретических знаний
50 мин
5.
Осмысление и систематизация полученных знаний и умений. Закрепление нового материала
ОК 2;ОК 3; ОК 4; ОК 6; ОК7 (Приложение 1)
Систематизация и закрепление полученных на занятии знаний и умений, повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания студентами
15 мин
6.
Домашнее задание, инструктаж по его выполнению
(объяснение содержания работы, приемов и последовательность ее выполнения)
ОК 5
Сообщить студентам о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения
5 мин
7.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
(Самооценка и оценка работы группы)
Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее
5 мин
Требования к современному уроку
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология.
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым,
Методы и формы современного урока:
метод проектов;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии (интеграция);
портфолио.
Без применения ИКТ не может быть современного урока.
ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:
создание презентаций к урокам;
работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;
использование готовых обучающих программ;
разработка и использование собственных авторских программ.
Возможности ИКТ:
создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
создание текстовых работ;
обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.
“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.
С.И. Гессен.
То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. ( Материал методического совета)
Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?
Современный урок – это:
урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
урок , содержащий разные виды деятельности.
урок , на котором ученику должно быть комфортно.
урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
современный урок развивает у детей креативное мышление.
современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Таким образом, можно подвести итог, современный урок – это многокомпонентный урок, отвечающий качественным характеристикам современного образования; это урок, построенный с учетом дифференцированного подхода, законов культуры общения и психологии обучения. Деятельность на уроке направлена на личность ученика, процесс строится на основе партнерских отношений учителя и ученика, их взаимодействия. На современном уроке происходит обучение учащихся механизмам самоорганизации собственной деятельности по поиску информации и знаний. Современный урок отличается гармоничным сочетанием учебной и творческой деятельности учащихся. Для того чтобы урок был интересным и результативным, педагогу тоже необходимо учиться и открывать для себя новые возможности.
Список использованной литературы
Булавкин А. А. Об опыте использования в учебном процессе современных педагогических технологий и инновационных методов обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25.
Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процесса обучения.- Методический лекторий, Москва, 2009.