Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе | Костылева А.А.. Работа №338273

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе

     Урок – организационная форма учебного процесса при классно-урочной системе обучения. В уроке в сложной динамической взаимосвязи аккумулируются цели, содержание и формы и средства обучения. Для урока как формы организации учебного процесса обязательны четкие цели, неразрывность образовательных, воспитательных и развивающих задач, рациональное сочетание коллективной и индивидуальной работы студентов и руководящая роль педагога.

Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе

Урок – организационная форма учебного процесса при классно-урочной системе обучения. В уроке в сложной динамической взаимосвязи аккумулируются цели, содержание и формы и средства обучения. Для урока как формы организации учебного процесса обязательны четкие цели, неразрывность образовательных, воспитательных и развивающих задач, рациональное сочетание коллективной и индивидуальной работы студентов и руководящая роль педагога.

Формула эффективности компетентностного урока состоит из двух частей: тщательности подготовки и мастерства проведения.

Подготовка урока — это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат. В подготовке педагога к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования.

Структура процесса усвоения знаний представляет собой логическую цепочку: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация, рефлексия. Типология урока зависит от этапа организации деятельности по усвоению знаний. Существуют  различные подходы к типологии урока. В своей работе я отдаю предпочтение деятельностному подходу, поэтому для себя я выбрала типологию уроков Т. И. Шамовой:

1.     Организационный урок.

2.     Изучение и первичное применение знаний и способов деятельности.

3.     Закрепление знаний и способов деятельности.

4.     Комплексное применение знаний и способов деятельности.

5.     Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

6.     Проверка и оценка знаний и способов деятельности.

7.     Коррекция знаний и способов деятельности.

Планирование урока зависит от его типа, так как каждый из уроков имеет свою дидактическую цель и задачи.

Определение целей урока

Цель – это заранее запланированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.

Выделяются обучающие (когнетивные) цели и цели, направленные на развитие ребёнка (аффективные).

Существует ряд требований к постановке целей:

•         Ставить так, чтобы её можно было проверить (диагностичность цели).

•         Указывать, с помощью чего мы будем её достигать (операциональность).

•         Указывать, какие уровни усваиваем на уроке (уровневая постановка цели).

•         Реальная выполнимость цели.

Образовательная  цель определяется на основе раздела программы, что должны знать иуметь учащиеся. Для формулирования образовательной цели я пользуюсь следующим клише:

Организовать деятельность учащихся по … (изучению и первичному закреплению, по применению знаний, по обобщению и систематизации знаний и т. д. (в зависимости от типа урока)) по теме …, в результате чего учащиеся будут знать …, уметь 

Прописывая образовательную цель таким образом, я всегда знаю, что хочу увидеть в конце урока.

Так как за один урок невозможно развить и воспитать ребенка, то для формулирования целей воспитания и развития можно использовать следующие клише:

-                    Создать условия для…

-                    Содействовать…

-                    Способствовать…

-                    Поддерживать…

-                    Предоставлять возможность…

-                    Организовать ситуацию…

Определение последовательности и планирование результатов каждого этапа урока

В основе любого урока лежит всё та же логика процесса усвоения знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация, рефлексия. В связи с этим выделяют набор этапов урока:

 

             Организационный этап.

             Этап проверки домашнего задания.

             Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

             Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

             Этап первичной проверки понимания изученного.

             Этап закрепления.

            Этап применения изученного.

            Этап обобщения и систематизации.

            Этап контроля и самоконтроля.

            Этап коррекции.

            Этап информации о домашнем задании.

            Этап подведения итогов учебного занятия.

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

Цель

Время

1

Организационный этап

(проверка готовности аудитории и студентов к занятию, отметка отсутствующих на занятии)

Организация начала занятия, настраивание студентов на учебную деятельность

2 мин

2.

Целевая установка. Мотивация учебной деятельности ОК 1.

 

Раскрыть теоретическую и практическую значимость темы

3 мин

3

Актуализация опорных знаний

Выявление имеющихся знаний, оценка степени подготовленности студентов к занятию

10 мин

4.

Усвоение новых знаний (организация внимания; сообщение преподавателем нового материала; систематизация и обобщение этого материала студентами)

 

Формирование теоретических знаний

50 мин

5.

Осмысление и систематизация полученных знаний и умений. Закрепление нового материала

ОК 2;ОК 3; ОК 4; ОК 6; ОК7 (Приложение 1)

 

Систематизация и закрепление полученных на занятии знаний и умений, повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания студентами

15 мин

6.

Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

(объяснение содержания работы, приемов и последовательность ее выполнения)

ОК 5

 

Сообщить студентам о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

5 мин

7.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

(Самооценка и оценка работы группы)

 

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее

5 мин

 

Требования к современному уроку

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся  главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, 

Методы и формы современного урока:

метод проектов;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии (интеграция);

портфолио.

Без применения ИКТ не может быть современного урока.

ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

создание презентаций к урокам;

работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;

использование готовых обучающих программ;

разработка и использование собственных авторских программ.

Возможности ИКТ:

создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

создание текстовых работ;

обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

  “Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.

С.И. Гессен.

То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия. 

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. ( Материал  методического совета)

Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?

Современный урок – это:

урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.

урок , содержащий разные виды деятельности.

урок , на котором ученику должно быть комфортно.

урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.

современный урок развивает у детей креативное мышление.

современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.

урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Таким образом, можно подвести итог, современный урок – это многокомпонентный урок, отвечающий качественным характеристикам современного образования; это урок, построенный с учетом дифференцированного подхода, законов культуры общения и психологии обучения. Деятельность на уроке направлена на личность ученика, процесс строится на основе партнерских отношений учителя и ученика, их взаимодействия. На современном уроке происходит обучение учащихся механизмам самоорганизации собственной деятельности по поиску информации и знаний. Современный урок отличается гармоничным сочетанием учебной и творческой деятельности учащихся. Для того чтобы урок был интересным и результативным, педагогу тоже необходимо учиться и открывать для себя новые возможности.

 

Список использованной литературы

 

 

Булавкин А. А. Об опыте использования в учебном процессе современных педагогических технологий и инновационных методов обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25.

Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процесса обучения.- Методический лекторий, Москва, 2009.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×